Место погребения господа иисуса христа над которым. История погребения иисуса христа. В Католической церкви


Приветствую Всех на страничках блога !
Сегодня пятница, последний и самый скорбный день этой недели. Православная церковь вспоминает распятие, смерть и погребение Иисуса Христа. В этот день строжайший , ничего нельзя вкушать, нельзя делать никакой работы. (личные дела для себя, дома)
Вот вкратце опишу как происходило погребение Иисуса.
В Ветхом Завете смерть – всегда трагедия. Приготовления к погребению в те времена во многом были такими же, как и сегодня.
Умершему закрывали глаза, тело обмывали и заворачивали в кусок ткани.
Вот как было погребение Христа.
Тело Иисуса Христа сняли с креста в канун субботы. По еврейскому закону тело нужно было погребсти в течение того же дня (24 часов) (Втор. 21, 22), но, поскольку по субботам запрещалось хоронить, его нужно было совершить до заката солнца в пятницу.

Распятый не мог быть похоронен на еврейском кладбище; закон строго запрещал это.
По закону, те кто был распятым на крестах, их сбрасывали в открытые погребальные ямы — « Геенны» к югу от города.
Но тем временем, Иосиф Аримофейский с Никодимом (тайный ученик Иисуса) пошли к Пилату, попросить, чтобы погребсти тело Иисуса должным образом.
Иосиф решил похоронить, в своей новой пещере, которая располагалась неподалеку Голгофы.

Кстати, в Иудее гробницы отличались от социального и имущественного положения усопшего.

В те времена, богатые люди хоронили в склепах, высеченных в скалах. Бедные же в неглубоких могилах на ровных местах.
Внутри в пещере, перед входом в гробницу, имелся «дворик» площадью 7кв.м., там обычно ставили на носилках тело, и отдавали последние почести умершему.
Так вот, поскольку близился Великий праздник Пасха для Иудеев. (Марк;15: 42-44), нужно было похоронить до начала субботы, похороны происходили большой спешке, потому как, этот день был днем подготовкой, и до наступления субботы оставалось совсем мало времени.
Да кстати, Пасха (песах) в переводе с Еврейского – «прохождение мимо»
Иосиф принес тело Иисуса в свою новую гробницу.
Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см, ногами на восток (то есть
ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.
Тайный ученик Иисуса Христа, Никодим принес благовонный состав из смирны и алое (около 100 л.) они облили благовониями плащаницу (саван) — четырёхметровое льняное полотно, метр в ширину, и обвили тело (Иоанна; 19: 38-40) а на голову был положен сударь (плат на голову) (Ин.20:7)
Вход в пещеру приваливался камнем, дабы дикие животные не растаскали тело усопшего. На пещеру гроба поставили печать и поставили стражу.
Так происходило погребение Иисуса Христа.
Надеюсь Вам было интересно. Благодарю за внимание!

Мф. XXVII, 57-66: 57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею 60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. 62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

Мк. XV, 42-47: 42 И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,- 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Лк. XXIII, 50-56: 50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, 52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова; 53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. 54 День тот был пятница, и наступала суббота. 55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; 56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Ин. XIX, 38-42: 38 После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,- просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. 39 Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. 40 Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. 41 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. 42 Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Руководство к изучению Четвероевангелия


Прот. Серафим Слободской (1912-1971)

По книге «Закон Божий», 1957.

Снятие с креста и погребение Спасителя
(Мф. XXVII, 57-66; Мк. XV, 42-47; Лк. XXIII, 50-56; от Ин. XIX, 38-42)

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный – из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить.

Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.

Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собою для погребения драгоценную благовонную мазь – состав из смирны и алоя.

Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницею и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.

Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.

Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну». Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не, сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого».

Пилат сказал им: «у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете».

Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

32. Погребение Господа Иисуса Христа

(Мф. XXIV, 57-66; Мк. XV, 42-47; Лк. XXIII, 50-56; Ин. XIX, 38-42)

