Урок мужества "памяти героев великой отечественной войны посвящается". Урок мужества, посвященный дню победы урок день победы урок мужества














































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Урок Мужества

Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается.

Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне.

Задачи: раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной, помогать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.

Область применения: Урок Мужества.

Формы и методы реализации: урок и презентация.

Возрастные группы: 8-10 лет.

Ожидаемые результаты: активизация образования учащихся в области патриотического воспитания детей и молодежи.

Вам, кому ещё нет 16….
Всем, кто пока не знает, что такое война…
Посвящается,
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май! (Слайд№1)

Ведущий: Сегодня мы проводим праздник, посвященный знаменательной дате Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

На наш праздник приглашены почетные гости: ваши дедушки и бабушки, которые пережили эту войну.

Слово предоставляется Никуличеву В.С. (Слайды № 2-12)

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час;
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

Ведущий: 22 июня 1941 года в 4часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города.

Звучит запись песни “Священная война”.

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Ведущий: Красная Армия мужественно встретила врага. Но силы были неравны. Враг был жестокий. Наши войска несли огромные и неоправданные потери. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. “Всё для фронта, всё для победы”– повсюду звучал девиз.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои. (Слайд№13)

Под Брест
Кого не заносило!
Сюда шли лавою стальной,
Но расшибались вражьи
О город наш берестяной.
Встречала Родина ненастья
Огнём, мечом или штыком,
Чтобы в реке Орлов и свастик
Ржавел и гнил металлолом.

Ведущий: И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября 1941 года начались ожесточенные бои под Москвой.7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. Гитлер хотел после овладения Москвой ее взорвать и затопить. Этим планам не суждено было сбыться. 6-го декабря 1941 года началось наступление наших войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. (Слайд № 14-15)

Ученик.

Речка Нара, речка Нара,
Недлинна, неширока,
Но когда бывает надо –
Неприступная река.
Вот на этой речке Наре
В землю, в небо, в пламень, в лёд
Врос интернациональный
Необученный народ.
И, как будто по соседству,
Защищая род людской,
Принимали свой последний
И решительный свой бой.
Штык сломался от удара…
Окровавленный кулак…
Он не даст в обиду Нару,
Этот парень-сибиряк.
Вот лезгин ползёт с гранатой,
Чёрный снег, хватая ртом:
Здесь, у этой речки Нары,
Защищает он свой дом.
А война – она не сказка
С добрым сахарным концом!
Вот башкир-десятиклассник
В русский снег упал лицом.
На усах стеклится наледь,
Затвердела боль в глазах:
То на снег у речки Нары
Запорожский пал казак.
Мы-то знаем, не напрасно
Пала горсточка ребят,
Что теперь в могиле братской,
БРАТСКОЙ – слышите?! – лежат.
За страну у речки Нары
Головы свои сложив,
Все отдали, все, что надо…
А ведь надо было – жизнь.

Ведущий: Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался - несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев. (Слайд№16-17

Давно ль, пройдя равнины и болота,
В него ломился разъярённый враг
И об его чугунные ворот
Разбил свой бронированный кулак.
Свой город отстояв ценою бед,
Не сдали Ленинграда ленинградцы, –
И мы, огонь познавшие и голод,
Непобедимы в городе своём,
И не взломать ворота в этот город
Ни голодом, ни сталью, ни огнём.

Ведущий: Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом. (Слайд №18)

Здесь орден мужества надет на грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом,
Со смертью билась жизнь,
И смерть враги нашли,
И победила жизнь в боях под Сталинградом. (Слайд№19-24)

Ведущий: А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А с фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. (Слайд№25-26)

Тихо звучит песня “Землянка”. Три мальчика изображают бойцов на привале, которые пишут “письма”. На экране – документальные фотографии бойцов, которые пишут письма.

Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!

По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.

Мальчики складывают письма – треугольниками, уходят.

Ведущий: Воевать, побеждать врага помогали нашему народу песни, созданные в те грозные годы. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли” на фронт. Песни распространялись очень быстро, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Группа детей исполняют попурри из песен военных лет.

