Есенберлин кочевники краткое содержание. Заговоренный меч. Отзывы о книге


Мы встретились с сыном писателя Козыкорпешем ЕСЕНБЕРЛИНЫМ , чтобы вспомнить его отца – горного инженера, ставшего великим писателем.

Степь возникла не на пустом месте

– После выхода трилогии “Кочевники” говорили, что Ильяс Есенберлин вернул казахскому народу его историю…

– Исторические книги отца “Кочевники” и “Золотая Орда” в свое время сыграли большую роль в восстановлении исторической основы для казахской молодежи. Это был плод всей его жизни, он долгое время собирал материалы. На его могиле написано четверостишие: “Я написал историю, постарался открыть это своему народу, чтобы он шел под знаменем справедливости в будущее”. Он понимал, что у нас нет исторический опоры, все, что писали в школьных учебниках истории, – это переход от феодализма в социализм, а до этого времени словно ничего не было. Но потребность в таких знаниях была огромная. В то время Олжас СУЛЕЙМЕНОВ издает “Аз и Я”. Писатели хотели показать, что Великая казахская степь не возникла на пустом месте, это древнейшая культура.

– Ваш отец был очень плодотворным писателем, список его книг впечатляет!

– Да, у него была очень высокая работоспособность. Помню, что он по 10–12 часов в сутки работал. Компьютеров не было, писал от руки, потом на машинке печатал, корректировал. За 19 лет написал 19 романов и две большие трилогии! Говорят, что Лев Толстой “Анну Каренину” 50 раз переписывал. “Кочевники” около 10–15 раз точно переделывались, это был огромный труд. Не меньшим трудом было издать книгу. Он получил около 30 рецензий, в том числе из десяти московских институтов. Конечно, ему приходилось что-то “причесывать” – такое время было. “Кочевники” писались с конца, с последней части о Кенесары. Этот легендарный хан пошел против российского царя.

– Цензуры было много?

– Отец рассказывал: вызывают его как-то в ЦК партии и спрашивают: почему пишете, что Чингисхан – великий? Как ответить на этот вопрос? Что-то приходилось завуалировать, но все равно генеральную линию он сумел отстоять, хотя было трудно. Были люди, которые помогали ему и здесь, и в Москве. Среди них – археолог Алькей МАРГУЛАН . Он тоже написал рецензию на его книгу, даже предлагал отцу защитить кандидатскую на эту тему. Надо сказать, за время сбора материалов отец действительно стал ученым-историком, пришлось перелопатить массу книг и архивов. Очень ему помогла историк Наиля БЕКМАХАНОВА . Потом книгу выдвинули на Ленинскую премию, это был 80-й год, но вместо фамилии отца в окончательном списке появилась фамилия одного певца.

– Но ведь народ запоем читал эти книги!

– Книга была настолько популярна, что за нее чабаны барана давали. Народ хотел знать, кто такие Жанибек и Керей, как они жили. Популярность отца была очень высока, наш дом заваливали письмами читателей. Один депутат мне рассказывал, что другую книгу отца – “Влюбленные”, вышедшую примерно в то же время, молодежь от руки переписывала. Сейчас такое трудно представить!

Неимоверная тяга к знаниям

– Как будет отмечаться столетие писателя?

– ЮНЕСКО включило его дату рождения в памятные даты. Но как будет праздноваться юбилей – пока не знаю. Скорее всего, торжества пройдут на родине, в Атбасаре. Он там родился, там есть музей и небольшой памятник. Но наша семья, его потомки хотят, чтобы памятник открыли и в Алматы. Потому что вся его творческая жизнь прошла здесь. 19-летним мальчиком он приехал учиться в Алма-Ату, здесь женился, мы все родились в этом городе.

А в Атбасар он и не возвращался. Не к кому было возвращаться, родителей потерял, вырос в детдоме.

– Неужели родственников вообще не было? У казахов ведь не принято было отдавать детей в детдом?

