Презентация на тему ""Старуха Изергиль" М. Горький - анализ ". Презентация к уроку литературы "Старуха Изергиль" Композиция произведения-рассказ с обрамлением


Слайд 1

На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

Слайд 2

Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века - времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы: «Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца…».
«Старуха Изергиль»

Слайд 3

«Старуха Изергиль»
Герои его романтических рассказов - исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.

Слайд 4

«Старуха Изергиль»
Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.

Слайд 5

Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя - типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…» «…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…»
«Старуха Изергиль»

Слайд 6

«Старуха Изергиль»
Характеры героев показаны на пределе: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнее самопожертвование. Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой: «…Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы… …В очах его светилось много силы и живого огня…»

Слайд 7

«Старуха Изергиль»
Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее - оба они являются людьми одного и того же мира - мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой - сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой - высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение.

Слайд 8

«Старуха Изергиль»
Ее равнодушие к тем, кому она отдавала свою любовь, поражает. Осуждая Ларру, Изергиль думает, что жизнь ее похожа на жизнь Данко, однако через портреты героев мы видим обратное: «…Он уже стал теперь как тень - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, ветер распылил их…», - говорит о Ларре Изергиль, но почти те же черты видятся повествователю в ней самой.

Слайд 9

Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем. Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога.
«Старуха Изергиль»

М.Горький «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» 11 класс

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.
Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер. Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом).
- Какие природные образы вы могли бы выделить? - Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?
- Почему именно таким показан пейзаж в рассказе?

Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять

Композиция рассказа “Старуха Изергиль”
- Каково композиционное решение рассказа?
- Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?
- С какой целью писатель использовал такой прием в рассказе?
В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа

Анализ легенды о Ларре.
- Кто является главным героем первой легенды? - Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

Как относится герой к другим людям?
- Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?

Чем отличается гордость от гордыни? Разграничьте эти слова

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре. - К чему приводит крайний индивидуализм героя?

Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? - Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

Анализ легенды о Данко
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее.
Давайте сопоставим ее с легендой о Данко.
- В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

Какие основные черты можно выделить у Данко? - Что лежит в основе его поступков?

Как складываются отношения между Данко и толпой? (работа с текстом)

Что движет поступками Данко? Что совершает он ради людей?

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?

Как вы понимаете финал рассказа и часто повторяемое Изергиль слово «скучно»?
- К кому из своих героев считает себя близкой Изергиль? - А как определяет отношение к жизни автор-повествователь?

источники
http://www.playcast.ru/uploads/2015/05/14/13593590.jpg данко http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b07.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b06.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b08.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b04.jpg http://i42.fastpic.ru/big/2012/0625/82/dc1e661f118ec196ed41953740805d82.png http://i11.pixs.ru/storage/2/2/0/HudozhnikP_6645120_16899220.jpg http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/wp-content/uploads/2016/06/Staruha-Izergil-1.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/181/101181623_1238961480_600purity13x7.jpg http://g01.a.alicdn.com/kf/HTB1lUVIKFXXXXbeXXXXq6xXFXXXH/62370-handpainted-%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0.jpg http://proxy11.media.online.ua/uol/r3-f93800fa52/521a6d075a89c.jpg http://rusplt.ru/netcat_files/95/73/640x420/RIAN_00069140.HR.jpg http://webfacts.ru/wp-content/uploads/2016/07/3RIA-520663-Preview.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/67700761.c2/0_a6d23_1aa699b0_orig.jpg http://hram-troicy.prihod.ru/users/67/1167/editor_files/image/105_(1).jpg Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.







Произведения М.Горького Рассказы «Макар Чудра» (1892) «Старуха Изергиль» (1895) «Челкаш» (1895) Романы «Фома Гордеев» (1899) «Дело Артамоновых» (1925) «Жизнь Клима Самгина» () Пьесы «Мещане» (1901) «На дне» (1902) «Дачники» (1904) Повести «Детство», «В людях», «Мои университеты» ()


Что такое романтизм? Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.




ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. Чайки стонут перед бурей,- стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.


ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ И гагары тоже стонут,- им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.


ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится, как демон,- гордый, черный демон бури,- и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает! В гневе грома,- чуткий демон,- он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца,- нет, не скроют! Ветер воет... Гром грохочет... Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний!


ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ - Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: - Пусть сильнее грянет буря!.. Задание: Устно докажите, что «Песня о Буревестнике» - романтическое произведение. Выстраивая доказательство, опирайтесь на черты романтизма.


Черты романтизма 1) Герой неудовлетворен действительностью, стремится к другой жизни. Отсюда романтизм отвергает повседневность и устремляется в прошлое или в экзотическую обстановку. 2) Герои - яркие, исключительные личности, попадающие в неожиданные обстоятельства. 3) Пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает красоту и исключительность стихии. Пейзаж одушевляется. 4) Своеобразие лексики, синтаксиса, изобразительных средств: эпитеты, гиперболические сравнения, олицетворения, высокоторжественная лексика и синтаксис, свойственный обычно сказочно-легендарным жанрам устной народной поэзии.






