Окна не мыты и отворены. Тридцать три богатыря. Илья муромец и соловей рахматович


paceka_pavlova в Что выпил Илья Муромец, прежде чем встал с печи, на которой просидел 33 года?

Все мы читали или слушали русские народные сказки. Помню в детстве я их просто обожал! Сегодня я хочу напомнить Вам Былину об Илье Муромце! А именно об исцелении Ильи Муромца.

Как это было? Тридцать три года сидел он и не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И как то раз его родители ушли по делам, а он остался дома один, пришли под окна бродячие странники - калики. Просят отворить дверь, а он говорит, что не могу. Но они не унимаются и настойчиво просят впустить их. Илья кое-как открыл им дверь, впустил в дом, а они налили ему, что Вы думаете?


Чару медового питья! Уж не знаю, что это было квас, медовуха или просто медовая водичка. Но как только Илья её выпил, сердце его разогрелось, и почувствовал он в себе силу! А странники сказали, что отныне будет он великим богатырём и будет сражаться с сильными противниками и всех побеждать!

Так вот в чём оказывается силушка богатырская!) Сидел парень тридцать три года на печи, а тут раз выпил медового питья и стал великим войном! Напоминает историю про Астерикса и Абеликса и их волшебное зелье! А может в его состав тоже входит мёд?

Давайте разберёмся может ли мёд придавать силу? Во первых мёд усваивается организмом человека на 100%! В мёде готовые углеводы, которые не надо переваривать кишечнику, а они сразу усваиваются и снабжают организм энергией! Но кроме этого мёд ещё и нормализует обмен веществ, стабилизирует работу сердечнососудистой системы, а так же приводит в норму нервную систему! Кроме этого мёд улучшает работу кишечника и печени! Т.е. всё это в комплексе действует на организм и не только снимает усталость и восстанавливает запасы энергии, но и лечит! В среднем возрасте мёд помогает предотвратить многие возрастные болезни. А то, что мёд очень полезен в пожилом возрасте, свидетельствуют статистические показатели о том, что большинство русских, которые прожили более 100 лет - пчеловоды! Причём об этом написано в книге немецкого автора!

Раз уже в Русских былинах упомянули этот удивительный продукт, значит в древней Руси его очень ценили и знали о полезных свойствах мёда!

Например, для снятия усталости достаточно кушать по 1 чайной ложке мёда утром и вечером, а при сильной усталости до 4 чайных ложек в день. Это всё в лечебных целях! Очень экономно, согласитесь?!

Кушайте мёд и запасайтесь здоровьем!

В чём сила Илья Муромец? Сила в мёде! Так думаю он ответил бы!)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; <...> фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.

2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время пуб­личного выступления.

3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.

4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необхо­димо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

5) Образные средства языка, например фразеологизмы, украшают речь и выражают от­ношение к тому, о чём говорится, и уместное их использование способно воздейство­вать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите его.

во-первых наоборот иными словами однако лишь

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФУНКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

ФУНКЦИЯ, -и, ж.

1) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения это­го другого явления.

2) В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.

4) Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф. синтаксиса.

5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные ф. Ф. профкома.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

убрАла тамОжня закУпорить оптОвый понЯвший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Лучший способ построить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения с подростком - искренне ин­тересоваться его жизнью.

При раскопках древнего поселения археологи нашли много ГЛИНЯНОЙ посуды.

ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.

«Турист» - современная и КОМФОРТАБЕЛЬНАЯ гостиница, расположенная в экологи­чески чистом районе города.

Степан Петрович руководил бригадой, которая строила ДОБРОТНЫЕ кирпичные дома

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛУТОРАСТА рублям ДВОЕ бабушек

знойных ПУСТЫНЬ ЛЯГТЕ на диван ОБЕИМ девушкам

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума»..

Б) Замечательная экскурсия в Ясную Поляну понравилась как взрослым, а также и детям.

B) Немало гениев вошли в мировую ис­торию.

Г) Благодаря советов Безухова Андрей Болконский начал возрождаться к жизни.