– У него были старшая сестра и младший брат. Сестра вышла замуж, но неудачно, затем уехала на рудники. Когда родители отца умерли, двоюродный дядя сказал, что возьмет только младшего, Равнака, больше потянуть не мог – у самого 5–6 детишек было. Тогда тяжелейшая ситуация была, 90 процентов населения полегло в том регионе от эпидемии оспы. А потом еще и запретили скотоводством заниматься, начался голод. Отец год ходил беспризорником по улицам, а в день смерти Ленина, 21 января 1924 года, с такими же бездомными пацанами ютился под мостом, холод был невероятный, проходил какой-то рейд, и их всех забрали. Позже он говорил, что неизвестно, смог бы пережить ту зиму, и был благодарен за то, что его определили в детский дом. Но, наверное, и у него самого была огромная жажда жизни, желание выжить несмотря ни на что.

– Как мальчик, выросший в детдоме, сумел достичь так много? Настолько хорошо разбирался в истории, мировой литературе…

– Оба брата были очень целе­устремленные. Дядя Равнак – профессор, заслуженный изобретатель СССР, доктор наук, полковник авиации. Другая эпоха была. Они стремились к знаниям, культуре. Представьте: отец приезжает в Алма-Ату поступать в институт и в первый же день идет… в Оперный театр! Тяга к знаниям была неимоверной. Отец не знал русского языка, но быстро выучил его.

“Бог меня защитил”

– Но образование он получил техническое?

– Тогда карьеру делали быстро. 18-летним он уже работал в рай­исполкоме. Потом его отправили на рабфак – рабочий факультет, была такая структура перед институтом. После отец окончил политехнический институт в Алма-Ате, получил специальность горного инженера в 1940 году, поехал работать. Но вскоре началась война и его забрали в армию. Воевал под Ленинградом, получил ранение, и его комиссовали. Простреленная нога на всю жизнь осталась короче другой, он хромал. Вернувшись в Алма-Ату, приступил к работе. И вскоре встретился с мамой в Оперном театре! У мамы отец был секретарем ЦК, министром юстиции, потом его репрессировали, они с Сакеном СЕЙФУЛЛИНЫМ были из одного аула, жили даже в одном доме. Она ему при знакомстве сразу сказала, что является дочерью репрессированного. А папа уже был завсектором орготдела ЦК Компартии Казахстана, это высокий пост. Но он ответил: “Я люблю тебя”. Они поженились, и через год его убрали из ЦК. В 51-м году отца арестовали, дали 10 лет, но после смерти Сталина, в 53-м году, выпустили. Кстати, родители 40 лет прожили вместе.

– Насколько изменили его годы, проведенные в заключении?

– Сильно изменили. Его отправили строить Каракумский канал в Туркмении, а там все через год погибали, настолько тяжелейшая это была работа. Он три месяца там отработал и чувствовал, что конец близок. И тут случайно начальник увидел, что он сидел с зарядами – отец ведь был специалистом по буровзрывным работам. Спросил: откуда, мол, знаешь это дело? Отец рассказал, что учился на горного инженера. Тогда его перевели куда-то в каптерку, это его и спасло. Он всегда мне говорил: “Бог меня защитил”. В 53-м году его освободили, и он, не заходя домой, пошел к Динмухамеду Кунаеву. Тот дал ему денег и сказал: “Езжай в Москву, восстанавливайся в партии”. Через столицу это было сделать быстрее, а дома процесс мог затянуться на годы. Отец несколько месяцев провел в Москве, никто даже разговаривать не хотел. Но потом все-таки добился своего, его восстановили в партии.

– Отец с Кунаевым были друзьями?

– Они познакомились во время войны, когда Кунаев был заместителем Председателя Совета Министров КазССР, бывали в совместных командировках. Не скажу, что они были близкими друзьями, но по идеям, по целям своим, бе­зусловно, близки. Кунаев очень ценил то, что делал отец. Издание “Кочевников” без его помощи было бы невозможным. Отец всегда был благодарен Кунаеву.

Мягкое имя

– Как писатель относился к детям и внукам?

– Очень сильно любил. Он каждый год ездил отдыхать с мамой на Черное море и всегда брали двоих-троих внуков, а однажды взял четверых малышей! Меня – единственного сына – очень любил. Я младший ребенок в семье, у меня три старшие сестры. Когда родилась третья, мама не хотела уходить из роддома, говорила: “Мне так стыдно!”. Папа настоял: давай еще попробуем. Когда она шла в роддом со мной, то плакала, думала: если снова дочка родится – домой не вернется. Отцу тогда 40 лет было, он плясал, когда я родился.

– Конфликта отцов и детей не было?