О погребении Господа повествуют совершенно согласно все четыре Евангелиста, причем некоторые сообщают каждый свои подробности. Погребение состоялось при наступлении вечера, но суббота еще не наступила, хотя и приближалась, т.е., надо полагать, это было за час или за два до захода солнца, с которого уже начиналась суббота. Это ясно указывают все четыре Евангелиста: Матф. 27:57, Марк. 15:42, Лук. 23:54 и Иоан. 19:42, а особенно подчеркивают св. Марк и Лука. Пришел Иосиф из Аримафеи, иудейского города вблизи Иерусалима, член синедриона, как свидетельствует св. Марк, человек благочестивый, потаенный ученик Христов, по свидетельству св. Иоанна, который не участвовал в осуждении Господа (Лук. 23:51). Пришедши к Пилату, он испросил у него тело Иисусово для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и делались добычей птиц, но можно было, испросив разрешения начальства, предавать их погребению. Пилат выразил удивление тому, что Иисус уже умер, так как распятые висели иногда по несколько дней, но, проверив через сотника, который удостоверил ему смерть Иисуса, повелел выдать тело Иосифу. По повествованию св. Иоанна, пришел и Никодим, приходивший прежде ко Иисусу ночью (см. Иоан. 3 гл.), который принес состав из смирны и алоя около 100 фунтов. Иосиф купил плащаницу – длинное и ценное полотно. Они сняли Тело, умастили его, по обычаю, благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа, находившемся неподалеку от Голгофы. Так как солнце уже склонялось к западу, все делалось, хотя и старательно, но очень поспешно. Привалив камень к дверям гроба, они удалились. За всем этим наблюдали женщины, стоявшие прежде на Голгофе. Св. Златоуст, а за ним и бл. Феофилакт, считают, что упоминаемая Евангелистами «Мария, Иакова и Иосии мати» есть Пресвятая Богородица, «поелику Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женой Иосифа, то по праву называлась и матерью, т.е. мачехою детей его». Однако, другие того мнения, что это была Мария, жена Клеопы, сестра Богоматери. Все они сидели против входа в пещеру, как свидетельствует о том св. Матфей (27:61), а затем, по свидетельству св. Луки, возвратившись приготовили благовония и масти, чтобы по окончании дня субботнего покоя придти и помазать Тело Господа, по иудейскому обычаю (23:56). По сказанию св. Марка, эти женщины, именуемые «мироносицами», купили ароматы не в самый день погребения Господа, а по прошествии субботы, т.е. в субботу вечером. Тут нельзя видеть противоречия. В пятницу вечером оставалось очевидно очень мало времени до захода солнца. Отчасти, что успели, они приготовили еще в пятницу, а чего не успели, закончили в субботу вечером.

Св. Матфей сообщает еще об одном важном обстоятельстве, происшедшем на другой день после погребения – «во утрий день, иже есть по пятце», т.е. в субботу. Первосвященники и фарисеи собрались к Пилату, не думая даже о нарушении субботнего покоя, и просили его дать распоряжение об охране гроба до третьего дня. Просьбу свою они мотивировали заявлением: «помянухом, яко льстец (обманщик) Он рече еще сый жив: по триех днех востану. Повели убо утвердити гроб до третьяго дне: да не како пришедше ученицы Его нощию, украдут Его, и рекут людем: воста от мертвых: и будет последняя лесть горша первыя» (и будет последний обман хуже первого). «Первым обманом» они называют здесь то, что Господь Иисус Христос учил о Себе, как о Сыне Божием, Мессии, а «последним обманом» – проповедь о Нем, как о восставшем из гроба Победителе ада и смерти. Этой проповеди они боятся больше, и в этом они правы были, что показала и вся дальнейшая история распространения христианства. На эту просьбу Пилат им сказал: «имате кустодию», т.е. стражу, «идите, утвердите, якоже весте». В распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов, которой они пользовались для охранения порядка и спокойствия, ввиду громадного стечения народа из всех стран в Иерусалим. Пилат предлагает им, использовав эту стражу, сделать все так, как они сами хотят, дабы потом они никого не могли винить ни в чем. «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею» – они пошли и приняли все меры для безопасности гроба, припечатав гроб, т.е., вернее, камень, которым он был закрыт, шнуром и печатью, в присутствии стражи, которая потом осталась при гробе, чтобы его охранять.

Таким образом, злейшие враги Господа, сами того не думая, подготовили неоспоримые доказательства Его преславного воскресения из мертвых.

Благодаря современной библейской археологии, документальным фильмам многие люди заинтересовались земной жизнью Господа, древнехристианскими временами, жизнью апостолов. Люди, знающие о Церкви, о Христе немного, интересуются: если Он воскрес из мертвых, когда же Он умер? И тогда где Его могила?
Мы расскажем, что такое могила Иисуса Христа, храм Гроба Господня и каковы традиции, связанные с ними.

Жизнь Иисуса Христа — смерть и Воскресение в Священном Писании

В действительности, и все христианские конфессии, и научное сообщество считают, что тело Господа покоилось три дня на том месте, где его положили Иосиф Аримафейский и Никодим, ученики. Именно это место и называется могилой Иисуса.
Значение смерти, погребения и Воскресения Христа Он Сам показал людям. Его слова и действия остались в Евангелии.