Д) Прочитав текст о гениях, мои мысли обратились к Пушкину

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву

зан…мать выск.. чить зар. .зиться к...лбаса с...реневый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…зентация, пр…баутка во...седать, ра...грести

Дача, бе…возвратно по…шутить, о…блеск пр...умолкнуть, пр...лечь

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

продл…вать недоум….вать гречн…вый привередл…вый стро...вой

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

развлека…мый закле...нный неприемл…мый стел...тся независ…мый

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Всех возмутил ничем (не)оправданный поступок Кости. Окна были (не)мыты и отворены настежь. (Не)откуда Илье Муромцу подмоги ждать!

(Не)продуманное тобой решение может обернуться большими неприятностями (Не)красна изба углами, а красна порогами

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все разговоры (НА)СЧЕТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. (НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду. Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вече­рам.

(ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.

(В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

Я до сих пор вижу дуги с узорами, писа(1)ыми масля(2)ной краской, золоче(3)ую уп­ряжь коней с лебеди(4)ыми шеями, которые на масле(5)ой неделе наперегонки мчат по деревенской улице.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1) Вчера охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился для отдыха в кромешной темноте.

2) Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и жестоко ос­корбило.

3) Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за тёмного леса.

4) Сюжет того или иного рассказа или повести очень часто напоминает различные случаи из жизни.

5) Луна поднималась и освещала дорогу полей дома деревни. Ответ: .

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Человек (1) по-доброму относящийся к другому (2) может быть настроен на его благо­дарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Язык - это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и очевид­ный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по-прежнему (5) «великим и могучим».

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Во время южной ссылки и Пушкин служил в Кишиневе под начальством генерала Инзова (1) в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл (4) прикованный к крыльцу длинной цепью.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. При матери я крепился (1) не жаловался (2) и не плакал (3) но (4) когда она стала уезжать (5) не выдержал (6) и с рёвом погнался за машиной.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

Начало формы

(1)Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и поч­ти ничего не читает. (2)Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3)Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художни­ком, ушла из жизни!

(4)Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5)Но сын не улавливал того очарова­тельного перемигивания многих смыслов, которое дает настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (6)Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7)И нельзя же все время читать ему вслух. (8)Георгия Андреевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9)Более того, он был уверен, что его успехи в физике ка­ким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (10)Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. (11)А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. (12)Книга была первична.

(15)На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16)Из-за язвительных насмешек постоян­но выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, никаким ав­торитетом у сына не пользуется. (17)Нужно завоевать авторитет. (18)Но как это сделать?

(19)Спорт - единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20)0н должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21)Он должен переиграть его в бад­минтон.

(22)На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:

- (23)Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!

- (24)Ты у меня выиграешь... - презрительно ответил сын. - (25)Папа, у тебя крыша поехала!

- (26)Но ты согласен на условия?

- (27)Конечно!

(28) Отец, решив выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.

(29) Постоянно слышалось шлепанье ракеткой по волану. (30)Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.

(31)Если бы Пушкин прожил ещё хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой. (32)Удар!

(33)Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! (34)И толстовской: не могу молчать! (35)Удар!

(36)Задыхаюсь! (37)3адыхаюсь! (38)Нельзя было почти всю жизнь работать по четырна­дцать часов! (39)Удар!

(40)Выражение «тихий Дон», кажется, впервые упоминается у Пушкина в «Кавказском пленнике»... (41)Если бы не перечитывал сыну, никогда бы не вспомнил... (42)Удар!

(43)Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человече­ства. (44)Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира... (45)Удар!

(46)Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперед. (47)Но при счёте десять - пять в поль­зу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.

(48)Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49)Но почти все удары, сам удивляясь се­бе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50)0н дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможенное уважение. (51)Однако сын порядочно загнал его своими подачами. (52)Сердце колотилось во вею грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53)Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шёл к победе. (54)В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным.

(55)Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.

- (56)Эта ракетка соскальзывает с руки, - крикнул он, - я пойду возьму запасную.

(57)И побежал домой. (58)Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его. (59)Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.

(60)0тец слегка отдышался. (61)Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили иг­ру. (62)И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто выиграть у отца, а вытолкнуть его из жизни.