– Поначалу нам было трудно общаться из-за разницы в возрасте, но последние 5–6 лет я его стал понимать, мы много разговаривали. Меня назвали в честь героя известной казахской легенды о Козы-Корпеше и Баян-сулу. Отец дал это имя, все остальные были против. Старшая сестра открыто сказала: “Как он с таким именем жить будет?”. А для казахов – ласкательное мягкое имя, которое в переводе с казахского языка означает “ягненок, завернутый в одеяло”, то есть позднерожденный ягненок.

“Кочевники” заговорили по-японски

– Как же горный инженер, работавший на партийной работе, стал по-настоящему народным писателем?

– Отец всегда писал стихи, смолоду собирал народное творчество, у него была привычка все записывать. Он дал себе слово, что когда-нибудь напишет книгу об истории казахов, копил материалы, изучал архивы, количество перешло в качество к 50 годам. В большую литературу он пришел довольно зрелым, многие уже заканчивают к этому времени.

– На сколько языков уже переведены “Кочевники”?

– Полтора года назад “Кочевники” были изданы на японском языке. Впервые в Японии вышел казахский автор! То, что эта книга увидела свет через 30 лет после смерти писателя, – большое событие для казахской культуры и литературы, но оно прошло незаметно. На сегодня “Кочевники” переведены более чем на 30 языков, сейчас заканчивают перевод на немецкий.

Факты из жизни писателя

“Кочевники” – самая издаваемая книга казахского автора, ее общий тираж – свыше трех миллионов экземпляров.

Ильяс Есенберлин – единственный казахский автор, переведенный на японский язык.

Историческая трилогия “Кочевники” по хронологии писалась с конца.

За 19 лет Ильяс Есенберлин написал 19 романов и две большие трилогии.

С 9 лет будущий знаменитый писатель воспитывался в детском доме.

У Ильяса Есенберлина и Диляры Жусупбековой четверо детей – три дочери и сын.

Писатель очень хорошо рисовал.

В качестве редактора Есенберлин 8 лет проработал на киностудии “Казахфильм”.

В 1965 году стал директором республиканского издательства художественной литературы “Жазушы”.

После “Кочевников” и “Золотой Орды” Ильяс Есенберлин хотел написать трилогию по истории казахов ХIХ века. Но не успел…