На экране – документальные фотографии военных лет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Ведущий: В годы войны на борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети. Наша страна помнит имена пионеров – героев. (Слайд №27-28)

Слава пионерам– героям,
Сынам полков, юным разведчикам,
Защитникам русской Земли
В памяти нашей сегодня и вечно,
Все они живы, все, все, все!

Дети рассказывают о некоторых пионерах-героях. (Слайд №29-32)

Ведущий: Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни!

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием. 1418 суток отделяли 9 мая 1945г. от 22 июня 1941г. (Слайд№33-39)

Ученик: Во многих городах есть Могилы Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь, мы возлагаем к ним цветы. Никто не забыт, ничто не забыто! (Слайд № 40-44) Звучит музыка из кинофильма “ Офицеры”

Имя твоё неизвестно, солдат!
Был ты отец, или сын, или брат,
Звали тебя Иван и Василий…
Жизнь ты отдал за спасенье России.

Нами твой подвиг, солдат, не забыт –
Вечный огонь на могиле горит,
Звёзды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный Солдат!

Янтарные рассветы и закаты,
И белизна снегов, и зелень трав.
Для нас все это сберегли солдаты,
Врага разбив и смертью смерть поправ.

Мы утро новое улыбкой встретим
И не забудем в этот ранний час,
Что солнцу могут улыбаться дети
Лишь потому, что мы сильны сейчас.

Мы мечтаем, учимся, строим
На просторах мирной земли,
Потому что бойцы – герои
От огня планету спасли.

Никогда не забыть, поверьте,
Как во имя светлой зари
Шли на смерть, а вошли в бессмертие
Наши чудо-богатыри.

Под победоносным стягом
Мы шли в сраженья за родной народ
И от Москвы дошли до стен рейхстага…
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
За великую победу
Славьтесь и отцы, и деды!
Победа! Победа!

Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живых – Победа!
Во имя грядущих – Победа!

Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы!

Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим
Мы расти! Дети исполняют песню “Пусть всегда будет солнце!”

Это песня о солнечном свете,
Это песня о солнце в груди,
Это песня о юной планете,
У которой все впереди!

Всем детям планеты хочется мира!
Детям Вьетнама и детям Алжира!
Детям Ирака, детям Эллады,

Все говорим мы: “Войны – не надо!”
Пусть вместо плача слышится смех –
Солнца и радости хватит на всех.

Ведущий: Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Прошу всех встать! Минута молчания

Люди!
Покуда сердца
Стучатся, –
Помните!
Какою
Ценой
Завоевано счастье –
Помните!
Песню свою
Отправляя в полет, –
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
Не споет, –
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб
Запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них, –
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной
Земли
Помните!
Встречайте
Трепетную весну,
Люди земли
Убейте
Войну,
Прокляните
Войну!
Люди земли”
Мечту пронесите
Через года
И жизнью
Наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда, –
Заклинаю,
– ПОМНИТЕ!

Дети поздравляют ветеранов, дарят сувениры.

Список используемой литературы.

  1. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2003. №1.
  2. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2005. №9.
  3. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2006. №1.
  4. “Говорят погибшие герои”. Москва Издательство политической литературы-1990 г.
  5. Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской – Классный руководитель: Журнал. 2004.№8.
  6. Парамонова С.А., Зайцева Т.В. Блокадный Ленинград: Литературно-историческая композиция – Преподавание истории и обществознания в школе: Журнал.2004.№9.
  7. От Кремля до Рейхстага: CD-ROM.
  8. Фестиваль педагогических идей – Ресурсы интернета.

Урок памяти «Письма с фронта» (7-8 класс)

Сценарий предназначен для педагогов ОУ, дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, посвященных празднованию Великой Победы.
Вешникова Е. В., учитель МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5».
Цель – формирование целостных представлений учащихся о мужестве и героизме советских солдат, сражавшихся на полях ВОв; воспитание патриотизма, уважения к людям старшего поколения.
Задачи:
* показать роль мужественности, нравственной стойкости, чувства долга и ответственности советских людей в годы ВОв перед обществом;
* способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины.
Оборудование: ПК, компьютерная презентация.