(63) Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, наступив на шнурок незавязанного кеда.

(64) Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от пе­реутомления он сам мог грохнуться.

(65) Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением...

(По Ф. Искандеру)

Фазиль Абдулович Искандер (род. в 1929 г.) - советский и российский прозаик и поэт. Мир, в котором живут герои Ф. Искандера - это миниатюрная копия нашего большого мира, где соседствуют смешное и трагическое, мудрость и глупость, хитрость и простодушие.

20. Какие из высказываний могут служить иллюстрацией к основной проблеме текста? Ука­жите номера ответов.

1) Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет. (Конфуций)

2) Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авто­ритет уже существующего. (С. Цвейг)

4) Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.Даль)

5) Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. Макаренко)

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 31-34 представлено рассуждение.

2) Предложение 44 поясняет суждение, высказанное в предложении 43.

3) Предложение 21 является выводом, обобщающим суждения, содержащиеся в предло­жениях 19-20.

4) В предложениях 55-57 содержится описание.

5) В предложениях 63-65 содержится рассуждение.

22. Из предложений 26-29 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 45-47 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «Георгию Андреевичу в его возрасте очень сложно было выдержать темп игры, задан­ный сыном, и такое синтаксическое средство, как (А) _____ (пред­ложения 36-37), отражает его реальное физическое состояние. Однако (Б) ______ (предложение 54) помогает понять, с какой самоотдачей отец старался завоевать авторитет, победив сына. Решительное противостояние Георгия Ан­дреевича не могло не удивить мальчика, и троп (В) : _____«комически-заторможенное уважение» (предложение 50) рисует начало зарождения этого чувства. Сын не мог и подумать, что его отец чуть жив от усталости: в лексике (Г) _______ (предложение 59) точно характеризует самочувствие Георгия Ан­дреевича».

Список терминов: 1) градация 2) развернутая метафора 3) инверсия 4) восклицательное предложение 5) эпитет
6) олицетворение 7) фразеологизм 8) контекстные антонимы 9) сравнение

Едет Илья Муромец на коне по чисту полю, тут дорога у него расходится в трех направлениях и посреди стоит камень. Слез Илюша, подошел к камню, а на камне не только написано, но наплевано и нагажено.

Едет, значит, Илья Муромец в чистом поле, глядь: на встречу ему толпа народу мужиков идет, и один из них глаголет:
- Илья, давай яйцами биться!
Удивился Илья такой странной просьбе, но виду не подал, схватил в обе руки по своему пудовому и пошел направо и налево дубасить. Через десять минут, когда все было кончено и Илья собрался было уже уезжать, тот же мужик приподнял голову и, еле шевеля разбитыми губами, прохрипел:
- Христос воскрес, Илюшенька!

Стоят разговаривают Илья Муромец и Василиса Прекрасная. Ну Василиса и говорит Илье:
- Илюша вот ты такой большой, могучий, сильный, а можешь вот для меня березку с корнем вырвать?
- Илья да легко, подошел выдернул березу.
- Василиса дальше пристает, а вон тот столетний дубок в два обхвата слабо?
- Ну Илье деваться некуда подошел поднапрягся, выдернул дуб с корнем.
- Василиса. А сосну?
- А вот коли соснёшь, я вообще пол леса повыдергаю.

Ты кто?
- Я Соловей Разбойник!
- Ха, а я Богатырь Разбабник!
- Что-то ты, Илья Муромец, сегодня с шуточек начинаешь… Опять вчера Камеди клаб смотрел?

Лес. Узкая дорога. Едет на своей кляче Д’артаньян. На встречу ему Илья Муромец на коне.
Д’артаньян:
- Месье, я - подданный великой Франции, Вы обязаны меня пропустить!
- Уйди, дурак.
- Господин, я - великий мушкетер, Вы обязаны уступить мне дорогу.
- Уйди, дурак, я тороплюсь!
- Месье, если вы не уступите мне дорогу, я буду вынужден вызвать Вас на дуэль и убить Вас!
Они уходят за кусты. Через 5 минут выходит из-за кустов Илья Муромец, вытирает меч и говорит:
- Хулиганье, чуть глаза проволокой не выколол…

Остановился Илья Муромец у придорожного камня на развилке дорог, а на нём написано: "Прямо пойдёшь - голову потеряешь, вправо пойдёшь - невесту уведут, влево пойдёшь - разбойники ограбят".
Почесал Илья репу и говорит:
- А пойду-ка я конём!
Вот так и появился на Руси первый шахматист.