КОЧЕВНИКИ
КНИГА ПЕРВАЯ
ЗАГОВОРЕННЫЙ МЕЧ

Ильяс ЕСЕНБЕРЛИН

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Разве смерть не самое надежное оружие в твоих руках? Разве не твой предок Чингисхан вынул его из ножен, чтобы покорить мир?
Тебе завещано это веками проверенное оружие!
А жалость?.. Кто из чингизидов позволил ей когда-либо пробраться в свое сердце. Степная чернь, если пощадишь ее, сама с презрением отвернется от тебя. Она на то и существует, чтобы идти на смерть за тебя!
На громадной леопардовой шкуре лежал Абулхаир, и голова зверя с оскаленной пастью была у него под локтем. Повернулся на другой бок и снова погрузился в думы...
Да, да... Смерть - это прежде всего оружие. Не для баловства употреблял ее великий предок. Лишь ею поддерживал он железную дисциплину в своем войске. Не только в преданиях сохранились об этом сведения, но и в книгах иноземцев. Один из них, румиец, посетил когда-то ставку самого Чингисхана и записал все о знаменитой дисциплинарной ясе. Персы потом перевели эту книгу на свой язык. Там сказано: "Кто осмелился назвать себя ханом, не будучи избранным специальным курултаем, тому - смерть. Смерть также тем, кто будет уличен в сознательном обмане, кто в торговых делах трижды обанкротится, кто окажет помощь пленнику против воли пленившего кто не отдает беглого раба хозяину, кто самовольно оставит порученный ему пост, кто будет уличен в предательстве, воровстве, лжесвидетельстве или в непочтении к старшим... Смерть... смерть... смерть!.."
Зашевелились губы Абулхаира. Все, что читал он когда-нибудь, запоминал наизусть.
"Относительно монгольского войска. По высочайшему установлению Чингисхана десять воинов подчиняются одному десятнику - онбасы, а десять онбасы - одному сотнику - жузбасы. Над десятью жузбасы возвышается один мынбасы, а во главе десяти тысячников-мынбасы - один темник. Всеми войсками командуют два или три нойона. Все они подчиняются главнокомандующему..."
Не случайно было такое построение войска. Так легче было держать в страхе людей, потому что круговой порукой были они связаны, а развязкой могла быть только смерть.
"Когда же войска находятся на войне и из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или больше, то все они умерщвляются, а если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются; и, говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются; точно так же, если один, или двое, или больше смело вступят в бой, а десять других не следуют за ними, то их тоже умерщвляют, а если из десяти попадает в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они тоже умерщвляются..."
Кровавые следы оставили на земле предки, и нам предстоит идти по ним, не сворачивая в сторону. А это значит, что не должно быть жалости к своим и чужим. Разве жалели кого-нибудь чингизиды ради достижения своих целей?
Четырех сыновей имел Чингисхан: Джучи, Джагатая, Угедея и Туле. Еще при жизни разделил он между ними завоеванные земли, и каждый правил своим улусом. Центральную часть империи составлял удел великого Чингисхана - Монголия и Северный Китай. К закату располагался улус Угедея, в который входили земли к востоку и западу от Алтайских гор; центром улуса был район Чугучака. Третью часть составлял улус Джагатая, включавший восточные области Средней Азии до Амударьи. Центром этого улуса был город Алмалык. Иран, Ирак и Закавказье входили в улус Туле и его сына Хулагу, а центром был Тебриз. Последняя, пятая, часть империи принадлежала самому старшему сыну - Джучи и составляла улус, включавший все земли, "куда доходили копыта монгольских лошадей", - от кипчакских степей до дунайских долин. Центром улуса до смерти Джучи была окрестность горы Улытау, а потом город Сарай в низовьях Едиля - Волги.
Но со смертью Чингисхана началась между его сыновьями борьба за великий престол в Каракоруме. В кладбище превратилась тогда вся степь. И при внуках и правнуках продолжалось это междоусобие, не ослабевая ни на минуту. Потомки Джучи и Туле составляли один лагерь, а им противостояли потомки Угедея и Джагатая.
Угедей воссел на престол в Каракоруме, а после его смерти стал великим ханом сын его Гуюк. Его-то и сменил хан Мунке - один из сыновей Туле. А когда избирали его великим ханом, сыновья Угедея и Джагатая не приехали на великий курултай, потому что одной породы были они с Мунке и знали, чего от него ждать. Только через год поехали поздравить его наиболее доверчивые. Они были встречены с великими почестями, и вырезали их всех в один день...
В веках блуждали мысли Абулхаира, и не находил он ни одного примера, когда бы доверчивость или послабление помогли кому-нибудь остаться в живых или победить врага... Сын Джучи - Бату Не любили друг друга родственники-чингизиды. И когда все же в 1246 году был избран Гуюк на великое ханство, опять запахло в степи большой кровью. Не очень-то слушал великого хана Батый, опираясь на могущество Золотой Орды, и это могло кончиться лишь войной. Как два лютых волка, принюхивались друг к другу Гуюк и Батый. На третий год правления спустился Гуюк-хан с Тарбагатайских гор в покоренную казахскую степь и во главе огромного войска двинулся на запад. Навстречу ему двинулись полчища Золотой Орды. Батый объяснил это необходимостью проведать свои владения в Сары-Арке. На двух разъяренных быков, роющих копытами землю, походили оба хана. И, как быки, ждали они, кто раньше отведет рога...
Но не суждено было схватиться им. Затаившие дыхание в ожидании развязки все другие чингизиды ахнули. В пути неожиданно заболел и умер Гуюк-хан...
Лениво покривились губы Абулхаира при воспоминании об этом. Слишком часто умирали с тех пор от такой болезни чингизиды, и всегда в самый решающий момент. Нет, никогда не брезговали всеми видами убийства потомки Чингисхана. Ему ли становиться исключением?
И все же времена меняются. Не просто решиться сейчас на такое дело даже по отношению к не очень-то знатному человеку. И приходится ему, законному чингизиду Абулхаиру, думать над каждым убийством. Голова болит от этих дум. А может быть, постарел он, и каждый решительный шаг вызывает его на размышления, заставляет не спать ночами. Или трусит он?..