Ход урока

Ведущий 1: Приближается 9 Мая - Праздник Великой Победы. Скоро мы услышим песни военных лет, увидим георгиевские ленточки, праздничные салюты на площадях. Пожалуй, в России не найдется семьи, которая не была бы опалена огнем Великой Отечественной войны. На полях сражений погибло более 27 миллионов людей, тысячи людей остались без крова. Многие в той войне потеряли родных, близких, все равно они находили в себе силы жить дальше.
Ведущий 2: Наш урок посвящён Дню Победы в Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков в 1945-45 гг. Вспомним драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые привели советских солдат к Великой Победе.
Учитель: Наш урок называется «Письма с фронта». Ребята, а какие слова у вас ассоциируются с данным понятием и почему?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Ведущий 1 читает стихотворение С. Щипачева:
-Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось! (слайд 2).
Учитель: 22 июня 1941 г. на рассвете, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, немецкие войска обрушилась всей своей мощью на советскую землю. Началась война, которая продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 трагических и одновременно героических года (слайд 3).
Ведущий 1: Для похода на Восток гитлеровское командование разработало стратегический план, который получил название плана «Барбаросса» (слайд 4).
Ведущий 2: Вся страна поднялась на защиту своей Родины. А уже через 2 дня после начала войны, 24 июня 1941 г., одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации стихотворения композитор А. В. Александров написал к ним музыку.
-Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война! (слайд 5-7).
Звучит отрывок из песни В. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война».
Ведущий 1: Внезапность и мощь германских оккупантов, численное превосходство врага позволили летом–осенью 1941 г. продвинуться ему вглубь советской земли. Занимая советские территории, враги несли кругом слезы, разорение и смерть.
Упорные бои Красной Армии с врагом шли под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой (слайд 8).
Ведущий 1: В жаркие дни лета 1942 г. был обнародован Приказ наркома обороны страны № 227, который получил среди солдат название «Ни шагу назад» (слайд 9)…
…А когда выдавалась свободная минутка солдаты писали домой письма…
Учитель: Вместе с русскими на фронтах Великой Отечественной и в глубоком подполье воевали украинцы, белорусы, татары, осетины, азербайджанцы, башкиры, грузины, узбеки… Масштабным было и партизанское движение (слайд 10).
Ведущий 1 читает стихотворение С. Щипачева «Ленин»:
-Из бронзы Ленин. Тополя в пыли.
Развалины сожженного квартала.
Враги в советский городок вошли
И статую низвергли с пьедестала.
Полковник-щеголь был заметно рад,
Что с памятником справился так скоро,

