Чтобы любить бога, нужно быть беззащитным. «Но я не чувствую воли Божьей»: пример двух братьев


Глава 4.

1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.

5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.

6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.

8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.

14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.

18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

20 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

Глава 5.

1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.

2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.

3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?

6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.

7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.

8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.

9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

Осуществлением и ясным доказательством любви к Богу является искреннее расположение к ближнему, [достигаемое] через добровольное благоволение. Ведь божественный апостол Иоанн говорит: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Любовь есть путь истины, и ею называет Себя Слово Божие, Которое представляет Богу Отцу идущих этим путем чистыми от всяких страстей. Она есть дверь, и входящий через нее вступает в Святая святых, став достойным созерцателем недоступной красоты царственной и Святой Троицы.

Послание Иоанну Кубикуларию о любви.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 20-21 аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего

Любовь ко Христу разветвляется на любовь к ближнему, любовь к истине, любовь к святости, к миру, к чистоте, ко всему Божественному, ко всему бессмертному и вечному. Все эти виды любви Божественны, святы и вечны, потому что корень их Божественнен, свят и вечен. И корень этот – любовь ко Христу. Все эти виды любви являются естественными и непременными проявлениями любви ко Христу.

Если не существует этих видов любви, то не существует и любви ко Христу. Если же не существует любви ко Христу, то не существует ни истинного Боголюбия, ни истинного человеколюбия. Христос есть Богочеловек, и любовь к Нему значит всегда: любовь к Богу и любовь к человеку. Она есть человеколюбие в христианстве. Боголюбие и человеколюбие. Человеколюбие есть свидетельство Боголюбия, и Боголюбие – свидетельство человеколюбия. Любовь к Богу проявляется в любви к человеку как к богоподобному существу, то есть как к одухотворенному брату. Поэтому святой Иоанн Богослов приводит следующее изречение: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Только человек, который чувствует “в Боге” ближнего, только человек, который видит “в Боге” ближнего, только такой есть одухотворенный брат, есть бессмертный собрат и ближний. Таким образом, чувствует и видит людей только человек, который близ Христа, который близ Бога, который в Его Божественной любви.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Ст. 20-21 кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего

Тот, кто не любит своего брата, не пребывает в любви, а тот, кто не пребывает в любви, не пребывает в Боге, поскольку Бог есть любовь.

О Троице.

Почему не видит Бога? Потому что не имеет той самой любви. Потому не видит Бога, что не имеет любви; потому не имеет любви, что не любит брата своего. Значит, по той причине и не видит Бога, что не имеет любви. Ибо если бы он имел любовь, он видел бы Бога, потому что Бог есть любовь , и очищается это око любовью все больше и больше, так что начинает видеть ту неизменную Сущность, присутствие Которой всегда радует, и от этого преисполняется блаженства, навеки соединившись с ангелами.

Трактат на 1-е послание Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Выше апостол с настойчивостью доказал, что любовь должна быть взаимная, переходящая от Бога к нам и от нас к Богу; присовокупил к сему, что если Бог так возлюбил нас, то и мы должны любить друг друга. Теперь - снова возводит речь к тому же и говорит: так как на нас лежит долг любить брата, по примеру любви Бога к нам, и, воздавая любовью Богу, мы удовлетворяем этому долгу; то нам непременно должно любить брата для совершеннейшего доказательства любви к Богу. Ибо если этого не будет, то не сохранится и любовь наша к Богу, так как будет нарушен долг по отношению к ближним, долг, вытекающий из любви к Богу. Прибавляет и еще более сильное слово на обличение тех, которые хотят извращать божественную любовь. Апостол говорит как бы так: любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовью; ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством? Если кто-нибудь бесстыдно будет говорить, что Бога любит, а брата ненавидит, тот, извращая божественную любовь, оказывается сверх сего и преступником следующей Его заповеди: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан. 13:35) . Посему, кто любит Бога и старается быть Его учеником, тот, по заповеди Его, любит и брата своего.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Андрей Монах

Ст. 20-21 кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего

Любящий Бога соблюдает Его заповеди, ибо любовь к своему брату есть исполнение божественных заповедей. Не любящий брата своего не сохранил заповедь, а не сохранивший не любит Бога. Ибо лжец - не любящий, но говорящий, что любит.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит

Кто говорит и проч.: мы должны любить Бога, но любить Его поистине возможно только тогда, когда мы любим друг друга. Поэтому, кто говорит словом, или языком, или даже в сердце своем, заблуждаясь в совести своей, что любит Бога в сердце своем, и считает себя христианином, исполняющим заповедь Божию и Христову, а брата своего ненавидит (1 Ин. 2:9, 11; 1 Ин. 3:15 и прим.) в сердце своем и показывает это делами, тот лжец , иное думает и говорит, и иное показывает на деле (1 Ин. 2:4) , видно, что он лжец, что кто не любит брата своего , или ненавидит его (1 Ин. 2:9) , хотя бы он был враг его (1 Ин. 3:15) ,брата своего, которого видит своими глазами (увидел, в подлиннике прошедшее время, для выражения состояния несомненно одинаково всегда продолжающегося; ср. с. 12), Бога, Которого не видит (ст. 12), как может любить ? То есть это дело невозможное, чтобы таковой любил Бога. Кто неспособен к более легкому, тот не в силах исполнить более трудное; любить невидимое гораздо труднее, чем любить видимое. Брату своему, которого видит, тем или другим добрым делом всегда может показать любовь; а Бога, Которого не видит и, следовательно, непосредственно не может ничего сделать для Него, - как может любить ? Дело это невозможное. Любовь к Богу может только выражаться и свидетельствоваться любовию к ближним. «Любовь очевидно образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовию, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел , как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел , Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством?» (Феофилакт).

Толковый Апостол.

Иногда я просыпаюсь посреди ночи, и если не удается заснуть, поднимаюсь и иду молиться. Это стало привычкой, которую я научилась ценить. У нас в доме есть длинный коридор, по которому я люблю прохаживаться, ища Господа.

Вчера рано утром я начала своё время с Богом, как и обычно делаю, с поклонения и молитвы. И обнаружила в себе вопрос — как я могу показать Богу, как сильно люблю Его? Каков Его язык любви?

Этот вопрос привел меня к книге «Пять языков любви», Гэри Чепмена . Под пятью языками любви автор подразумевает различные способы, которыми люди лучше всего выражают свою любовь, особенно к своим супругам. Вот они:

  • слова поощрения
  • время
  • подарки
  • помощь
  • прикосновения

Я размышляла об этом, молилась и подумала, что за исключением физического прикосновения, все эти способы подходят для того, чтобы ими выразить нашу любовь к Богу.

Слова поощрения: Бог любит принимать нашу хвалу и прославление. Говорится даже, что Он живет среди славословий Его народа (Псалом 21:4).

Время: Мы постоянно заняты, и поэтому так легко пренебречь временем пребывания в Его присутствии. А лучше, возможно, если мы научимся переживать Его присутствие даже посреди мирской суеты.

Подарки: Хотя это подразумевает и финансы, я не думаю что это главное в нашем даянии Богу. Мы даем Ему наши жизни, становимся живыми жертвами (Римлянам 12:1). Он в восторге, когда наши жизни приносят плод — и это включает в себя и плод новых последователей Иешуа.

Помощь, служение: Иногда это упускают из виду, дескать мы не можем заслужить спасение, но Бог рад нашему служению Ему — когда мы полагаем наши жизни, чтобы помочь другим. Например вчера размышления о служении, как о способе выразить любовь к Богу, помогли мне взяться за то дело, которого я обычно стараюсь избегать.

Не пропусти самое интересное!

Я знаю, что всё это не касается других способов выражения любви Богу, таких как послушание или качества нашего характера, но мне эта мысль показалась способной помочь людям.

В Священном Писании есть замечательный текст, который показывает пагубность ненависти:
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. 10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. 11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

По поводу истинной любви я писал в предыдущем посте (10 стих), а сегодня хочу предоставить вашему вниманию краткие рассуждения о ненависти

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

Здесь мы видим человека, который словесно исповедывает свою принадлежность к христианскому вероучению, искренне заверяет, что он находится во свете, то есть, любит Бога, церковь, окружающих его братье и сестер. Но по факту такой человек больше делает, чем говорит. От этом свидетельствует отсутствие его любви к ближним - он ненавидит своего брата и сестру.

Ненавидеть (μισῶν, мизантроп) - иметь сильное отвращение, нетерпимость (BDAG). И не нужно под словом “ненавидеть” подразумевать небрежное отношение к брату или сестре:

не уступил место в маршрутке, проигнорировал просьбу, не позвонил, не ответил в контакте. Это не является ненавистью, но показывает невоспитанность, небрежность и невежественность в отношениях с братьями и сестрами. Ненависть - это прежде всего сильное отвращение к своему ближнему, это невозможность сосуществовать под одной крышей.