Легенда о Моисее Царь египетский раскаялся, что отпустил израильтян, велел запрягать все колесницы и отправился вместе с войском в погоню. Он настиг потомков Иакова на берегу Чермного моря. Те, увидев египтян, испугались. Они взмолились к Господу. И двинулся тогда столп облачный, и встал между станом египетским и станом израильским; и был облаком и мраком для одних, и освещал ночь для других. Бог сказал Моисею: - Подними жезл твой и простри руку на море. Моисей исполнил веление Господа. Тогда воды расступились, и прошли израильтяне по дну морскому, как по суше. Бросились египтяне вслед за ними. Вышли они на середину моря, и тут Господь говорит Моисею: - Простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян. Моисей повиновался. И вернулись воды морские на место свое и поглотили все египетское войско в своей пучине. Так Господь избавил израильтян от преследователей. И поняли сыны Израилевы силу Господа и поверили Ему и Моисею.


Легенда о Данко. Художник Г. Пейда Легенда о Данко. Художник Б. Дехтерев Данко. Шкатулка. Палехский художник Д. Буторин. 1934


Какие чувства испытывал Данко к людям? Слова Данко: Вы только шли и не умели сохранить силы... Вы только шли, шли, как стадо овец! Чувства Данко:...в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что может быть, без него они погибнут. упрек в безволии...сердце вспыхнуло огнем желания спасти их...




Горячее сердце Данко "- Что сделаю я для людей?!" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. "Оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди, изумленные, стали как камни. "- Идем!" - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. "Они бросились за ним, очарованные..."


Контрастконтраст Роль пейзажа в произведении на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть как змеи протянулись всюду корни великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни тьма... дрожащая, пала в гнилой зев болота Гроза была там, сзади них, над лесом люди окунулись в море солнечного света и чистого воздуха тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река


Обратимся к финалу Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...




Посмотрим на героиню с точки зрения рассказчика 1)Обратите внимание на портрет героини. Найдите общее с портретом Ларры. 2)О любви должна бы говорить молодая женщина, а перед нами старуха. Как в ее портрете нагнетаются антиэстетические черты? 3)Старуха посвятила всю свою жизнь любви. Можно ли сравнить ее чувства с чувствами Данко?


Подведем итоги: Каковы черты романтизма в рассказе М.Горького? Особенность героев Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни.



Слайд 1

На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

Слайд 2

Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века - времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы: «Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца…».

«Старуха Изергиль»

Слайд 3

Герои его романтических рассказов - исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.

Слайд 4

Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.

Слайд 5

Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя - типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…» «…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…»

Слайд 6

Характеры героев показаны на пределе: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнее самопожертвование. Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой: «…Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы… …В очах его светилось много силы и живого огня…»

Слайд 7

Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее - оба они являются людьми одного и того же мира - мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой - сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой - высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение.

Слайд 8

Ее равнодушие к тем, кому она отдавала свою любовь, поражает. Осуждая Ларру, Изергиль думает, что жизнь ее похожа на жизнь Данко, однако через портреты героев мы видим обратное: «…Он уже стал теперь как тень - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, ветер распылил их…», - говорит о Ларре Изергиль, но почти те же черты видятся повествователю в ней самой.

Слайд 9

Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем. Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога.

Цели: Анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, развитие умения использования литературоведческих терминов, обучение монологическому аргументированному ответу.

УМК - учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, М., «Просвещение», 2013 г.

Тип урока: урок-дискуссия

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации легенде о Данко, презентация, компьютер, проектор, экран, книжная выставка.

Оформление доски:

У человека не может быть иной цели, как быть настоящим человеком.

Л.Шефер /иллюстрация/

Плохо, когда у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Л.Толстой /иллюстрация/

Ход урока.

Организационный момент.

На сегодняшнем уроке мы поработаем над анализом произведения А.М.Горького, поговорим о рассказе «Данко», попытаемся определить, в чем смысл жизни для литературных героев и для нас с вами.

Дома вы самостоятельно познакомились с некоторыми произведениями А.М.Горького и, наверное, обратили внимание на то, что в них очень часто затрагивается тема смысла жизни.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Изучение нового учебного материала.

Давайте обратимся к тексту из рассказа А.М.Горького «Данко».

Выразительное чтение текста учащимися.

1.Какова, по-вашему, основная мысль рассказа?

У.: Действительно, человек, живущий среди людей, должен стремиться к лучшему для себя и для других, быть все время в движении, ставить перед собой цель и идти к ней.

Пожалуйста, прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, запишите его. Как вы понимаете смысл этих слов?

Давайте вместе подумаем, есть ли своя высокая цель у героев рассказа «Данко». Здесь заканчивается слайд 2.

2.Расскажите о жизни людей до появления Данко.

Вспомните эпитеты, которыми “награждает” автор этих людей.

Что же случилось с этим “сильным, смелым племенем”? Докажите текстом. Здесь заканчивается слайд 3.

3.Почему в душе людей родился страх?

У.: Итак, страх перед смертью оказался сильнее человека. ”Никто уже не боялся рабской жизни…” А как вы думаете, что такое “рабская жизнь”? Почему именно для свободных людей так ужасно рабство? Здесь заканчивается слайд 4.