И щелкал долго фотоаппарат
Услужливого фоторепортера.
Полковник крепко этой ночью спал,
А на рассвете задрожал от страха:
Как прежде памятник в саду стоял,
Незримой силой поднятый из прах.
Засуетились гитлеровцы вдруг.
В развалинах мелькали чьи-то тени:
То партизаны, замыкая круг,
Шли на врага. И вел их Ленин (слайд 11).
Учитель: Выдержав 2 страшных года Великой Отечественной войны, Советский Союз в 1943 г. сумел добиться в её ходе коренного перелома. Под Сталинградом начался, а после Курской битвы закончился коренной перелом в ходе Великой отечественной и Второй мировой войны (слайд 12).
Ведущий 2: Но по стране все еще катился страшный вал Огня…
Читает стихотворение «Хлеб 41 года»:
-Ему сказали:
- Поле подожги.
- Я не смогу! –
Ему сказали: - Жги!...
…В душе и в горле горечи комок,
Растерянно стоял он среди поля,
В руке сжимая спичек коробок,
До хруста, до беспамятства, до боли.
Он, это поле по весне пахал.
Знал все на нем увалы и пригорки,
Под той ветлою в полдень отдыхал:
И даже сон приснился про уборку.
И вымахала, чуть ли не до плеч,
Давно такая не была пшеница.
Шептали губы: «Жечь!»
Ну как такую жечь», -
И не желало сердце подчиняться.
Который день уж ведро,
В самый раз
Сейчас пройти косилкой по делянке.
Рыча, пуская ядовитый газ,
Из-за кургана выползали танки.
Мерцали тускло пыльная броня
И пушки вдали глядели удивленно.
Навстречу им катится вал огня.
Горело поле горько, исступленно.
Уже от дыма свет дневной померк,
Ослепли даже стекла дальномеров
Вдруг из огня, почти весь обгорелый,
Шагнул навстречу танку человек.
Мотор заглох, как будто онемел
А человек, с лица срывая пламя,
Мелькнул в кружке
Как поднятое знамя, и факелом остался на броне.
…И если хлеб мы ненароком где-то
Обидим вдруг, чем себя корю,
Пусть мне и вам
Запахнет горько хлебом,
Сгоревшем в сорок первом на корню (слайд 13).
Ведущий 1: Вместе с мужчинами за Победу воевали дети, женщины.. . Но лютый враг не щадил и их…Инструментом массового уничтожения пленных стали концентрационные лагеря – Освенцим, Равенсбрюк, Бухенвальд…
Ведущий 2 читает отрывок из произведения А. Соболева «Бухенвальдский набат»:
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон (слайд 14-15).
Ведущий 1: Уже к концу 1943 г. советские войска освободили почти половину территорий, оккупированных противником. Сегодня мы знаем не только из архивных документов, но и из сохранившихся писем с фронта.
Читает отрывок из произведения Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим»:
-Здесь птицы не поют,
деревья не растут,
и только мы плечом к плечу
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех - мы за ценой не постоим (слайд 16-19).
Звучит отрывок из песни Б. Окуджава «Мы за ценой не постоим».
Ведущий 2: Бои и снова бои… Но когда появлялась свободная минутка, каждый солдат старался написать письмо, отправить весточку с фронта родным и близким. Так как конвертов не хватало, с фронта отправляли письма-треугольники. Отправляли долгожданные треугольники бесплатно. Треугольник - это обычный тетрадный лист, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника (слайд 20).
Учитель:
28 сентября 1944 г.
Здравствуй дорогая мамочка!
Шлю тебе свой горячий красноармейский привет и сообщаю, что я жив, здоров, чего и вам желаю. Чувствую себя еще лучше, чем до ранения. Ранило меня, как я тебе уже писал, в поясницу. В прорыве между Оршей и Витебском. В госпитале лежал в г. Ярцево Смоленской области. Мама, деньги, которые ты мне выслала, я еще не получил. Сфотографироваться, конечно, есть возможность, но нет денег. Мама, напиши подробней, что с Николаем Борисовичем. Ну а пока писать кончаю, остаюсь ваш сын Виктор. Привет всем родным и знакомым. Виктор
(слайд 21).
Ведущий 1: Письмо радиотелеграфистки А. В. Колбатовой родным.
12 декабря 1944 г.
С Новым 1945 годом!
Здравствуйте, дорогие мои - мамуля, Лидия и Тамарочка. Крепко целую вас несчетно раз и желаю доброго здоровья. Да, скоро Новый год. Каков он будет? Конечно, без сомнения год окончательной победы над проклятым врагом. Ведь до Берлина осталось совсем недалеко.
Мамулька, родная, не падай духом, скоро вернусь и непременно встретимся! Роднулечка, за меня не беспокойся, ведь у меня все в порядке, живу хорошо по-прежнему. Ну а как окончится война, я тебе заготовлю почву на веселого жениха, только непременно веселого! Пишите, как только будет свободное времечко. Пишите обо всем, о вашей жизни и жизни родного города. Как занимается и работает Тамарочка. Привет всем знакомым и родным, крепко, крепко целую вас несчетно раз
(слайд 22).
Ведущий 2: Но даже из гестаповских застенок ценою своей жизни людям иногда удавалось отправить весточку. Письмо А. И. Свершниковой из гестаповской тюрьмы.
Май 1944 г. Дорогие друзья!
Спасибо за внимание и за вашу отвагу. Вы меня только и воодушевляете немножко. Полна душа, нет больше надежд на жизнь. Напрасно вы так много беспокоились о том, чтобы передать мне кушать. Не надо, не ломайте об этом головы, я сейчас меньше всего думаю и считаюсь со своим желудком, приказано молчать. Сейчас не время ему предъявлять свои требования.
Самое главное - спасибо за коротенькую сводку от Информбюро. Хотя немного даете почувствовать, что я не совсем оторвана от мира, и только этим поддерживаю сейчас свое маленькое существование...
Писать вам много мне нечего, так как я человек, отрезанный от всей мирской суеты, и даже от тюремной. Во все время моего пребывания я ни разу не была на прогулке. Так хочется погреться на солнышке, временами я замерзаю окончательно.
За вашу доблесть и отвагу шлю вам парочку своих трудов - закладочку в книгу. И на память пишу стишок:
Товарищ, верь! Придет она, Пора пленительного счастья. И на обломках самовластья Напишут наши имена. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут, и Свобода Нас примет радостно у входа, И братья наши смиренно головы наклонят
(слайд 23).
Ведущий 1: А это строки из письма Михаила Мартова 9 мая 1945 г., адресованные жене: «Милая Тамара! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она, победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна».
Артиллерист Николай Евсеев сообщил родным в село Новочеркасское: «9 мая вместе с сослуживцами возвращался из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом - вторая… Вот тогда всем стало ясно - это конец войне!» (слайд 24).
Ведущий 2 : 1 мая 1945 г. над зданием Рейхстага было установлено Знамя Победы. 7 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Пришла долгожданная Победа Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. (слайд 25).
Ведущий 1: Великая Отечественная война была самой жестокой, самой тяжелой из всех войн на Земле. Но она показала, что дух советского народа сломить нельзя, и что мир люди будут защищать до конца даже ценой собственной жизни (слайд 26).
Учитель читает отрывок из стихотворения Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны?»:
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны! (слайд 27)