Шкура барса показалась Абулхаиру жесткой, как дырявая кошма, и он перевернулся на другой бок...
Лишь на восемь лет пережил Гуюк-хана сам Батый. И на следующий день после его смерти началась кровавая грызня между чингизидами.
По завету Чингисхана трон отца должен обязательно занять старший сын. А у Батыя было четверо сыновей, и Золотой Ордой выпало править одному из них - Сартаку. Хоть и принял религию гяуров этот Сартак, но не так уж набожны были чингизиды, чтобы придавать этому первостепенное значение. Несмотря на молодость, он сумел показать себя смелым и энергичным полководцем. К тому же ему покровительствовал и сам великий хан Мунке. Но третий сын Джучи - хан Берке - не настроен был уступать Сартаку золотоордынский престол...
Вот тогда-то и повторилось чудо, когда-то выручившее Батыя. Дело в том, что хан Берке принял ислам из рук самого халифа, получив от него в подарок Коран и одежду с его святого плеча. И как только выехал в Каракорум за высочайшим разрешением на ханство Сартак, хан Берке два дня не ел и не пил, а лишь молился. О том была молитва, чтобы не доехал Сартак до Каракорума. Бог услышал эту молитву и убрал неверного Сартака с пути хана Берке. Божьим оружием стала, как говорят, болезнь желудка...
Да, Берке стал ханом... Прошло некоторое время, и снова золотоордынский трон вернулся к потомкам Батыя. Одного из них, доброго и покладистого Джанибека, собственноручно зарезал родной сын его Бердибек. А чтобы в дальнейшем не болела голова о будущем, заодно прирезал Бердибек всех своих старших и младших братьев, которые могли бы претендовать на престол.
И все же не спасло это от судьбы решительного хана Бердибека. Не прошло и двух лет, как сам он был убит ожесточившимися родственниками. Поговорка осталась в народе: "Вот где перерубили шею верблюду-нару, вот где погиб хан Бердибек".
Со смертью Бердибека навсегда ушла с золотоордынского престола династия Батыя. Но сколько же оставалось их еще, потомков Джучи! Сорок сыновей и семнадцать дочерей было у него, и бесчисленные колена произошли от них. Наступал ли когда-нибудь мир между ними? А ведь он, хан Абулхаир, один из них!..
Да, в 1342 году умер золотоордынский хан Узбек, построивший в Крыму мечеть и медресе, а территория Дешт-и-Кипчак стала называться по имени его Узбекской, или Синей Ордой.
А в 1428 году ханом восточной части степи Дешт-и-Кипчак стал Абулхаир, из ветви Шейбани - пятого сына Джучи. И каждый день думал он о своих родственниках-чингизидах, которые, как из засады, смотрели в сторону бывшего золотоордынского трона. Самыми опасными считались два барса - Джаныбек и Керей, ведущие свой род от Токай-Темира, тринадцатого сына Джучи. Этот род уже в пятом поколении дал хана Уруса, который отделил от Золотой Орды казахскую Белую Орду и сделал Сыгнак своей столицей. С самим Хромым Тимуром мерялся силами хан Урус. Так что были его потомки серьезными противниками.
Семнадцати лет от роду был поднят на белой кошме Абулхаир в знак провозглашения его ханом. Птица счастья опустилась на его голову, и в жертву принесен был белый верблюд. Но чем выше поднимается по лестнице славы человек, тем больше становится у него врагов. Со всех концов степи жадно смотрят они на его трон.
Никого так не опасался он, как Джаныбека с Кереем. Каждый из них имел отважных, жаждущих власти сыновей, и, подобно волчатам, скалили они зубы в его сторону. И выделялись уже среди них самые опасные: Касым - сын Джаныбека и Бурундук - сын Керея. Какие же чудеса следовало совершить, чтобы избавиться хотя бы от этих, наиболее близких родичей?
Все предстояло взвесить хану Абулхаиру, прежде чем начать действовать. Опору Синей Орды и правую руку Абулхаира представляют кипчаки, а Джаныбек с Кереем опираются на степное племя аргынов. И идут с ними стремя в стремя роды конрад, найман, керей, уак, таракты. Трудно не считаться с такой силой...
А есть еще более глубокая трещина, наметившаяся в степи Дешт-и-Кипчак много веков назад, когда древние тюркские племена, жившие в среднем течении Джейхуна и Сейхуна И сейчас хан Абулхаир держал свою ставку в казахской степи, но основное внимание уделял в той или иной степени зависимым от него Мавераннахру С этим как раз и не считался хан Абулхаир. Импрам - толпа бессловесных людей - должна безоговорочно подчиняться ханскому велению, даже если прикажет он ей идти на верную смерть. Таково было завещание "Потрясателя вселенной" своим потомкам, и так всегда думали чингизиды. Происками Джаныбека считал проявившееся в степи недовольство Абулхаир, и казалось ему, что прекратится оно само собой со смертью неспокойного султана.
Поэтому не о толпе думал Абулхаир, а о тех, кто ведет ее. В первую очередь, это были многочисленные султаны, но в не меньшей степени имели влияние на чернь и батыры, такие, как Каптагай, Борибай, Караходжа и другие. В каждом степном роду были они, и имена их превратились в боевой клич. Через них, султанов и батыров, следует руководить чернью, потому что страшной силой может вдруг стать никем не управляемая толпа и, как бешеная река в половодье, смести законную власть.
Но чем дальше, тем труднее становилось находить общий язык со своевольными степными султанами, а тем более с батырами, которые не обладали имуществом и не признавали над собой ничьей власти. И чтобы сломить непокорных, должен был хан Абулхаир действовать. Вот почему обратился он за советом к предкам.
Назидание Чингисхана своим сыновьям вспомнилось ему. Когда разделил между ними Чингисхан мир на четыре улуса, захотели сыновья услышать от него добрый совет, как управлять людьми. Первым обратился к нему старший сын Джучи:
- Скажи, о обладатель великой славы и покоритель вселенной, каким должен быть подлинный хан?
- Чтобы угодить людям, хан должен быть умным, а чтобы люди угождали ему, должен быть сильным! - ответил Чингисхан.
Второй сын, Джатагай, спросил:
- Как сделать так, чтобы люди уважали тебя?
- Не лишись трона! - ответил Чингисхан.