Собрались на стрелку как-то богатыри - Алёша Попович и Добрыня Никитич. Ждут дружка своего - Илюшу Муромца. А нет его - опаздывает. Так прибыли они на поле, где с татарами им биться надо, а Ильи всё нет. Уж уговаривают они басурманов подождать. Ждут час, два, три, а Ильи всё нет. Ну решили сами разобраться. Побились. Всех убрали. Сами в крови отдыхают. Тут появляется на своём богатырском коне Илюша Муромец - ещё пуще в крови, булава поломана, шлем пробит. Дружки его спрашивают:
- Что случилось, почему не пришёл на подмогу?
- Блин, пацаны - поле перепутал.

Вышел Илья Муромец на русско-китайскую границу и кричит:
Собралась тысяча китайцев, ушли они за гору… Через пятнадцать минут опять выходит Илья и кричит:
- Тыща китайцев, айда драться!
Опять собралась тысяча китайцев, опять ушли за гору, через пятнадцать минут Илья опять кричит:
- Тыща китайцев, айда драться!
Собралась третья тысяча узкоглазых. Тут из-за горы выползает недобитый китаец и кричит:
- Не верьте! Их там двое!

Тридцать лет и три года лежал Илья Муромец на печи. И пришел к нему человек. И посмотрел он на Илью и молвил: "Годен без ограничений".

Выехал Илья Муромец в чисто полюшко. Посреди поля высокий дуб стоит. На дубе том сидит Соловей-разбойник и свистит что есть мочи. Подъехал Илья к дубу и говорит:
- Что рассвистелся, ирод поганый?
А Соловей ему и отвечает жалобным голосом:
- Снимите меня отсюда, пожалуйста!

Едет Илья муромец по дороге, на развилке камень: "Направо пойдешь - коня потеряешь. Налево пойдешь - голову сложишь. Прямо пойдешь - м*даком станешь". Удивился Илья, сколько по сказкам езжу, такого не видел, надо проверить. Поехал. На поляне стоит избушка на курьих ножнах с бабой Ягой. Она Илью Муромца накормила, напоила, в баньке попарила и спать укладывает:
- С кем ляжешь, Ильюша, со мною, с дочкой или на сеновале ляжешь?
Илья подумал, что бабке лет двести, дочка чуть помладше, нет? Лучше лягу на сеновале. Утром проснулся, зарядку сделал, видит возле колодца красавица стоит, просто сказочная:
- Девушка, ты кто будешь?
- Бабы Яги дочка, а ты кто?
- А я… м*дак!

Под старым городом Муромом, среди лесов дремучих да болот и топей непроходимых, жил в богатом селе Карачарове исправный крестьянин Иван Тимофеевич с женою своей Евфросиньею Яковлевной.

Под старость уже послал им Господь Бог сынка, которого они назвали Ильей. Всем бы взял Ильюша: был он и здоров, и крепок, и разумом вышел - одно горе: не владел он ни руками, ни ногами, сидел сиднем тридцать лет.

Сидит однажды Илья в избе один–одинешенек; пора была летняя, страдная; все ушли работать на дальнее поле; сидит Илья, о своей участи горькой раздумывает и слышит, подходят под окна его избы двое калик перехожих. Стучатся калики в окно:

Отвори–ка нам дверь, Илья Муромец, пусти к себе в дом калик перехожих отдохнуть по пути.

Отвечает Илья:

Не могу я, Божьи люди, с места сдвинуться, ворот отворить: сижу я сиднем вот уже тридцать лет; не владею ни руками, ни ногами.