Накануне смерти Господь созвал учеников на Тайную Вечерю. Вечеря по-русски означает ужин. Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

Затем Господь пошел помолиться в Гефсиманский сад с учениками. По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений. Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.

В этот момент к Нему и подошел Иуда со стражниками, указав им на Господа. Затем Христос был осужден Пилатом по требованию тех же людей, которые недавно любили и приветствовали Его. В день Входа господня в Иерусалим, за несколько дней до суда и Распятия, Он въехал в город кротко, на ослике. Люди приветствуют его криками: «Осанна» и пальмовыми ветвями — но те же люди через пять ней будут кричать «Распни Его!» — потому что Иисус Христос не оправдал их надежд как мирскую силу.

И после осуждения на смерть Господь был Распят на Кресте, словно последний разбойник, с обычными разбойниками рядом. Апостолы оставили Его, испугавшись смерти, и лишь Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом осталась у Креста.

Когда же Господь испустил дух, ученики — не апостолы, а просто ученики Христа Иосиф и Никодим — попросили отдать им Тело Господа для погребения. Они оставили его в саду, где было куплено самим Никодимом место для своего будущего погребения. Однако Христос воскрес уже через день, явившись святым женам-мироносицам. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия — они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи. Во всех Евангелиях рассказывается, что святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» — поняв, что перед ней Христос.

Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им. Апостолы только после Воскресения уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.

На 40 день после Воскресения Христос призвал апостолов на Елеонскую гору, благословил их и на облаке взошел на небо, то есть стал подниматься все выше, пока не скрылся из глаз. При Вознесении апостолы получили от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа, и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя.

Этот день, Вознесения Господня, празднуется и сегодня на 40-й день после Пасхи, Воскресения Христова.


Погребение у иудеев — как был создан Гроб Господень

Именно потому, что Христос вознесся на небо, о чем говорят все евангелисты, на Земле нет могилы — то есть места, где лежит Его земное тело. Он пребывает на Небе в обоженной (то есть просиявшей благодаря благодати и силе) человеческой плоти. Однако христиане глубоко почитают Гроб Господень, который иногда называется могилой Иисуса — то есть место в саду Никодим, где пребывало тело Господа после крестной смерти.

По традициям иудейского погребения Иосиф и Никодим обернули тело Христа тканью, пропитанной благовониями, и оставили в каменном склепе, высеченном в виде пещеры. Вход в него был закрыт огромным валуном, а затем по просьбе фарисеев Понтий Пилат послал стражников, чтобы они опечатали склеп и охраняли его.

Каждый богатый человек в Иудее имел собственный склеп — обычно семейный. Он представлял собой пещеру, выдолбленную в скале (поскольку Иерусалим находится в гористой местности), где в нишах на каменных ложах лежали покойники ногами на восток (там обычно располагался и вход). То есть гроб представлял собой пещеру в пещере. В свою очередь, покойника не клали в деревянный гроб, а заворачивали в погребальные пелены — чистые и зачастую дорогие ткани, помазывая благовониями (миром), как бы бальзамируя.


Археологи в поисках потерянной могилы Иисуса Христа

Сегодня существует ряд документальных фильмов о земной жизни Христа. Через них популяризируется научный миф о существовании могилы Христа и ее поисках. На самом деле, подобные поиски существуют только для коммерческих съемок. Настоящие археологи, серьезные исследователи не занимаются подобными вещами.

Давно доказано, что Христос как реальный Человек существовал на Земле. Среди иудеев Его времени было широко известно место Его погребения. Кроме того, после Своего Воскресения Он не раз являлся многим людям, как о том говорят евангелисты. Да и сами апостолы — святые люди по свидетельствам многих — не могли лгать, единогласно утверждая, что Он вознесся на Небо и указывая место, где ныне находится храм Гроба Господня, как место Его погребения.

Популярны, однако, как мы доказали, не имеют под собой почвы, следующие версии «могилы Иисуса»:

    Пещера Святого Семейства — могила Христа и членов Его семьи. Знаменитый режиссер Джеймс Кэмерон представил миру один из найденных под Иерусалимом семейных склепов как место захоронения Христа (Который, по версии режиссера, остался на Земле и умер обычной смертью), Марии Магдалины как Его жены и их детей. Ясно, что это кощунственный миф, созданный с коммерческой целью.

    Истинная Голгофа — пещера, созданная во времена земной жизни Господа в результате добычи камня, окруженная полями и близкая к Голгофе. Эту пещеру обнаружил в конце 19 века некий Чарльз Гордон, и представил ее как новый Гроб Господень, бывшее захоронение Христа. Доказательств этому также не существует.