У.: Рабство калечит человеческие души, без свободы любая работа может стать пыткой, а жизнь - долгим “умиранием”. Здесь заканчивается слайд 5.

4.Важно ли для этих людей появление Данко? Почему?

Что он из себя представляет? Подтвердите свои слова текстом.

У.: Согласна, очень важно. Ведь очень трудно брать ответственность за жизнь других людей на себя, тяжело морально и физически быть “Данко”. Здесь заканчивается слайд 6.

5. Прочитайте о пути, который пришлось преодолеть людям.

Какими изобразительно- выразительными средствами пользуется автор?

У.: Люди идут вперед, они чувствуют силу, поддержку своего вожака.

Почему “маленькие”? Каким художественным приемом Горький подчеркивает их незначительность? Здесь заканчивается слайд 7.

У.: Прием антитезы. Маленькие люди противопоставляются великанам-

деревьям. Наверное, эти люди, в понимании Горького, стали маленькими, когда их сковал страх. Только сильные духом люди могут быть “большими”!

7.Почему же люди обвиняют в своих бедах Данко? Давайте прочитаем отрывок, где говорится об этом разговоре. /включить музыку/

У.: Люди устали…Данко видит, что “люди - как звери”. Автор, я думаю, показывает людей без лиц потому, что эти люди перестали быть людьми: они стали стадом.

8.Что, по- вашему, означает “перестать быть человеком”?

У.: Люди теряют свое лицо, когда чувствуют, что они сжаты непроницаемым кольцом обстоятельств. И как трудно не разозлиться, не потерять свое лицо было для Данко.

9.Почему Данко чувствует ответственность за людей, за все происходящее вокруг? Докажите текстом. Здесь заканчивается слайд 8.

10.А что значит “любить людей”? Стоят ли люди любви? Может быть, достаточно любить только себя?

У.: Думаю, трудно лучше сказать об этом, чем сказал Шефер: “У человека не может быть иной цели, как быть настоящим человеком”.

Быть настоящим! Это очень трудно, но кто сказал, что жизнь человека должна быть легкой?!

Включить музыку.

Выразительное чтение учителя. Отрывок “А лес все пел…”

Пауза. Смолкает музыка.

У.: Да, каждый человек ищет свое место в жизни, место Данко было впереди, он отдал всего себя людям, отдал свою “гордую” жизнь, отдал всю … Данко умирает … Здесь заканчивается слайд 9.

11.Но можно ли сказать, что его жизнь прожита зря? Остались лишь искры в степи? Аргументируйте ответ.

У.: Нет, не зря прожита жизнь героя! Не только “искры” остались в степи! Остались счастливые люди, осталась свободная земля, но … Данко пришлось отдать свою жизнь. Здесь заканчивается слайд 10.

Обратите внимание на слова Л.Н.Толстого: “Плохо, когда у человека нет чего- нибудь такого, за что он готов умереть”. Думаю, великий писатель прав... Но, очень часто есть это “но” в жизни людей.

Нашелся осторожный человек. Здесь заканчивается слайд 11.

12.И, “боясь чего-то”, наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот “осторожный человек”? С кем из литературных героев вы можете поставить его рядом?

У.: Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло. Он, по-моему, похож на Премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина, который “жил-дрожал и умирал-дрожал”. Уже после его жизни точно не останется ни одной, даже маленькой, искорки. Здесь заканчивается слайд 12.

Закрепление учебного материала.

13.А каких литературных персонажей вы могли бы сравнить с Данко?

Работа с иллюстрациями.

14.Рассказ Горького похож на сказку, это и есть сказка, прекрасная и романтическая. А какие произведения называют романтическими?

Запись определения в тетрадь.

15.Как вы думаете, есть ли в наше время место сказке? Почему?

16.Ребята, а встречались ли вам люди, которые напоминали бы Данко? Расскажите о них. Здесь заканчивается слайд 13.

У.: Каждый человек и хорош, и плох. Люди разные, тем они и интересны. Но все-таки, если у человека горячее сердце, если жива душа, то в нем живет Данко.

17.Как вы считаете, что такое “каждодневный подвиг”? Труден ли он? Почему?

У.: Прочитаете выбранные вами афоризмы о жизни, о ее смысле.

Конечно, очень тяжело каждый день совершать подвиг. Подвиг-это не только спасение жизни в экстремальной ситуации, подвиг-это вся жизнь, это умение оставаться человеком. Наверное, не смерть, а жизнь является испытанием мужества. Важно, чтобы поиски смысла жизни не помешали самой жизни. Каждый человек сам для себя делает вывод о смысле жизни, но все-таки главное - оставаться человеком. Здесь заканчивается слайд 13.

Напишите мини-сочинение по одной из тем:

1.Что сделаю я для людей?

2.Быть настоящим человеком.

3.Смысл жизни.

Обсуждение мини-сочинений. Здесь заканчивается слайд 14.

У.: /Итог урока/ На сегодняшнем уроке мы поговорили о смысле жизни. Думаю, прав Публий Сир: «Плохо живут люди, которые всю жизнь лишь собираются жить»!