Но повторяют калики свою просьбу и во второй, и в третий раз. Шевельнулся Илья на печи: что за диво! Чувствует, что может встать; резвые ноженьки его держат, руками он владеет. Вскочил Илья живо с печи, отворяет каликам ворота, в дом их к себе ведет.

Говорят ему калики:

Принеси нам испить!

Добрые люди, - отвечает Илья, - ведь я без рук, без ног!

Иди себе, иди, Илья Иванович! Нас не обманывай!

Пошел Илья в погреб; налил чару зелена вина в полтора ведра, приносит каликам. Дали калики Илье испить того вина, спрашивают Илью:

Много ли в себе чувствуешь силушки?

Кабы был от земли столб до неба, а в столбе кольцо золотое, - говорит Илья, - взял бы я за это кольцо, всю бы землю разом перевернул.



Переглянулись калики:

А ну, Илья, принеси нам еще чашу бражки.

Пошел Илья в погреб; идет, по дороге за дуб хватится - дуб с корнем из земли вырвет, ноги у него по колена в земле вязнут. Принес он браги; дали ему еще выпить калики.

Сколько теперь, Илья, чувствуешь в себе силушки?

Божьи люди, теперь во мне силушки половинушка!

Довольно с тебя и этой силушки, - говорят калики, - будешь ты, Илья, великим богатырем и смерть тебе в бою не написана; смело можешь выходить в бой со всяким богатырем, не бейся только со Святогором богатырем - его и сама земля через силу носит, не бейся с Самсоном великим - его стерегут ангелы Божьи, не затевай борьбы с родом Микулы Селяниновича - его любит мать–земля сырая; не трогай Вольгу Святославича - этот, если силой не возьмет, одолеет тебя хитростью–мудростью.

Слушай еще, как достать себе коня богатырского: пойди ты в чистое поле, купи первого жеребчика, какого встретишь, поставь его у себя в конюшне на три месяца, откорми пшеницей белояровой. Через три месяца выводи коня по саду в три ночи, вываляй в трех росах утренних, подведи к высокому тыну; как научится конь тын высокий перескакивать по ту и по другую сторону - поезжай на нем, куда хочешь.

Тут простились калики с Ильей и скрылись из глаз. Заснул Илья по их уходе крепким сном богатырским; спал ни много ни мало целых двенадцать дней.

Пришли домой с работы родители и сестры Ильевы, увидели, что Илья руками, ногами владеет, изумились, глазам своим не верят, плачут от радости.

Спрашивает Илья у родителей:

Родители мои милые, где вы крестьянскую работу работали?

Работали мы, Ильюша, луг–пожню за три версты от дома.

Сведите меня на ту пожню, укажите мне мою работу!

Стал Илья лес расчищать; старые деревья с корнем повыворотил, повалил, надломил дубы крепкие, распахал поле великое, запрудил корнями речку быструю; столько один в три часа наработал, сколько отец, мать с работниками в три дня не сделали.

Купил себе меж тем Илья жеребчика у мужика–прохожего, как ему калики советовали, дал за него цену неслыханную, пятьсот рублей с полтиною, выкормил, вырастил, в росах вывалял; стал жеребчик конем на диво, Илье верным другом–товарищем.

Пошел Илья к родителю просить благословения на путь–дорогу, на великие подвиги.

Не гром гремит, не стук стучит - то Илья к отцу речь держит; не сырой дуб к земле клонится, не листочки его расстилаются - то Илья отцу земно кланяется, просит себе благословенья:

Родимый ты мой батюшка! Дай мне своего благословенья в славный стольный Киев–град поехать, киевским чудотворцам поклониться, послужить верой–правдой солнышку Владимиру, постоять за веру христианскую.

Отвечает старый крестьянин, Иван Тимофеевич:

Поезжай с Богом; на добрые дела даю тебе свое благословение родительское; только на худые дела нет тебе моего благословения; не проливай напрасно крови христианской, не делай зла даже и татарину, за сирых, бедных заступайся.

Поклонился Илья отцу с матерью до земли, пошел снаряжаться в путь–дороженьку: выковал себе из трех железных полос три стрелы могучие; стал Илья и меч себе разыскивать - только не нашлось по нем меча: возьмет Илья меч за рукоять, тут рукоять у него в руке и останется. Сковал тогда себе Илья копье булатное, доброго коня оседлал; положил войлочки на войлочки, потнички на потнички, поверх всего надел на коня седло черкасское с двенадцатью шелковыми подпругами, а тринадцатая была всех крепче, из железа выкована.

Вариант 2

1.

1) явная (не)удача 3) нисколько (не)способный

2) весьма (не)приятное дело 4) (не)доедать во время войны

2. В каком примере НЕ со словом пишется раздельно?

1) (не)способный к труду 3) крайне (не)обдуманное решение

2) (не)взлюбить одноклассника 4) (не)должен верить

3.

1) (не)дождавшись

2) ничуть (не)интересный рассказ

3) (не)доиграл сонату

4) (не)иссякаемые возможности

4. В каком примере НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)подалёку от играющих детей уютно расположились их родители.

2) Давно (не)стриженные волосы мешали, лезли в глаза.

3) Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.

4) Ему не(за)чем было ездить туда.

5. В каком примере НЕ со словом пишется слитно?

1) Мотивы его поступка отнюдь (не)благородны.

2) Проект (не)согласован.

3) Никогда (не)умолкавшая совесть была верным его спутником.

4) Мелкая, (не)уловимая глазом пыль оседала на окнах.

6. В каком примере НЕ со словом пишется слитно?

1) Он дважды переспросил (не)расслышанные слова.

2) Его волновал (не)решённый до сих пор вопрос.

3) (Не)преодолимая для огня полоса земли отдалила степь от пожара.

4) Поставленные перед нами задачи так и (не)решены.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно?

Не(1)прекращающийся дождь в не(2)большом захолустном городишке, стоявшем над не(3)глубокой рекой, нагонял не(4)преходящую тоску на приезжего, так и не(5)сумевшего найти себе достойное занятие.

1) 3, 4, 4, 5 4) 5

12. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Дворник наш (не)способен и муху обидеть.

2) Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла.

3) (Не)каждый способен на благородные поступки.

4) (Не)лестный отзыв о способностях Лизы покоробил Петрова.

13. В каком предложении НЕ со словом (или со словами) пишется слитно?

1) Веди себя прилично: ты (не)умнее и (не)лучше окружающих!

2) Нивы были (не)скошены, зерно (не)убрано; ни на минуту (не)прекращающиеся дожди вызывали тревогу сельчан.

3) (Не)торопливые беседы с отцом нравились (не)поседливому мальчику.

4) Слушать твои советы - далеко (не)лучшее дело?

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно?

Не(1)смотря на не(2)погоду, клубника уродилась не(3)крупная, но сладкая и не(4)обыкновенно яркая, не(5)по-сибирски ароматная.

1) 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 5 4) 5

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ (НИ) пишется слитно?

Я видел в Грибоедове человека не(1)обыкновенного; не(2)преодолимая сила тянула к нему, потому что он ни(3)когда и ни(4)перед кем и не(5)думал блистать; его не(6)терпимое отношение к льстецам и угодникам выказывалось во всем.

1) 1, 2, 3, 6 2) 1, 3, 6 3) 2, 3, 6 4) 1, 2, 3, 4

16. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) (Не)способности его выручали, а большая усидчивость.

2) Окна были (не)мыты и отворены настежь.

3) (Не)откуда Илье Муромцу подмоги ждать!

4) Степан (не)приучен был слушать женские советы.

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ (НИ) пишется слитно?

Это была весьма не(1)легкая задача: ещё не(2)распустившиеся розы выкопать и пересадить на новое место не(3)далеко от дома, где ни(4)кто бы их не(5)взначай не(6)сломал.

1) 1, 3, 4, 5 2) 2, 3, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4, 5, 6

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно?

Студент путано приводил не(1)нужные для доказательства факты, делал совершенно не(2)правильные выводы, не(3)однажды ошибался, называя никогда не(4)существовавшие теории известных ученых.