    Могила в Японии, в поселке Синго — место, активно интересующее туристов. По версии местных туристических агентов, в начале прошлого века здесь были найдены древние документы (хотя в Японии очень бережно относятся к подобным вещам и вряд ли важные исторические документы могли быть утеряны), по которым Христос даже не был распят на Голгофе, а приехал в Японию, где уже бывал ранее, женился на японке и скончался в Синго. Эта версия напоминает гипотетическую счастливую жизнь Джона Леннона. Доказательств этому нет, кроме некой местной традиции рисовать на голове новорожденных крестик с помощью угля. Однако эта версия могла появиться как раз в начале прошлого века благодаря святителю Николая Японскому — реальному человеку, основателю Японской православной Церкви, приехавшему по благословению Священного Синода из России для проповеди на землях Японии. Святитель совершил много чудес, его почитают в Японии по сей день, а вот о Синго в его трудах ничего не сказано.

    Индия — место захоронения тела Христа, по версии местных легенд оно лежит в склепе Рауза Бал. Как и японцы, индийцы говорят, что Христос спасся от Распятия и под другим именем жил в Индии до старости. Здесь показывают отпечаток израненных ступней похороненного в пещере человека. Однако почему за долгие годы раны на ступнях не заросли — неясно. Да и то, что Христос «выжил» после Голгофы противоречит самой Его миссии, о которой Он говорил, что Ему надлежит умереть за людей.


Гроб Господень в Иерусалиме

И по свидетельствам апостолов, и по исследованиям современных ученых храм Гроба Господня в Иерусалиме — то самое место, где почивало тело Христа до Воскресения.

  • Во время земной жизни Христа это место располагалось за пределами Иерусалима;
  • Долгое время храм Гроба Господня окружали обширные сады;
  • Пещера имеет характерные для погребальных склепов того времени следы инструментов;
  • Рядом находятся многочисленные склепы с захоронениями, то есть кладбище.

Таким образом, признаки захоронения тела Христова в Гробе Господнем совпадают с описанными в Евангелии ориентирами.

Над самим местом стоит часовня-Кувуклия и лежит мраморная плита с крестом — ложе размером 2х0,8 метра. Место почитания тела Христова впервые было торжественно обозначено святым равноапостольным Константином Великим.

Известно, что в первые века по Рождении Христовом — их еще называют первохристианскими временами — многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное — в сонме языческих богов обязательно находился и сам император, ему возносились молитвы (хотя как он мог их слышать?) и приносились жертвы. Причем император объявлялся богом по праву трона: неважно, каков был уровень его нравственности, праведна ли была его жизнь и справедлив ли он был. Напротив, из истории мы знаем об императорах-убийцах, развратниках, предателях. Зато императора нельзя было свергнуть — только убить. Итак, ученики Христа отказывались поклоняться богам, называя Богом Одного Христа, за это их, как не повинующихся императору-богу, пытали и убивали.

Но однажды, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Со временем и Константин Великий принял христианство.

Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена.

На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа. Приняв христианство в 325-м году, Константин Великий вместе с матерью велел построить над пещерой, о которой христиане говорили, что именно в ней лежало тело Христа, красивейший храм, чтобы увековечить место.

В течение долгих веков храм несколько раз частично разрушался и отстраивался. вновь. После завоевания крестоносцами Палестины на древних руинах, без разрушения святыни, был возведен новый храм. В 19 веке он горел, а затем был отреставрирован.

Сегодня храм Гроба Господня, который принадлежит абсолютно всем христианским течениям. Каждая из христианских конфессий (католики, православные, протестанты, армяне, копты) имеет свою часть храма и определенное время для совершения богослужений.

Подземная часовня, то есть пещера с каменным ложем — Кувуклия — находится в центре храма. Сама ниша погребения закрыта мраморной плитой с древности — многие паломники старались увезти с собой частичку Гроба Господня, и святыня разрушалась.


Вскрытие Гроба Господня — могилы Иисуса Христа

27 октября 2016 года археологи впервые в истории сняли мраморную плиту, установленную в Кувуклии над Гробом Господним, то есть местом Его захоронения. Мероприятие прошло в рамках реставрации, которая ведётся в храме Воскресения Христова — Гроба Господня.

Руководитель группы учёных Фредрик Хиберт сказал, что под мраморной плитой обнаружилась вторая плита 12 века, а ниже — известняк, оригинальная поверхность, на которую, по преданию, и было положено тело Господа Иисуса Христа.


Благодатный огонь в храме Гроба Господня

Чудо схождения Благодатного огня на Святой Земле происходит в Кувуклии в Великую Субботу накануне Пасхи, его наблюдают тысячи паломников, а трансляцию смотрят христиане по всему миру.
Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его — самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.

Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света — от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм — здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны, где есть православные верующие люди.

В дальнейшем торговцы обжигают заранее заготовленные факелы в Благодатном Огне, тушат и продают по всему миру. Эти факелы состоят из нескольких свечей, называемых Иерусалимскими. Каждая свеча не просто атрибут богослужения — это символ души, горящей пламенем веры и любви к Богу, знак пламенеющий перед Богом молитвы. Многие православные христиане ставят свечу после молитвы, уже не задумываясь о ее символике. Между тем, сама свеча призывает нас к размышлениям о себе и своей душе. Нужно стоять перед Богом, словно свеча, с таким же, как пламя, светлым и горячим сердцем — по крайней мере, стремясь к этому.

Иерусалимская же свеча — духовный дар, и хранится она вместе с домашними святынями. Ее традиционно зажигают в некоторые дни, не во все и по особым поводам.

Есть два вида Иерусалимских свечей

  • Факел, сложенный из 33 свечей, по количеству прожитых Иисусом Христом земных лет; они или связаны нитью, или частично сплавлены между собой. Основной цвет факела — белый, красный, зеленый или желтый, он украшен маленькой иконой Христа и разноцветными полосами.
  • Разноцветные одиночные свечи черного, красного, зеленого, желтого, белого, голубого и фиолетового цветов с длинными фитильками-петлями.

Их следует отличать от подделок — например, по пчелиному воску, из которого они приготовлены.


Как молиться с Иерусалимскими свечами

Если вы не знаете, как и о чем попросить Бога, скажите коротко: «Господи, даруй мне и моей семье все, что полезно нам, благослови нашу жизнь»

Можно также прочитать«Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву «Отче наш» можно и на русском языке:

«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».

«Видя Воскресение Христово, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единственному Безгрешному! Кресту Твоему, поклоняемся, Господи Христе, и Святое Воскресение Твое воспеваем и прославляем! Ты — Бог наш, кроме Тебя других богов не имеем, Имя Твое возвеличиваем! Придите, все верующие люди, поклонимся Святому Христову Воскресению — ведь пришла через Крест Христов радость всему миру! Всегда благословляя Господа, воспеваем Воскресение Его ведь Он Сам распятие претерпел и смертью смерть победил!»

Молятся Господу особо усердно, зажигая Иерусалимские свечи. Обращение к Самому Богу — важнейшая молитва. Молитесь Господу Вседержителю с Иерусалимскими свечами в любой момент жизни:

  • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,
  • Молитесь в опасности,
  • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,
  • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,
  • прося Господа о помощи в любых бедах и скорбях,
  • молясь об исцелении в болезни,
  • обращаясь к Нему во внезапной опасности,
  • когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,
  • благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

Также есть особые традиции, связанные с Иерусалимскими свечами, по их благоговейному возжиганию и использованию в праздники.

Да хранит вас Господь наш Иисус Христос Своей благодатью!

Иерусалим. — Ученые продолжают исследование гробницы, которую традиционно считают местом погребения Иисуса Христа. Согласно предварительным выводам исследования, часть гробницы сохранилась до наших дней, пережив на протяжении столетий многочисленные разрушения, повреждения и реконструкции окружающего ее храма Гроба Господня в Старом городе Иерусалима.

Гробница, являющаяся самым почитаемым местом в христианском мире, сегодня состоит из погребального ложа, высеченного в известняковой стене пещеры. Как минимум с 1555 года, а может, с еще более раннего времени каменное ложе покрыто мраморной облицовкой — предположительно для того, чтобы паломники не растащили куски известняка на сувениры.

Когда ночью 26 октября плиту сняли, то консервационная команда из Национального технического университета Афин нашла при первичном осмотре только слой заполняющего материала. Исследователи безостановочно работали еще 60 часов, обнаружив вторую мраморную плиту с крестом, вырезанным на ее поверхности. К ночи 28 октября, за считанные часы до закрытия гробницы, их взорам предстало оригинальное погребальное ложе из известняка в неповрежденном состоянии.

Контекст

Исчезнет ли когда-нибудь религия?

BBC 08.01.2015

Христианство, религия немногих

Frankfurter Allgemeine Zeitung 20.09.2016

Религия и насилие

Foreign Policy 19.06.2016
«Я в полном потрясении. У меня даже немного дрожат колени, потому что я этого не ожидал, — сказал археолог National Geographic Фредрик Хиберт (Fredrik Hiebert). — Мы не можем сказать на 100%, но это похоже на визуальное доказательство того, что местонахождение гробницы не изменилось с течением времени — о чем ученые и историки думали на протяжении десятилетий».

Кроме того, исследователи подтвердили наличие оригинальных известняковых стен пещеры, находящихся внутри Кувуклии, или часовни, которая закрывает гробницу. В южной внутренней стене часовни прорезали окно, чтобы открыть одну из стен пещеры.

«Это священное ложе, перед которым преклонялись веками, но лишь сейчас его удалось реально увидеть», — заявила Антония Моропулу (Antonia Moropoulou), руководящая работами по консервации и восстановлению Кувуклии.

Действительно ли это гробница Христа?

Археология не может со всей определенностью сказать, что гробница, вскрытая недавно в храме Гроба Господня, это на самом деле место погребения Иисуса из Назарета. Однако косвенные доказательства указывают на то, что представители римского императора Константина спустя 300 лет правильно определили место захоронения.

Первые указания на погребение Иисуса дает Четвероевангелие, или четыре первые книги Нового Завета, которые были составлены примерно в 30 году нашей эры, спустя несколько десятилетий после распятия Христа. В деталях есть разночтения, однако эти книги довольно последовательно и непротиворечиво описывают, как в высеченной из камня гробнице, принадлежавшей богатому иудейскому последователю Иисуса Иосифу Аримафейскому, был погребен Христос.

Мультимедиа

Ученые вскрыли гробницу Христа

National Geographic 28.10.2016
В районе Иерусалима археологи отыскали более тысячи таких вырезанных в камне гробниц, говорит археолог и получатель гранта National Geographic Джоди Магнесс (Jodi Magness). В каждой из этих семейных усыпальниц была одна или более гробниц с высеченными по бокам в камне длинными нишами, на которые укладывали тела умерших.

«Все это вполне вписывается в наши знания о том, как состоятельные иудеи во времена Иисуса хоронили усопших, — говорит Магнесс. — Конечно, это не является историческим доказательством данного события. Но это говорит о том, что какие бы источники ни легли в основу Четвероевангелия, рассказчики были знакомы с данной традицией и с похоронными обычаями».

За пределами городских стен

Иудейская традиция запрещала хоронить умерших внутри города, и в Новом Завете четко указывается, что Иисуса похоронили за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Спустя несколько лет после похорон пределы Иерусалима были расширены, и Голгофа вместе с гробницей оказались внутри города.

Когда примерно в 325 году в Иерусалим на поиски гробницы прибыли представители Константина, им якобы указали на храм, возведенный 200 годами ранее римским императором Адрианом. Исторические источники указывают на то, что Адриан приказал построить над гробницей храм, чтобы утвердить господство римской государственной религии в том месте, которое почитали христиане.

По словам богослова Евсевия Кесарийского, римский храм был снесен, и в ходе раскопок под ним была обнаружена высеченная из камня гробница. Верхнюю часть пещеры срезали, чтобы была видна ее внутренняя часть. А вокруг нее построили храм, чтобы закрыть место погребения. Фатимиды в 1009 году полностью разрушили этот храм, но в середине 11 века он был восстановлен.

В 20-м веке внутри храма Гроба Господня проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены остатки, как считают ученые, храма Адриана и стен первой церкви Константина. Археологи также нашли древний известняковый карьер и как минимум полдюжины других высеченных в камне гробниц, часть которых можно увидеть и сегодня.


© AFP 2016, Gali Tibbon Работы по укреплению Кувуклиии гробницы Иисуса в церкви Гроба Господня в Иерусалиме

Наличие других гробниц того периода является важным археологическим доказательством, отмечает Магнесс. «Они показывают, что во времена Христа этот район действительно был иудейским кладбищем за пределами стен Иерусалима».

Бывший главный археолог Иерусалима Дан Бахат (Dan Bahat) отметил: «Мы не можем быть абсолютно уверены, что каменное ложе под храмом Гроба Господня это действительно место погребения Иисуса, однако у нас совершенно точно нет иного объекта, в отношении которого можно было бы заявить то же самое с теми же основаниями, и у нас нет причин отвергать подлинность этого места».

Месяцы восстановительных работ, десятилетия исследований

Спустя 60 часов погребальное ложе вновь было закрыто мраморной плитой, которая скрыла его на века или даже тысячелетия. «Те архитектурные консервационные работы, которые мы ведем, должны сохранить этот объект навечно», — говорит Моропулу. Но до возвращения плиты на место на поверхности камня были проведены многочисленные исследовательские работы.

Археолог Мартин Бидл (Martin Biddle), опубликовавший в 1999 году важнейший труд по истории гробницы, считает, что единственный способ узнать или понять причины, по которым люди верят, что это именно та гробница, куда согласно Новому Завету положили тело Христа — тщательно изучить данные, собранные за то время, когда погребальное ложе и стены пещеры были открыты.


© РИА Новости, Виталий Белоусов

«Надо самым внимательным образом, скрупулезно изучить поверхность камня на предмет наличия надписей», — говорит Бидл. Он ссылается на другие гробницы в этом районе, имеющие большое значение, так как они покрыты крестами и надписями, которые были нарисованы или нацарапаны на поверхности.

«Вопрос о надписях чрезвычайно важен, — говорит Бидл. — Нам известно, что под разными частями храма есть как минимум полдюжины других высеченных в камне гробниц. Так почему же епископ Евсевий назвал могилой Христа именно эту гробницу? Он не говорит, а мы не знаем. Не думаю, что Евсевий ошибался, ведь он был очень хорошим исследователем. Так что доказательства наверняка есть — их надо только найти».

Между тем, консервационная команда из Национального технического университета Афин продолжает реставрационные работы в Кувуклии. Они будут укреплять, очищать и документировать каждый сантиметр храма еще как минимум пять месяцев, собирая ценную информацию, которую ученые будут изучать долгие годы, чтобы лучше понять происхождение и историю одной из самых священных в мире реликвий.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

И католики, и православные согласны с тем фактом, что Иисуса распяли в Иерусалиме накануне праздника Пасхи по приговору синедриона. Достаточно раскрыть Новый Завет, чтобы ознакомиться со всеми этапами суда над Иисусом, распятием на горе Голгофе и погребением в выдолбленной в скале пещере. Оглашение приговора происходило перед дворцом римского наместника, а дорога к месту распятия вела на окраину тогдашнего города. Лобное место находилось в той незаселенной его части, которая возвышалась над Иерусалимом.

Скальный склеп Иосифа Аримафейского

Считается, что и могила располагалась поблизости. Евангелия гласят, что скальный склеп принадлежал Иосифу Аримафейскому и был им приготовлен для собственного погребения. Но не сложилось, Иосиф пожертвовал свой склеп распятому Учителю. Именно в этом склепе и происходили чудеса, которые увидели последователи Иисуса: женщины, еще недавно увивавшие его тело погребальным саваном и умащавшие его маслами, вдруг увидели, что склеп пуст, а саван лежит на камен ном ложе. Иными словами, тело исчезло. Иисус воскрес и покинул последний приют. Навсегда.

В 326 году византийскому императору Константину потребовалось срочно обзавестись христианскими святынями. Иерусалимским христианам был дан однозначный приказ: срочно найти Голгофу и пещеру. Они и нашли. Правда, римляне успели пещеру засыпать, замостить площадку камнем и возвести в 135 году храм Афродиты с языческим жертвенником.

Первый христианский император распорядился вернуть все в первозданное состояние: храм снесли, над пещерой, от которой мало что осталось, возвели храм Гроба Господня. Перед Константином отчитались. Тот был счастлив.

С той поры верующие обрели округлое углубление в камне, куда, по их мнению, вставлялся крест, на котором был распят Иисус, остатки неизвестного склепа, мгновенно ставшего главной святыней христиан, и даже огромный округлый камень, закрывавший некогда вход в пещеру, который получил имя «камня, отваленного от двери гроба». В каком виде была христианами обретена пещера и имелся ли там сей камень, современники не сообщали. Главное, что они теперь обладали всеми необходимыми святынями - вплоть до гвоздей и Креста Животворящего, хотя с момента казни Иисуса прошло уже 300 лет. Насколько историческая Голгофа соответствует найденной - об этом тогда никто не думал. Но прошли века.

Мусульмане и пророк Иса

Мусульмане, которые считают Иисуса не Сыном Божиим, а обычным пророком, и которые поклоняются ему как пророку, ни в какое распятие и чудесное воскрешение не верили. К христианскому храму и могиле, которые достались им после завоевания Иерусалима, относились безо всякого пиетета. По одним арабским легендам, озлобленные иудеи действительно собирались распять Иисуса, и им даже показалось, что они его распяли, но на самом деле Аллах взял своего пророка на небеса живым. Следовательно, никакого креста, никакого распятия, никакой смерти и - само собой - никакого погребения не было. По другим арабским легендам, Иисус не был казнен на кресте, а бежал из Иерусалима и прожил долгую жизнь пророка. Женился, родил детей, имел множество учеников. А потом умер собственной смертью, был оплакан любящими его людьми и с почетом погребен. Местом погребения они называли то Индию, то Турцию. Тут легенды никак не сходились - на то они и легенды.

Так что в мусульманской части Индии (Кашмире) появилась своя достопримечательность -гробница Роза-бал в Шри-нагаре. Правда, почему-то тамошнего Иисуса звали Юз Асаф, но жители Шринагара объясняют это просто - он ведь был беглец, нелегал, не мог своего истинного имени раскрыть. Надпись над входом знает его под этим именем, а название святыни Роза-Бал означает просто «гробница пророка». Имеется аналогичный памятник и на турецкой горе Бейкос, недалеко от Стамбула. Тамошняя достопримечательность называется по-местному могилой святого Юши, то есть святого Иисуса (Иешуа). Это довольно большой комплекс, длиной 17 метров и шириной 2 метра. Самой гробницы, то есть склепа, там нет. Но есть зато два огромных округлых камня, один из которых с дырой посередине. Некоторые считают, что в эту дыру вставляли крест. В древности туда помещали копье, которым проткнули бок Иисусу. Очень похоже, что когда-то это было место, священное для христианской общины, которая потом была уничтожена. Вероятно, тамошние христиане инсценировали новозаветные события, создав собственную Голгофу и собственную гробницу. Ведь до турецкого завоевания в этих местах жили византийцы. И уж они-то ни в коем случае не были мусульманами!

В саду у Голгофы

Но что Турция! Что Индия! Что следы Иисуса на Тибете! «Могилу» Иисуса покажут вам и в далекой Японии. Тамошние кланы Такенучи и Савагучи из городка Шинго покажут ее вам на местном кладбище. До 1935 года эту странную могилу от всех прочих отличала лишь надпись на надгробной плите: «Иисус Христос, основатель рода Такенучи». Современные потомки Иисуса из Шинго расскажут вам, что в незапамятные времена Иисус бежал из Иерусалима и добрался до Японских островов. Здесь он осел, обзавелся женой, родил троих детей и умер в возрасте 112 лет. История жизни Иисуса, его скитаний по Индии и Сибири и долгой счастливой жизни в Стране восходящего солнца записана, как утверждают «наследники», в древних свитках, возраст которых 1500 лет. Правда, свитки, которые Такенучи и Савагучи могут показать, переписаны 200 лет назад, когда в Японии стало распространяться христианство. А более старых не сохранилось, что наводит на вполне понятные умозаключения...

Но не надо забираться так далеко на восток от Иерусалима. В самом городе тоже имеется несколько гробниц, где мог быть погребен Иисус. Первая и самая знаменитая связана с альтернативным адресом Голгофы. В XIX веке английский генерал Чарльз Гордон, который, как и все люди той эпохи, отлично знал Новый Завет, задумался, насколько соответствует современное расположение Голгофы географии Иерусалима I века. Перечитав священные тексты, он заявил, что император Константин ошибся. Могила Иисуса была расположена в саду, но вокруг Константиновой Голгофы никакого сада никогда не было. Зато он нашел идеальное место, где есть гора, на которой распяли Христа, и сад, где его погребли. Место это с тех пор так и называется «Голгофой Гордона».

Однако через столетие археологические изыскания дали сразу несколько гробниц, каждая из которых могла бы быть местом последнего упокоения Иисуса. Одна из них была открыта во время строительства в Тальпиоте в 1980 году. Во время рытья котлована неожиданно обнаружили древнее захоронение, и сразу же место рабочих заняли археологи. Они вскрыли склеп и нашли там десять сосудов I века с костями мертвецов. На погребальных оссуариях имелись весьма интересные имена: Мария, Матфей, Иисус, Иосиф, еще одна Мария, Иуда (сын Иисуса)... Режиссер Джеймс Кэмерон так вдохновился этими именами, что снял фильм «Потерянная гробница Иисуса», в котором заявил однозначно, что археологи нашли семейный склеп Христа.

Впрочем, археологи к выводам Кэмерона отнеслись скептически. Подобные гробницы в Иерусалиме находили и до этого. И там тоже имелись Иисусы, Иосифы, Марии, Иуды... Был даже Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса. Все просто. В те времена эти имена были самыми популярными! Только вряд ли хоть один оссуарий принадлежит тому самому Иисусу. И по самой простой причине: внутри этих сосудов имеются, извините, части скелета, то есть кости. А тот Иисус, в которого верят христиане, как известно, воскрес и был облачен плотью. Проще говоря: в его склепе не может быть никаких костей. Да и вообще ни в какой оссуарий тело Иисуса не попало. Так что все это не те, не те могилы...