Как видите, любовь, не подтвержденная действиями, все же существует и это является извращенным пониманием той заповеди, которую дал Христос. В действительности, ненависть к ближнему - это дьявольская любовь. Христиане, любящие других лицемерной любовью, прежде всего обманывают сами себя. Возможно, они чувствуют некое эмоциональное потрясение, когда поют те или иные песни, помогают своим ближним, получают ободрение, когда читают Библию, задействованы чуть ли ни в каждом служении - но все перечисленное ложные свидетельства, если они при этом ненавидят своего ближнего.

Думаю, нам приходилось встречаться с людьми, которые говорили: “Я не могу переносить этого человека” или “Я не могу рядом находиться с ним в одной комнате”, но при этом они говорят, как сильно любят Бога. Иоанн называет такое состояние жизнью во тьме.

Поэтому апостол показывает, если слова не подтверждаются действиями - это яркое свидетельство того, что человек живет во тьме. Никакого света он не познал. Ему необходимо покаяние, такому человеку необходима животворительная благодать. Ему нужен Иисус Христос.

Хорошо иллюстрирует лицемерную любовь Каин. Он сидел за одним столом с Авелем, они жили в одном доме, у них были одни родители, более того, они были братьями, но все же, Каин возненавидел Авеля и свою ненависть он держал до удобного случая: Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны .1Иоан.3:10-12

Еще одним негативным примером лицемерной любви является Иуда, один из 12-ти учеников Иисуса Христа. Фактически, двенадцать учеников были друзьями Иисуса Христа. Иуда улыбался в лицо Спасителю и в то же время воровал деньги из общего денежного ящыка. Иуда ходил вместе с Иисусом, сидел с ним за одним столом, и в то же самое время строил планы, как можно удобнее предать своего Учителя.

Говорить друг другу о том, как сильно мы любим нашего ближнего нужно делами. Именно такое исполнение заповеди требует от каждого верующего Господь Иисус Христос. Какова ценность наших слов, когда мы поем о том, как сильно любим церковь живую, но присутствие некоторых членов церкви не можем переносить?

Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (1Иоан.4:20,21)

Апостол Иоанн задает вполне логичный вопрос: как можно любить невидимое, и при этом ненавидить видимое. Это абсурд. Но, к сожалению, некоторым христианам все же удается любить абсурдной любовью и исповедовать нелогичное христианство.

Осознавая опасность лицемерной любви, каждому из нас нужно проверять мотивы своего сердца и истинность обращения к Богу. Если мы говорим, что любим верующего, но не можем его переносить, например, нас раздражает каждое его действие, как только мы с ним сталкиваемся, внутри у нас включается спусковой механизм ненависти, - то нам нужно раскаяться перед Богом, не медлить, потому что семена ненависти прорастают гораздо быстрее, чем нам кажется.

11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

Ходить во тьме (τῇ σκοτίᾳ περιπατεῖ) - вести такой образ жизни, который присущ делам тьмы. Греческий глагол стоит в такой форме, которая показывает длительное текущее событие. То есть, ходить во тьме - это не такая ненависть, которая, то есть, то ее нет, но это образ жизни человека. Он по-другому жить никак не может, потому что является ослеплен тьмой. Интересное выражение, не так ли? Мы знаем, что ослепить может свет из-за яркости, но вот когда человек ослеплен тьмой - это хорошая характеристика того, кто не рожден свыше. Упорство в ненависти неизбежно будет вести к духовной слепоте и ожесточению сердца.

Ненависть к брату является одним из критериев следования за дьяволом:

Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. (1Иоан.3:10)

Ненависть по своему характеру приравнивается к убийству:

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (1Иоан.3:14,15)

Проблески ненависти могут проявляться в следующем: нетерпимости - человек не долготерпит проступков своего ближнего; не проявляет милосердия в тяжелых обстоятельствах жизни; завидует успеху ближних и превозносится на людьми. Такой человек является гордим и тщеславным. Он постоянно ищет пользы только для себя, раздражается по поводу и без повода, радуется неправде, потому что это соответствует его внутреннему состоянию. Он как рыба в воде. Он не прощает, потому что его ненависть не может покрыть боль, которую тот или иной человек допустил в его жизнь. Он жаждет мести для него. Эта любовь не дает никакого шанса для исправления другого человека, если хотите, обидчика.

В слове Божьем написано:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою .Ин.13:34-35

Если неверующие люди не будут видеть любви между христианами, то маловероятно, что этим покажем им, что мы любим Бога. Если между нами не будет любви, то мы не сможем доказать миру, что Христос способен изменять сердца людей, мы показываем, что не способны продолжить дело любви, которое Он начал. В миру есть много чего достойного похвалы, но нет библейской любви. Мы должны быть носителями подлинной любви к людям, особенно к христианам!

Задумываемся ли мы над тем, какая причина того, что некоторые люди уходят с церкви? Или почему между членами церкви происходят ссоры и распри? Или почему так много служений не продвигаются в своем развитии. Возможно, это происходит по причине отсутствия или недостатка христианской любви.

Не являемся ли мы людьми, которые ненавидят своих ближних? Может наше покаяние было неподлинным, поэтому нам так легко провоцировать друг друга на ссоры, зависть, ненависть? Возможно уже длительное вроме кто-то из нас старается избавиться от чувства ненависти, но никак не получается? Помним о том, что благодать Иисуса Христа еще действует и у каждого есть возможность примириться с Богом.

Пусть Бог благословит каждого из нас проявлять плод любви и отвращаться от ненависти.

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит»?(1Ин.4:20)

На каком основании Иоанн, Апостол любви, называет лжецами тех, кто не любит своего брата и говорит, что любит Бога? Иоанн объясняет свои слова тем, что человек, не любящий своего ближнего, которого видит, неспособен любить Того, Кто для него невидим.

Если в человеке, действительно, есть истинная любовь от Бога, то он любит всех, без рассуждений и без оснований на то. Любовь от Бога нелицеприятна, она любит так, как способен любить Бог. Сколько этой любви в человеке, так он и относится к своим братьям и сестрам. И сколько в тебе этой любви, настолько в тебе и отобразился Христос. Если нет в тебе любви к ближнему, нет в тебе и Христа, нет в тебе Бога. Божье пребывание в человеке определяется любовью : «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:12) . Как мы можем увидеть Бога, или как мы можем показать Его другим, если не через проявления любви.

Можно притвориться любящим и притворно любить, но долго это состояние не продержится, так как человек проявит себя при определенных условиях. «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим.12:9) . Притворная любовь может удержаться только тогда, когда ее не касаются искушения и испытания, но при первой же трудности она себя выявляет.

Наша любовь проверяется различными испытаниями в различных обстоятельствах. Если тебя еще можно застать врасплох, и ты срываешься, значит, в тебе еще нет любви, а только ее зачатки. Любовь от Бога не застанешь врасплох. Она не умеет огрызаться, взрываться, обижать, гнать, мстить и т.д., потому что такая любовь непритворна: «…отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» .

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7) , – вот определение Божьей любви, и лучше не скажешь. Это – характер нашего Бога. Если в тебе есть Его любовь, то есть и все эти качества. В зависимости от количества Духа Божьего в тебе, эти качества любви проявляются в тебе в большей или меньшей степени.

Например, если человек не проявляет терпения, а ведь о любви говорится: «любовь долготерпит» , то может ли в нем быть любовь? Если в человеке есть нетерпимость – полная противоположность любви, то в нем нет любви.

«Любовь милосердствует», и если нет милости в человеке, а есть лишь осуждение и суд других, то есть ли в нем любовь? Нет в нем любви, потому что нет ее проявлений.

«Любовь не завидует» , а человек, в котором есть зависть, может ли любить другого? Любовь не завидует, потому что не умеет. Она, напротив, сорадуется каждой победе, каждой прибыли у ближнего, каждому успеху. И если внутри тебя еще есть зависть, знай, что нет в тебе любви, зависть порождает грех . Из-за зависти люди совершали самые гнусные преступления, вплоть до убийств.

«Любовь не превозносится, не гордится» . Если человек способен превозносится над другими, если в нем есть преувеличенное самомнение и желание стоять выше остальных, то его превознесенное и возгордившееся сердце требует к себе почета, особого отношения и внимания. Он постоянно болеет от недостатка внимания к себе, постоянно обижен и таит в своем сердце злобу на окружающих, потому что ожидает от них почитания и услужливости. Не получая особых знаков внимания в свой адрес, он болеет обидчивостью. В таком сердце нет любви Божьей, а есть эгоистичная любовь к себе.

«Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». Божья любовь не бесчинствует, в ней – смирение, которое почитает другого выше себя.