Урок мужества ко Дню Победы

УЧИТЕЛЬ: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

1 чтец: Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наш урок.

2 чтец: Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

9 мая мы отмечаем великий праздник – День Победы, 70 – ю годовщину Победы советского народа в Великой войне.

70 лет как окончилась война, война, которая унесла более 20 миллионов жизней, которая оставила в руинах города и посёлки, вывела из строя заводы и фабрики.

Много горя и страха принесла война, но несмотря на голод, холод, разруху, наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе, народ, который победил - фашизм!

День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Вспомним и почтим всех минутой молчания.

(минута молчания)

9 мая – День Победы отмечают во всём мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень бережно относится к этому празднику и передаёт его из поколения в поколение.

Сегодня мы поздравляем всех с этим великим праздником и желаем всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.

22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась Великая Отечественная война.

Звучит минус песни «Священная война»

3 чтец: Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горе.

4 чтец: Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится он лишь в 45- м. в мае.

5 чтец: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

6 чтец: Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких – то 5 минут осталось.

Учитель: Война – это 4 года сражений.

1 418 бессонных дней и ночей.

Более 27 млн. погибших.

Это значит 22 человека на каждые 2 метра.

Это значит 13 человек в каждую минуту.

В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек. Страна потеряла 30% национального богатства.

6 чтец: От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

7 чтец: За спиной Москва-

Столица мира!

За неё, в огне лихих годин,

Встали насмерть братья-

Сын башкира, русский, и татарин, и грузин.

О, Москва!

Ты сердце всей России;

Из очей твоих струиться свет,

Живы мы, хоть нас свинцом косили,

Без тебя, Москва,

Нам жизни нет!

На защиту Родины встали все и взрослые и дети. В страшные, суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях.

Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.

Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать.

9 чтец: Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мной, родная моя!

И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.

Человечество в неоплаченном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.

Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде, на Сапун- гору в Севастополе, к памятнику сожжённым жителям деревни Красуха в Псковской области и к другим священным местам. Подвиг Советского Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов – парке стоит памятник Воину – освободителю. Это Солдат- победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.

10 чтец: На рубеже весны четвёртой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростёртый

Берлин лежал у наших ног!

11 чтец: Не умолкает гром орудий.

Бушует пламя в дымной мгле,

И говорят друг другу люди-

Есть справедливость на Земле!

12 чтец: Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил!

Над Германией победное знамя,

Знамя правды своей водрузил!

Он прошёл через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава народу – герою!

Слава Армии славной его!

13 чтец И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник- Советскому солдату,

С девочкой спасённой, на руках.

Он стоит, как символ нашей славы.

Как маяк, светящийся во мгле,

Это он – солдат, моей державы,

Охраняет мир на всей Земле!

Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой более 27 млн. человеческих жизней. Почёт и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу. Слава!

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края-

Мир победил! Окончена война!

Уже нигде не затемняли окна

В продымленной Европе города.

Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда!

14 чтец: Пусть солнце утопит всю Землю в лучах!

Пусть мирные звёзды сияют над ней!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будет мир!

Презентация для учащихся 1-2 классов. Дети - герои Великой Отечественной войны

Содержит краткую биографию пионеров-героев: Вали Котика, Марата Казея, Зины Портновой. Может использоваться на классном часе, для внеклассных занятий.
Цель: расширение знаний школьников о ВОВ через рассказы о пионерах-героях, детях войны;
Задачи:
- воспитывать уважение к подвигу родного народа; любовь к Родине;
- формировать представление о мужестве, ответственности;
- развивать познавательную активность; пробуждать патриотические чувства.
Оборудование: ноутбук, проектор, книги о детях-героях.

Ход занятия:

1 слайд
2 слайд


3 слайд


Мы дети мирного времени,
Нам слово "война" не ведомо.
Но помним победы дедовы
И мужество их наследуем.
Спасибо дедам за солнца луч,
Спасибо за трель соловья весной,
Что пули не свищут над головой,
Что мы не теряем в боях отцов...

4 слайд


- Что такое мужество?
Мужество - это храбрость, присутствие духа в опасности. Мужество – это моральное качество человека, выражается в способности действовать решительно в опасной обстановке. Наши деды и прадеды защищали Родину не щадя себя, своей жизни, не ради наград. Все их мысли были направлены на победу. В сложной обстановке войны голодные, уставшие, раненые – они не думали о себе.
5 слайд


На земле случаются войны. Даже сейчас, когда мы живем под мирным небом, где-то идет война и гибнут люди. И на нашей родной земле не раз случались сражения.
6 слайд


Страшная война против фашистских захватчиков, победу в которой мы празднуем из года в год 9 мая, длилась почти 48 месяцев (4 года). Наравне со взрослыми в войне участвовали и дети. Мы называем их дети-герои, пионеры-герои. Они совершили подвиг, проявили мужество и отвагу в борьбе за освобождение Родины.До войны это были обычные ребята, которые разводили голубей, запускали воздушного змея, шалили, помогали взрослым. Но вдруг началась война…

7 слайд


Когда началась война Вале было 10 лет. Вместе с друзьями он решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом на возу с сеном переправили в партизанский отряд.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому на тот момент только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой он учился, поставлен памятник.

8 слайд


Осенью 1941 года Марат должен был пойти в пятый класс, но в деревню, где он жил, ворвались фашисты, школьное здание превратили в свою казарму. Маму Марата повесили за то, что она помогала партизанам. Вместе с сестрой Адой мальчик ушел к партизанам в лес и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Участвовал в боях, минировал железную дорогу.
За смелость и отвагу награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда осталась только одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал себя вместе с ними. За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

9 слайд


Война застала ее в деревне, куда Зина приехала на каникулы (неподалеку от станции Оболь). В Оболи была создана подпольная организация «Юные мстители», и девочку приняли в члены комитета. По заданию партизан она расклеивала листовки, училась метко стрелять, ходила в разведку, устроилась работать в столовую и отравила группу фашистов.
Зину выдал предатель. Её долго пытали, но она молчала. Во время одного из допросов, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца, убила еще одного, прибежавшего на выстрелы фашиста. Попыталась бежать, но безуспешно. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной.
За свой подвиг Зина Портнова награждена званием Героя Советского Союза.

10 слайд


Не для войны детей рожают мамы:
Для жизни мирной, для больших свершений,
Для счастья, для любви, для приключений,
Для мира в мире детей рожают мамы.
Мы сохраним побед великих память.
Про мужество прадедов не забудем,
Мы охранять покой и счастье будем
Родной земли, где нас растили мамы.
По жизни пронесем мы лозунг громкий:
«Нам нужен мир на всей большой планете!»
Под мирным небом пусть живут все дети,
Пусть радуются их успехам мамы.