1) 1, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 3, 4

19. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Всадник (не)охотно слез с коня и подошел к костру.

2) Этот рюкзак отнюдь (не)тяжел.

3) Ты моя песня, пока ещё (не)спетая.

4) Он (не)первым начал драку.

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ (НИ) пишется слитно?

В не(1)обыкновенной, ни(2)когда не(3)слыханной тишине зарождается не(4)яркий рассвет; стоят не(5)подвижно сосны.

1) 1, 3, 4, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 2, 4

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно?

Тимофей был не(1)только не(2)рад появлению охотников - он не(3)медленно распорядился, чтобы этих не(4)порядочных людишек и близко в лес не(5)пускали.

1) 1, 2, 5 2) 1, 4, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 2, 3, 4, 5

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно?

Артист вышел на сцену и, совсем не(1)улыбаясь, как-то не(2)ловко попытался пошутить, но не(3)умелая эта попытка вызвала не(4)доумение зрителей, не(5)желавших слушать и видеть подобное.

1) 1, 5 2) 1, 3, 5 3) 2, 3, 5 4) 2, 3, 4, 5

23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется раздельно?

Не(1)жаль мне лет, растраченных напрасно, не(2)жаль души сиреневую цветь, в саду горит костер рябины красной, но ни(3)кого не(4)может он согреть.

1) 1, 2, 3 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4

24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется слитно?

Не(1)затейливая песенка жаворонка, не(2)объятная лазурная ширь небес, рождали в нас абсолютно не(3)передаваемое чувство восторга, не(4)описуемую радость: не(5)желая их удерживать, мы с радостными криками побежали вниз по косогору.

1) 2, 3, 4, 5 2) 1, 3, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4

25. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) (Не)зря я к тебе так спешил!

2) Зрители (не)хотя пошли к выходу.

3) Если (не)уверен в своей правоте, не будь упрямцем.

4) Неужели обед до сих пор (не)сварен?

26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется слитно?

Ни(1)что не(2)обходится нам так дешево и не(3)ценится так дорого, как вежливость - самое не(4)обходимое в общении качество.

Показать ответ

27. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно?

1) Звуки раздавались как будто (ни)откуда.

2) Одет мальчуган был (не)по-деревенски.

3) (Не)любимая ждет меня у окна вечерами темными.

4) (Не)продуманное решение может обернуться большими неприятностями.

Показать ответ

28. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) У вас (не)дурной вкус.

2) Он был (не)злобный, но придирчивый человек.

3) (Не)смотря ни на кого, мать встала и вышла из горницы.

4) (Не)смолкаемые аплодисменты растрогали артистку.

Показать ответ

29. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) (Не)благовидный поступок ученика рассердил учителя.

2) (Не)красна изба углами, а красна пирогами.

3) (Не)высаженная вовремя ёлочка стала чахнуть, осыпаться.

4) Диплом пока (не)написан.

Показать ответ

30. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)прочитанное мною письмо осталось лежать на столе.

2) (Не)вообразимый восторг вызвало выступление воздушных гимнастов.

3) Дел у него было (не)впроворот.

4) В войну многие (не)доедали.

Показать ответ

31. Укажите верное объяснение написания выделенных слов.

У картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» Я (Н..) МОГУ (Н..) ОСТАНОВИТЬСЯ - она погружает меня в ровный и могучий поток своего настроения.

1) Не могу - глагол с отрицательной частицей; ни остановиться - глагол с частицей ни, усиливающей отрицание.

2) Ни могу ни остановиться - ни–ни - повторяющийся союз, соединяющий глаголы.

3) Ни могу - глагол с усилительной частицей ни, не остановиться - глагол с отрицательной частицей.

4) Не могу не остановиться - частица не перед обоими глаголами, входящими в сочетание, «двойное отрицание» имеет значение утверждения.

Показать ответ

32. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?

Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чем, кроме мести, н(5) мог и думать.

Показать ответ

33. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?

Н(1) разу мне н(2)приходилось н(3) видеть, н(4)слышать токующего тетерева.

Показать ответ

34. В каком предложении на месте пропуска пишется И (НИ)?

1) Путнику для дружеского общения с местными жителями н.. нужны никакие особенные премудрости.

2) Перспектива ждать несколько часов в душном зале аэровокзала н..мало нас не прельщала.

3) Город наш вовсе н.. отличался архитектурными достопримечательностями.

4) Н..эффектная внешность делает актёра актёром.

Показать ответ

35. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Когда бы н(1) явился в читальню, н(2)когда она без посетителей н(3) бывает. Запишите тех, кто н(4) явится на экзамен.

Показать ответ

36.На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Картина произвела н(1) с чем н(2) сравнимое впечатление. Мне раньше н(3) приходилось н(4) разу здесь побывать.

Показать ответ

37. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Я н(1) знал, н(2) кто зайдёт за мной из приехавших, н(3) что сообщат мне нового. Какие только мысли н(4) приходили в голову!

Показать ответ

38. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Н(1) здесь, н(2) там с ним н(3) заговаривал н(4) один человек.

Показать ответ

39. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

В лесу как н(1) в чём н(2) бывало продолжалась весенняя жизнь. Н(3) один человек н(4) стал спрашивать, где её искать.

Показать ответ

40. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Какая бы жара н(1) стояла, как бы н(2) трещали морозы, работа н(3) на минуту н(4) прекращалась.

Показать ответ

41. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Нельзя н(1) любить отечество, какое бы оно н(2) было. Что бы н(3) увидел теперь Петя, н(4)что бы н(5) удивило его.

Показать ответ

42. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Что н(1) спроси, растолкует, научит, с ней говорить н(2)когда н(3) наскучит. Куда только он н(4) обращался!

Показать ответ

43. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Куда бы нас н(1) бросила судьбина и счастие куда б н(2) повело, все те же мы… Кто н(3) разу н(4) бывал в низовьях реки Лефу, тот н(5) может себе представить, что там происходит.

Показать ответ

44. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Как Алексей н(1) старался, н(2) мог он разглядеть на их лицах н(3) радости, н(4) удивления.

Показать ответ

45. В каком предложении пропущена буква И?

1) Н.. раз от скуки он свои мечты мне поверял.

2) Нам нельзя н.. пригласить его.

3) Где только н.. воевал этот генерал!

4) Как н.. трудна дорога, двигаться вперед необходимо.

Показать ответ

46. В каком предложении пропущена буква Е?

1) Н..кто другой не мог так великолепно исполнить этот романс.

2) Как бы то н.. было, но на мое насмешливое замечание Кирилл ответил совершенно серьезно.

3) Он н.. жив н.. мертв мчится назад.

4) Чего н.. представится испуганному воображению!

Показать ответ

47. В каком предложении пропущена буква Е?

1) В лесу как н.. в чем не бывало продолжается весенняя жизнь.

2) Все эти дни я н.. разу не отступил от своей системы.

3) Как н.. жалко было Левину мять траву, он въехал на луг.

4) Н.. потрясающие ли это результаты?

Показать ответ

48. В каком предложении должно быть слитное написание НЕ или НИ?

1) Лиза не мечтала сниматься в кино (ни)когда была школьницей, (ни)когда училась в театральном училище.

2) За пять лет службы в армии Илья (не)дослужился даже до ефрейтора.

3) Мы обратили внимание, что рубашка на кондукторе мятая, а ботинки (не)чищены.

4) У юного певца был хороший слух, но (не)поставленный голос.

Показать ответ

49. В каком предложении пропущена буква Е?

1) Когда я н.. зайду к ним, они сразу мне звонят.

2) Вернулся Макар к вечеру н.. жив н..мертв.

3) Что н..говори, а выступление артистов было замечательным.

4) Прошу, н.. слова!

Показать ответ

50. В каком предложении пропущена буква И?

1) Явился Семен домой к вечеру как н.. в чем не бывало.

2) Н.. разу он не говорил о предстоящей поездке.

3) Сын н.. мог н..знать о болезни отца.

4) Уж н.. болен ли ты?