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3) , – так учит Апостол Павел, а Иисус говорил: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:26,27) . Гордое и превознесенное сердце никогда не будет почитать себя меньшим и не сможет почитать чин в Господе у другого, потому что его самолюбие и самомнение возвышаются над всеми.

Иисус Христос, будучи в плоти, не искал Своего, а пришел служить: «...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28) . Так Его любовь и в нас, Его последователях, будет совершать те же поступки, она будет побуждать человека служить другим.

В любящих нет раздражения, нет зла, потому что все, что происходит вокруг них, вызывает в них вместо раздражения большое огорчение, а вместо зла – сожаление и боль.

«Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине» . Не может любовь причинять боль другому, поэтому и радоваться неправде не может. Любовь и Истина происходят от одного начала, от одного источника, поэтому они – родственные чувства и взаимосвязаны. Любовь сорадуется истине, а истина сорадуется любви.

«Любовь все покрывает» . Еще при создании мира Бог определил Христа как Любовь, покрывающую землю. Его любовь, выраженная Его жертвой, покрыла наши грехи. Любовь хочет всех миловать, прощать, покрывать – это ее качества.

«Любовь всему верит, всего надеется» . Как правило, любящие люди отличаются своей наивностью, потому что любовь внутри них всему верит и надеется. В них нет недоверия, подозрительности. В каждом они видят хорошие качества, а если даже видят и плохие, то надеются, что все это исправится, изменится. Они видят, в основном, хорошее не потому, что они слепы или глупы, а потому, что любовь внутри них покрывает недостатки и обнаруживает в человеке достоинства.

Подозрительность же и недоверие возникают от отсутствия любви и света. Конечно, есть настороженность к определенному лицу, к тому, кто вышел из доверия. Но нелюбящие не доверяют и подозревают всех, потому что сами еще во тьме и судят других по состоянию своей души, своими мерками, так, как они сами способны поступать.

«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1Ин.2:9) . Чем наполнена душа и сердце человека, так он и рассуждает, так он и видит окружающий мир, потому что наши глаза это – отражение нашей души.

Итак, если в человеке нет терпения, нет милости, а есть зависть, гордость, превознесение над окружающими, нет почитания чина, если человек ищет своего, раздражается, злится, радуется неправде, недоверчив, то в таком человеке нет любви Божьей. И если, имея все эти качества, он говорит, что любит Бога, то он – лжец. Такой человек не любит Бога. Он любит лишь использовать Бога: «Дай это, дай то! Сделай это, сделай то!» Это – эгоистичная любовь, использование одного другим; это – лицемерная любовь, способная притворяться ради выгоды. Такая любовь не будет любить всех, а любит выборочно с выгодой для себя.

Каждого, говорящего о любви к Богу, Господь испытывает, чтобы при испытании выявить сущность его любви: притворная она, лицемерная или искренняя. Давид, перед смертью, завещал своему сыну Соломону: «...и ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1Пар.28:9) .

Перед кем притворяться, если Господь знает даже движение человеческой мысли? Не лучше ли самому испытывать и очищать себя. Обмануть Бога невозможно, можно лишь самому оказаться обманутым; говорить и верить в то, что ты говоришь, не рассуждая, не осмысливая, но при испытании оказаться пустым звоном, медью звенящей, кимвалом звучащим: «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души» (Прит.16:2) , «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца» (Прит.21:2) . В результате взвешивания можно услышать такие страшные слова, какие прозвучали однажды к царю Валтасару: «...ты взвешен на весах и найден очень легким...» (Дан.5:27) . Это – весы правды Божьей, на которых взвешиваются все сердца, все человеческие мысли, все помышления сердечные и, тем более, молитвы, произнесенные вслух: правдивые или лукавые. «Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (Иов.31:6) , – мог взмолиться Иов, потому что был искренен, и его любовь, будучи испытана, оказалась дороже золота.

Кто сегодня решится обратиться так к Богу и не убоится суда?! Кто может сказать: «Взвесь меня на весах правды и увидишь, что я непорочен!» Если еще не получается так дерзнуть, то испытывайте себя сами, будьте честными пред своей совестью, и тогда исправите все ошибки и изменитесь, и освятитесь. Контролируйте свои мысли, потому что Господь знает все движения мыслей.

Достигайте искренней любви, а не притворной, чтобы не быть обманутыми. Любите друг друга. С этого начинается любовь к Богу, а не наоборот.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будите иметь любовь между собою» (Ин.13:34,35) .

Иллюстрация: Морган Веистлинг "Чай для папы"