Отдел военно-патриотического и гражданского воспитания ЦДТ «Щит» 1941 год. НАЧАЛО ВОЙНЫ. 22 июня 1941 года в четыре часа утра фашистские вооруженные силы 191 дивизия обрушились на западную границу Советского Союза на всем ее протяжении 1941 год. НАЧАЛО ВОЙНЫ. Брестская крепость 1941 год. НАЧАЛО ВОЙНЫ. «Русский должен умереть, чтобы мы жили» 1941 год. НАЧАЛО ВОЙНЫ. Выбранная немецким командованием тактика внезапного удара полностью себя оправдала. Разрозненные и лишенные связи части Красной армии были не в состоянии оказать должное сопротивление хорошо организованным и превосходящим их по численности частям агрессора. 1941 год. НАЧАЛО ВОЙНЫ. 1941 год. КРАХ БЛИЦКРИГА. 3 июля в радиообращении Сталин объявил о начале "Отечественной", "освободительной" войны. Говоря о нависшей над страной фашистской угрозе, он подчеркнул необходимость всеобщей мобилизации и призвал народ к решительным действиям. 1941 год. КРАХ БЛИЦКРИГА. Во всех городах, над которыми нависла угроза оккупации, началось формирование народного ополчения. Были созданы "истребительные батальоны", задачей которых являлось ведение борьбы с десантами и просочившейся агентурой врага, население вступало в подразделения частей противовоздушной обороны, в задачи которых входила борьба с пожарами от зажигательных бомб. Сотни тысяч граждан, преимущественно женщин, были мобилизованы на рытье окопов и заградительных сооружений под Москвой, Ленинградом, Киевом, Одессой. Шла запись бойцов-добровольцев на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. 1941 год. БИТВА ЗА МОСКВУ. Генеральное наступление немецких войск на Москву началось 30 сентября ударом 2-й танковой группы по левому крылу Брянского фронта в районе Шостки. Оборона Москвы. 30 сентября-5 декабря 1941 г. 1941 год. БИТВА ЗА МОСКВУ. Было мобилизовано 450 тыс. жителей столицы, в том числе 50 тыс. студентов. 75 процентов мобилизованных составляли женщины. 1941 год. БИТВА ЗА МОСКВУ. К 1 декабря: Если в октябре у противника было двойное превосходство в артиллерии, то теперь - лишь в 1,1 раза. По танкам и авиации он уже не имел преимущества. Теперь у нас насчитывалось больше танков в 1,4 раза и самолетов в 1,5 раза Контрнаступление началось 5-6 декабря 1941 г. 1941 год. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 1941 год. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 1941 год. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 1942 год. Сталинградская битва. (Волгоград) Начало Сталинградской битвы 17 июля 1942г. Победа советских войск переросла в наступление по всему фронту от Ленинграда до Кавказа. 18 января 1943 г. прорвали блокаду. 1943 год. РАВНОВЕСИЕ. 1943 год. «КАТЮШИ». КУРСКАЯ БИТВА. 12 июля 1943 года 1944 год. ИЗГНАНИЕ ВРАГА. Красная армия отвоевала всю территорию СССР в границах 1941 г., за исключением небольшого участка побережья Балтийского моря. 1945 год. Освобождение Европы. 27 января во многих странах мира отмечают День памяти жертв Холокоста, приуроченный к освобождению концлагеря Освенцим. 1945 год. Встреча на Эльбе. 1945 год. Встреча на Эльбе. 1945 год. Взятие Берлина. 7 мая 1945 года настал наконец великий день капитуляции Германии. 1945 год. Капитуляция. СССР вышел победителем из смертельного поединка. Планировавший уничтожение Советского Союза Гитлер вынужден был застрелиться, чтобы не попасть в руки тех самых солдат, которых он называл "недочеловеками". 1945 год. ПОБЕДА!!! Германия была наголову разгромлена. Нацизм был побежден. Советский Союз внес в достижение этой победы самый большой вклад кровью и военными усилиями. 1941-1945 год. Цена Победы. 25 миллионов человек погибли на фронтах войны, были замучены или сожжены в концлагерях, умерли от голода. Миллионы стали сиротами, вдовами, калеками… Нет в России семьи, которой бы не коснулась война… 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Победа.