Защита детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию. Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье Психологическое насилие над детьми


Выступление на заседании городской «Школы для родителей»11.12.2012г.

По теме: «Правовая защита ребенка

от жестокого обращения и насилия в семье»

Часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина – не в отсутствии законов, а в их применении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий права, и его права, как и права любого человека, нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни. Наша задача сегодня познакомить Вас с основными нормативными документами по вопросам защиты прав ребенка.

К основным международным документам, касающимся прав детей относятся:

2.Конвенция ООН о правах ребенка;

3.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие.

Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года).

Статья 17,ч.3 . Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 38, ч.2 . Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или (с изменениями на 20 июля 2000 года) психологическое насилие над ними - запрещены.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года)

В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статьей 56 предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 –ФЗ от 24.06.1999г .) определяет понятие «безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц». К беспризорным детям закон относит безнадзорных, не имеющих места жительства и (или) места пребывания.

В качестве особого объекта социального воздействия, в том числе индивидуальной профилактической работы, закон выделяет «семьи, находящиеся в социально опасном положении», к которым он относит две категории семей:

Семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении;

Семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В системе органов внутренних дел созданы специальные подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), в обязанности которых вменено выявление и предупреждение незаконных деяний в отношении несовершеннолетних со стороны их родителей (законных представителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияющих на поведение детей, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий либо жестоко обращающихся с ними или совершающие в отношении детей другие противоправные деяния.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года):

Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Вместе с тем ребенок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд.

В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Семейный Кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Данная статья предназначена для решения таких ситуаций, когда только возникает опасность для ребенка со стороны родителей. При этом неважно, наступили или нет негативные последствия такой опасности, главным является наличие ее признаков. Использовать такую меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства, для которых выполнение такой меры является профессиональной обязанностью. Они обязаны отобрать несовершеннолетнего при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у его родителей, но и у других лиц, на попечении которых он находится.

Лишение родительских прав является исключительной мерой, которая применяется в случаях, когда изменить поведение родителей в лучшую сторону уже невозможно, (ст.69 СК) если они:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других учреждений;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья своего супруга.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми:

– за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
– за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Таким образом, защита прав ребенка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия всех: родителей, педагогов и просто людей живущих рядом с ребенком.


Вне всякого сомнения – упомянутая фраза звучит ужасно! В двадцать первом веке, веке прогресса и информационных технологий, происходят такие вещи… Однако факт – это самая упрямая вещь в мире и надо называть все своими именами. Ведь применение силы проявляется не только в сексуальном плане.

В данном случае применение силы рассматривается, как совершение в отношении лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, действий, принуждающих его к чему-либо. То есть, против его воли. Сюда относится и труд, в том числе и домашний, и выполнение любых поручений, которые он делать не хочет и не обязан.

Насилие в семье

Статистика семейного издевательства над малолетними вещь очень интересная. Согласно данным, предоставленным одним из американских исследовательских институтов, в котором изучались неблагоприятные социальные явления, издевательство над несовершеннолетними в семье осуществлялось в подавляющем большинстве случаев… другими отпрысками. Что самое интересное, зачастую родители не обращали на это никакого внимания, аргументируя в суде это тем, что в их детстве все обстояло точно также (все соответствующие данные должны указываться в протоколе суда, в противном случае любая из сторон может предъявить свои по этому вопросу). Но ведь это же недопустимо!

О последних изменениях в ст 228 УК РФ можно прочесть

Психологическое насилие над детьми в школе

Психологическое насилие над детьми возникает, как правило, именно в учебных заведениях. Зачастую педагоги оказываются чрезмерно строги к учащимся и оказывают на них моральный прессинг, заставляя выполнять не только то, что ученики не хотят, но и вынуждая их отказываться от собственных убеждений. Очень часто это случается на религиозной почве – педагоги заставляют снимать символы, которые ученики носят в знак принадлежности к той или иной конфессии.

С основными положениями ст 116 УК РФ можно ознакомиться

Сексуальное насилие над детьми

Это самое ужасное явление, которое только может быть. Зачастую сексуальным домогательствам подвергаются девочки-подростки. Насильниками выступают либо их неродные отцы (в большинстве случаев), либо сводные братья.

Что самое интересное – иногда принудительные сексуальные контакты с малолетними совершаются на протяжении длительного периода времени и жертвы неправомерных действий об этом умалчивают. Некоторые просто боятся, а некоторые считают, что это вообще в порядке вещей и все так делают.

Основные положения закона УК РФ о хранении наркотических средств

Закон о запрете насилия над детьми

Насилие над ребенком — статья РФ, которая трактуется как «ювенальная юстиция». Следует отметить, что эксперты неоднозначно оценивают эту букву Закона, мотивируя тем, что она нуждается в доработке.

Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления

Единственно возможная профилактика издевательств над малышами – это формирование доверительных отношений между несовершеннолетним и окружающими его людьми. В первую очередь это касается школьных учителей и психологов. Они же, в свою очередь, обязаны в кратчайшие сроки связываться с представителями социальных служб и правоохранительных органов.

Программа реабилитации детей переживших насилие

Программа реабилитации детей подвергшихся издевательствам предусматривает лечение в стационаре психиатрического отделения. Кроме того – эта программа подразумевает устранение всех факторов, имеющих отношения к случившемуся (потерпевшего забирают из семьи, переводят в другую школу и так далее).

Опять-таки, необходимо дифференцировать реабилитацию деток в зависимости от разновидности издевательств, осуществляемых над ним. Одно дело – помочь несовершеннолетнему, который пережил психологический прессинг со стороны родителей или же одноклассников, и совершенно другое – восстановить психику после акта сексуального изнасилования.

Если в первом случае все может ограничиться банальной беседой, то во втором случае предстоит длительная реабилитация, предусматривающая несколько стадий.

Психологическая помощь детям жертвам насилия

По мнению психологов, это и интимные ласки, и использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослых, и сексуальная стимуляция ребенка, и сексуальная эксплуатация (изготовление порнографии), и собственно изнасилование.

Увы, придется развеять миф о злобных маньяках: статистика доказывает, что самый распространенный сценарий - это насилие взрослого члена семьи или друга семьи над девочкой — подростком.

В общей сложности на долю членов семьи (отчимов, дядей, братьев, отцов, дедушек) приходится 35?40% изнасилований. Еще 40?50% случаев происходит по вине вхожих в дом друзей членов семьи. То есть, в 90% случаев преступник хорошо известен ребенку, и только 10% изнасилований совершается незнакомцами.

Именно поэтому на поверхность «выплывает» лишь незначительная часть преступлений, в большинстве же случаев дети просто молчат

Самые маленькие жертвы молчат, потому что не понимают, что с ними произошло (или считают это нормой - ведь так поступает родной человек).

Подрастая, они осознают, что происходит что-то неприемлемое, однако более старшие дети и подростки в случаях семейного насилия тоже, увы, молчат - потому, что боятся и стыдятся; потому, что не верят, что поверят им; потому, что боятся разрушить семью и причинить боль кому-то из дорогих им людей.

Еще один миф о насильниках - миф об их устрашающей, преступной внешности. Увы, это заблуждение опасно потому, что дети заранее ждут зловещих признаков и могут так и не дождаться, пока насильник не перейдет к действиям. Чтобы защитить ребенка от сексуального насилия

Обязательно нужно объяснить ребёнку, что никогда не следует:

Подходить к незнакомым взрослым ближе чем на метр, особенно если они находятся в автомобиле;
- входить в лифт с незнакомым взрослым или заходить одновременно с ним в подъезд;
- в одиночку идти со взрослым как незнакомым, так и малознакомым, как в знакомое, так и в незнакомое место под любым предлогом: посмотреть/взять в подарок/помочь вылечить щенка или котенка, взять пакет для папы, помочь в какой-то хозяйственной мелочи, проводить и показать улицу или дом;
- садиться в машину со знакомыми, и тем более незнакомыми, даже если они сообщают, что «папа/мама в больнице и тебе срочно нужно приехать» (надо объяснить ребенку, что сначала неплохо бы папе/маме позвонить и выяснить, все ли с ними в порядке, а если дозвониться не удается - поехать с хорошо знакомым взрослым, лучше - женщиной: соседкой, мамой школьного приятеля);
- никому, кроме доктора на приеме (с согласия и в присутствии родителей) нельзя позволять себя трогать за половые органы; и тем более нельзя трогать никого из взрослых или более старших ребят, даже если они об этом попросили и даже если заявляют, что «все дети делают это» или, напротив, «сейчас ты узнаешь то, что не знает и не умеет еще никто из твоих ровесников».

А еще нужно объяснить ребенку, что если на него все же напали, обманули, запугали и сделали все то, чего делать права не имели надо рассказать об этом тем, кому доверяешь и как можно раньше!

Часто дети не решаются сказать матери о действиях отчима, отца или деда из страха, что мать просто не поверит, или потому, что это будет слишком тяжелым ударом для нее.

Однако если мать или кто-то из близких проведет беседу об этих опасностях первым - ребенок будет понимать, что в случае беды именно этому взрослому можно довериться. Увы, немало случаев, когда матери вполне в курсе происходящего, но либо делают вид, что ничего не знают, либо вообще махнули на это рукой - что не редкость в асоциальных семьях.

В этом случае ребенку очень повезет, если на его пути встретится кто-то (соседи, учителя, родители друзей), кто объяснит, что с этой бедой можно и нужно обращаться в милицию, в органы опеки, в психологические службы.

Сексуальное насилие над несовершеннолетними совершается в современном обществе всё чаще. Оно начинается постепенно и может продолжаться не один год.

Зачастую насильник и старше, и сильней, хорошо знаком с жертвой, ребёнок ему доверяет или зависим от него, и иногда по-настоящему любит, поэтому ему сложно сообщить кому — то о насилии. А ещё ребёнок стесняется, боится, что ему не поверят, он не всегда полностью осознаёт происходящее.


Сексуальная безопасность подростка напрямую зависит от осторожности в контактах с незнакомыми людьми В принципе, каждый ребёнок доверчив и открыт, а взрослые сами говорят детям, что нужно их слушаться и не спрашивать лишнего. Внимание старших приятно для каждого ребёнка, особенно если дома ему его не хватает. Так он становится легко доступным для насильников, добивающихся своего хитростью и угрозами, дешёвыми подарками, а порой своей авторитетностью и зависимостью от них ребёнка.

Не попасть в беду ребёнок сможет, если будет чётко осознавать и всегда помнить, как поступить, когда он окажется в ситуации, опасной для него. Он должен понимать, что его тело принадлежит только ему.

Уже даже малышу нужно объяснять, что, если он не согласен, никто не должен прикасаться к интимным частям тела, только, в случае необходимости. Также и ему нельзя касаться интимных мест у других.

Нужно сделать так, чтобы ребёнок доверял чувствам и интуиции, чтобы не попасть в беду, и различал прикосновения к своему телу.

Ему нужно объяснить, что есть хорошие прикосновения

Прикосновения близких людей обычно хорошие и приятные. А есть плохие прикосновения, причиняющие вред, которые неприятно вспоминать. Ещё есть смущающие прикосновения. Они могут начинаться хорошо, но потом вызывают неприятное волнение, а затем могут причинить и боль, либо это прикосновения незнакомых людей или тайные интимные прикосновения.

Если так происходит, то ребёнку нужно прямо отказать обидчику, постараться сбежать от него и рассказать о случившемся человеку, которому он доверяет (лучше всего, если это будут родители).

Ему стоит разъяснить, что взрослых нужно уважать, но никто из взрослых не имеет права требовать от него подчинения только потому, что он старше, это может закончиться бедой. А вот любой ребёнок имеет право на личную неприкосновенность.

Необходимо выработать правильную тактику поведения, если на его неприкосновенность посягают

Задача родителей - выстроить с собственными детьми такие отношения, при которых они могут спокойно обсуждать с ними все свои проблемы и трудности. Они обязаны оказать ребёнку поддержку, когда он отказывается поцеловать или обнять взрослого человека, пусть даже и близкого, если этого не хочет.

Стоит быть терпеливым и уметь внимательно выслушивать рассказы своих детей об их жизни и друзьях, самим расспрашивать их и стремиться к тому, чтобы они делились всеми своими переживаниями.

Взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми, в частности с теми, которые старше, не должны быть тайной для родителей. Взаимное доверие в отношениях детей и родителей, внимание и терпение помогут не попасть в беду.

юрисконсульт МБУ СО «Кризисный Центр»

«Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не

только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству,

как то: брани, клятв, драк, всякой жестокости и тому подобных

поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его,

давать им такие дурные примеры»

Екатерина II

Дети – цветы жизни.

Это изречение знакомо каждому человеку. К сожалению, в настоящее время актуальной проблемой современного общества и родителей разных возрастов является жестокое обращение с детьми. В настоящее время права и достоинство ребенка нашей страны защищает международное и российское законодательство. Следует понимать, что ответственность за воспитание и обеспечение благополучия ребенка — обязанность родителей. А в случаях невыполнения своих родительских обязанностей, законные представители могут быть привлечены к ответственности.

В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. В соответствии со статьей 19 Конвенции «О защите прав ребенка», государство принимает все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, от оскорбления или злоупотребления, от отсутствия заботы или небрежного обращения, от грубого обращения или эксплуатации, от сексуального злоупотребления, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. В соответствии со статьей 37 государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Жестокое обращение с детьми - это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.

Насилие - это любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

Психологическое (эмоциональное) насилие - это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетних с жестоким обращением влечет за собой ответственность, которая закреплена статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, — наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

В случае обнаружения факта насилия необходимо сделать следующее:

При физическом насилии — незамедлительно зафиксировать побои в медицинском учреждении.

Правовая защита ребенка

от жестокого обращения и насилия в семье

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат ребенка. Это унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Международно-правовой запрет на применение в отношении ребенка насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения закреплен в ряде международно-правовых документов ООН и Совета Европы.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации … имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) - документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.

Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) - основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения, где дано определение понятия «жестокое обращение» и определены меры защиты: Статья 6 предусматривает обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка. В статье 16 говорится о том, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 19 дает определение понятия «жестокого обращения» и определяет меры защиты: государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

В статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

Статья 27 - о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В статье 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Статья 34 - о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и о необходимости принятия государством мер для предотвращения склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах. В соответствии со статьей 37 государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Статья 39 обязывает государства принимать все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» установила, что в случаях, когда родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребенка в специальное учреждение (ст.4).

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) требуют принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их как орудие в преступной деятельности (принцип 53) и провозглашают, что «никакой ребенок … не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе, или в других учреждениях» (п.54).

Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.) к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.д.); использование, вербовка или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений; использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (ст.3).

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие.

Статья 17,ч.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 38, ч.2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года).

Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года)

В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статьей 36 предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 -ФЗ от 24.06.1999г.) определяет понятие «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц». К беспризорным детям закон относит безнадзорных, не имеющих места жительства и (или) места пребывания.

В качестве особого объекта социального воздействия, в том числе индивидуальной профилактической работы, закон выделяет «семьи, находящиеся в социально опасном положении», к которым он относит две категории семей: 1/ семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении; 2/ семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, направлена на своевременное выявление таких детей и семей, а также на их социально-педагогическую реабилитацию и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. В системе органов внутренних дел созданы специальные подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), в обязанности которых вменено выявление и предупреждение незаконных деяний в отношении несовершеннолетних со стороны их родителей (законных представителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияющих на поведение детей, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий либо жестоко обращающихся с ними или совершающие в отношении детей другие противоправные деяния.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года):

Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Вместе с тем ребенок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет - в суд.

В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Семейный Кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Данная статья предназначена для решения таких ситуаций, когда только возникает опасность для ребенка со стороны родителей. При этом неважно, наступили или нет негативные последствия такой опасности, главным является наличие ее признаков. Использовать такую меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства, для которых выполнение такой меры является профессиональной обязанностью. Они обязаны отобрать несовершеннолетнего при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у его родителей, но и у других лиц, на попечении которых он находится. Правовым основанием здесь является постановление органа местного самоуправления. В его основе должен лежать акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства. В постановлении констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для жизни и здоровья обстановке и дается указание о его немедленном отобрании.

Существует установленная последовательность действий в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего: - незамедлительно уведомить об этом прокурора (в некоторых случаях прокурор решает вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, совершивших общественно опасное деяние); - временное устройство отобранного ребенка (в воспитательное, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты); - предъявление иска в суд об ограничении или лишении родительских прав (иск может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, дошкольными и образовательными учреждениями, прокурором).

Ограничение родительских прав осуществляется только в порядке судебного разбирательства с участием прокурора и органа опеки и попечительства (ст.70 СК).

Ограничение родительских прав - это временная мера, которая обычно применяется в целях предупреждения какой-либо опасности, грозящей жизни и здоровью ребенка либо его воспитанию. Оно допускается также в случаях, когда оставление ребенка с родителями, вследствие их поведения, является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав.

Если родители не изменяют своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев (в интересах ребенка и до истечения этого срока) после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав (ст.73СК). При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей. Ограничение родительских прав не исключает полностью контактов родителя, чьи родительские права были ограничены, с ребенком. Такие контакты возможны, если они не оказывают на ребенка вредного воздействия. Допускаются они с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.

Лишение родительских прав является исключительной мерой, которая применяется в случаях, когда изменить поведение родителей в лучшую сторону уже невозможно, (ст.69 СК) если они: - уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; - отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других учреждений; - злоупотребляют своими родительскими правами; - жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие, покушаются на их половую неприкосновенность; - являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; - совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья своего супруга.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.При решении вопроса о восстановлении родительских прав суд должен учитывать мнение ребенка, а если ребенку исполнилось 10 лет, то восстановление родительских прав возможно только с его согласия.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми:

За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); - за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (№2202-1 от 17.01. 1992г.) наделяет прокуроров широкими полномочиями, направленными на защиту прав и свобод несовершеннолетних, в том числе в области защиты детей от жестокого обращения и семейного насилия. По выявленным фактам жестокого обращения с детьми принимаются меры прокурорского реагирования: приносятся протесты, вносятся представления, направляются иски в суды в защиту прав и законных интересов детей, выносятся предостережения.

Эффективности предупреждения жестокого обращения с несовершеннолетними, социальной реабилитации и социальной адаптации жертв семейного насилия должен способствовать межведомственный подход к решению этих проблем с помощью всего гражданского общества, взаимодействие ведомств всех ветвей власти с правозащитными и иными общественными организациями, в том числе, учреждение в ряде регионов должности уполномоченного по правам ребенка.

В заключение, следует отметить, что лишение родительских прав - это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»