Кочевники Ильяс Есенберлин

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Название: Кочевники

О книге «Кочевники» Ильяс Есенберлин

В книге описаны исторически важные события, которые происходили на территории нынешнего Казахстана в период с XV по XIX век. Труд представляет собой хронику, состоящую из трех частей: «Заговоренный меч», «Отчаяние», «Хан Кене».

Первое издание данного исторического произведения увидело свет в 1969 году. Хроника «Кочевники» является лауреатом многих литературных премий, книга переведена на английский, немецкий, японский и другие языки. Предисловие к английскому изданию трилогии было написано лично президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
Книга «Кочевники» — одно из самых значимых явлений в казахской литературе, это цельная картина истории многих народов, проживающих или проживавших на территории Республики Казахстан. Это история войны и мира, единства народов, героической борьбы за независимость.

На страницах своего произведения Ильяс Есенберлин проводит тщательный анализ исторических событий, произошедших в течение последних пятисот лет, рисует для читателя реалистичную картину трагических моментов истории казахского ханства: опустошающих набегов джунгарских племен, войны с китайской армией, кровавых стычек между султанами и ханами, отчаянную борьбу кочующих народов с войсками, поддерживающими правящую верхушку.

В своей трилогии Ильяс Есенберлин, подобно талантливому художнику, мастерски изображает особенности характера самых известных исторических личностей, проводит глубокий анализ деятельности великих правителей. Сюжетная линия произведения построена не только на реальных исторических фактах – писатель предлагает читателю ознакомиться с легендами и мифами своего народа, окунуться в мир древнего фольклора стран Средней Азии.

Сюжет трилогии

Первая часть трилогии «Кочевники» — роман «Заговоренный меч». События, описываемые в произведении, происходят на стыке XV и XVI столетий – периода начала становления Казахского ханства, когда велась борьба за трон правителей Керея, Жанибека и Абулхайра.

Во второй части под названием «Отчаяние» автор знакомит читателя с событиями XVII и XVIII веков, а именно – описывает борьбу казахского народа с иностранными захватчиками. Также в книге показан процесс начала присоединения Казахского ханства к Российской империи.

Роман «Хан Кере» является третьей книгой хроники. В этом произведении можно читать о методах правления, ведения внутренней и внешней политики последнего хана Казахского царства – султана Кенесары Касымова.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Кочевники» Ильяс Есенберлин в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Кочевники» Ильяс Есенберлин

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :