Как называется еврейская Библия? Танах — Еврейская Библия Состав еврейской библии


Иудаизм - одна из монотеистических национально-государственных религий древнего мира, распространена главным образом среди евреев. Она не стала мировой религией по ряду причин, о которых мы скажем дальше, но получила мировое распространение, повторив судьбу своего рассеянного по всему миру народа. Это первая религия Откровения, то есть религия, которая непосредственно продиктована Богом людям через своего пророка и изложена в Священном Писании. История древних евреев является одновременно историей возникновения и развития иудаизма и его священной книги - иудейской Библии. Мы будем рассматривать все эти три сюжета одновременно, все время помня, что история народа его религии и его Священного Писания - это разные, но неотделимы друг от друга вещи.

Прежде всего - несколько слов о Библии, в которой изложена история еврейского народа.

Когда древние евреи творили свое Священное Писание, они еще не знали, что его будут называть Библией. Это название закрепилось за ним лишь в IV в. Впервые оно встречается в трудах Иоанна Златоуста (347-407), а окончательно этот срок утверждается в богословии только в XIII в. Слово "Библия" греческого происхождения - от названия папируса, который изготавливался из тростника - библусу, а отсюда - и греческое название книги, составленной из листьев папируса - "Библос", "библион". Итак, буквально слово "Библия" означает "книги", на древнееврейском языке - "Софер".

Начав с нескольких книг, это собрание разросся в окончательном виде в собрание многих книг. Это уже целая библиотека в одной книге. Современный протестантский богослов Джон Макдауэлл так характеризует уникальность Библии: она писалась 1600 лет в течение жизни 60 поколений, ее писали более 40 авторов из разных общественных слоев, в разных местах, в разных обстоятельствах и настроений, на трех континентах трех языках.

Созданная древними евреями священная книга была унаследована христианами, они дополнили ее своими произведениями, назвали Библией. Они определили и две основные части Библии: первую, иудейскую - Ветхий Завет, вторую, христианскую, которую, конечно, иудеи не признают, Новый Завет. Именно христианство и дало Писанию иудеев вторую жизнь. Его перевели на латынь - мировой язык средневековья, а затем почти на все языки мира.

До 1966 г.. Библия была переведена на 240 языков и диалектов, а ее отдельный текст - еще на 739 языков.

Считают, что история иудаизма прошла следующие периоды:

библейский иудаизм (XX- IV в. До н.э.);

эллинский иудаизм (IV в. До н.э. - II в. Н.э.)

раввинистический иудаизм (II - XVIII вв.);

современный иудаизм (с 1750 г.).

Библейский иудаизм

Священное Писание древних евреев включает в себя историю этого народа, который еще не имел летоисчисление, своего письма, когда у него только складывалось представление о себе. Поэтому эта история, передавалась устной традиции, очень неточная, мифологизированная и требует критического отношения. Долгое время Библия была единственным историческим источником истории древних евреев. Впоследствии постижения ее с помощью египетских, ассиро-вавилонских, древнеиранская и других источников позволило внести в нее существенные уточнения. Какой же была история древних евреев в библейский период, длившийся с начала II тыс. До н.э. к IV в. до н.э. - Почти 2000 лет!

Начальный период истории древних евреев нам почти неизвестен. Е.Ренан высказывает предположение, что они появились на Аравийском полуострове из страны, которую он звал Ария (территория современного Афганистана) и которая была якобы прародиной кельтов, скифов (германцев и славян) и пелазгов (греков и итальянцев). Современная историческая наука это отрицает. Более вероятно, что древние евреи были кочевниками, которые пришли на территорию Аравии из Центральной Азии. Библия начинает еврейскую историю от Авраама, выходца из города Ур, частично подтверждает это мнение.

По Ренаном, в Сирии во II тыс. До н.э. поселяются кочевые семиты-номады. В них существовали племенные религии с монотеистическим уклоном, поскольку номады не знали мифологии, которая непременно вела к политеизма. И.И. Скворцов-Степанов отмечает, что эта тенденция к монотеизму была вызвана теократической организацией раннего древнееврейского общества.

Древние евреи в тот период избегали давать имя своему богу. Зачем, мол, ему собственное имя, если он единственный и неповторимый? Но позже он же получил имя - Яхве.

По библейской мифологии родоначальником древних евреев Авраам - праотец многих народов целого ряда этнических ветвей, среди которых было и племя Израиль. Этот процесс исторически точно не датированный - где-то в первой половине II тыс. До н.э.

Израильтяне имели упрощенную религию, еще без догм, без книг и без жрецов, поэтому они легко воспринимали побочный религиозное влияние.

В иудейской мифологии важное место занимает миф о пребывании израильтян в земле Египетской.

Внимание! Мы начинаем цитировать Библию. Во всем мире Библию цитируют не по страницам, а указывают название книги, главу и стих. Например: "Иосиф же отведен в Египет" (Бытие 31 И). Иногда указаны только главы, потому что не цитируется какое-то стихотворение, а имеется в виду содержание всей или нескольких глав.

Пребывание израильтян в Египте, тридцатилетнее странствования из Египта в Ханаан не имеет прямого исторического подтверждения. Безусловно, приход израильтян на побережье Средиземного моря то почувствовался в Египте, тем более что египтяне хорошо помнили нашествие гиксосов. Были израильтяне в Египте, не были, а влияние египетского идолопоклонства на их религию имел место: они стали устраивать жилье для своего бога в ковчеге - небольшой шкатулке из дерева акации. Ковчег хранился в специальном шатре - Скинии. Это было святилище с алтарем-жертвенником.

Выход израильтян из Египта возглавил Моисей. Это он получил Откровение и написал первые четыре книги Священного Писания, как утверждает Библия. Но значительная часть комментаторов Библии, а также историков считают лицо Моисея легендарной. Е.Ренан считает историческим лишь факт выхода израильтян из Египта и их вступление в Синайский полуостров. Известный историк Востока Н.Никольський в своей книге "Древний Израиль" выхода израильтян из Египта и Моисею посвятил несколько строк, а не опровергая и не подтверждая этот факт. Но внимание, которое уделяет этому сюжету древнееврейской истории Библия, его ведущее значение для разработки вероучения (идея союза с Яхве) и культа (праздник Пасхи) заставляет нас с пониманием относиться к этой проблеме и высказываться по историчность этого факта.

Если признать вероятным изгнания древних евреев из Египта, следует считать это также и началом антисемитизма, концепции, с национально-политическим соображениям выражает нескрываемую враждебность к еврейскому народу.

Со второй половины II тыс. До н.э. история древних евреев уже более документирована. Это время - тоже глубокая древность - три с половиной тысячи лет назад от нашего времени! Мало народов на нашей планете имеют такую седую историю. О древних евреев пишут такие древние историки, как Манефон из Египта, Геродот из Греции, Иосиф Флавий и др.

Историкам хорошо известно, что около 1350 г. до н. израильтяне появились на восточном берегу Мертвого моря и реки Иордан; где уже жили племена амореев, аммонитов и маовитив. Впоследствии израильтяне расселяются (тоже не без применения силы) на западном берегу Иордана, где им пришлось преодолеть сопротивление Ханаана. Происходил ряд войн. Победу одержали израильтяне, в награду им досталась замечательная плодородная страна - теперь она называется Палестиной. Их успех объясняется просто - они были хорошо сплочены, а сплотила их идея единого Бога - они знали за что дрались. При этом израильтян того времени нельзя рассматривать как завоевателей Палестины. Ведь они возвращались домой после пребывания в Египте. Религиозный культ Ханаана испытал влияние финикийского культа, передан впоследствии израильтянському. Так постепенно расширялись и обогащались религиозные представления Израиля. Это был процесс углубления и совершенствования культа единого Бога - Яхве.

Выше было сказано о сплоченности израильтян. Но национального единства в то время все же не было. В политической и религиозной жизни преобладал давний племенное деление, на колени. Потребность в единстве только возникала. Поэтому не было единого государства, не было единого царя, единой церковной организации, идея единого Бога еще полностью не утвердилась. Скиния с Богом постоянного места пребывания не было. Храма еще не было. Но уже были постоянные служители у Ковчега. Как зародыш будущего государства возник институт временных главарей, которых звали судьями. История зафиксировала имена двенадцати судей.

Именно в период завоевания Палестины жили пророчица Девора (Дебора), которая исполняла обязанности судьи (Суд 4,4). Это свидетельствует о том, что в древнем еврейском обществе положение женщины было не так уж униженное, как привыкли утверждать, рассматривая отношение иудаизма к женщине. Когда израильтяне победили ханаанские войска, возглавлял Сисара, Девора пела триумфальную песню, ставшую гимном победы (Суд 5,1-31). Эта песня вместе с рассказом о Ифтах (Суд 11,1-39) с древним текстом Библии, относится к XIII в. до н.э.

В Библии рассказывается о бесконечные войны Израиля с другими народами и между отдельными коленами Израиля. С XI в. до н.э. хронология событий становится еще более точной, появились записи.

В этот период связи между коленями крепнут, все, четче проявляется идея народного единства. Ягвизм становится национальным культом. В народной памяти уже четко зафиксировано: Яхве вывел народ из Египта, подарил ему Ханаанскую землю. Впоследствии фиксируется религиозный центр - город Силом, куда люди перенесли ковчег. Сюда ходят паломники спрашивать оракула ковчега о будущем.

Авторитет Яхве укрепляется благодаря решительным действиям судьи Самуила. Он положил у ковчега хартию с первыми письменами израильтян, свидетельством начала иудейского Священного Писания. Как пишет Ренан, это был первый архив человечества. Что письмо уже было в те времена, свидетельствует строка из песни Деворы о тех, "кто тростью писца" (Суд 4,14).

С XI в. до н.э. начинается существование Израильского-Иудейского царства со столицей в городе Иерусалиме.

Первый израильский царь Саул (1020-1004 гг. До н.э.) еще не было постоянной столицы и считался более военным вождем, чем руководителем государства. Еще при жизни Саула достиг воинской славы Давид (1004-965 гг. До н.э.) из колена Иуды. Когда после гибели Саула с сыновьями в битве с филистимлянами царем стал сын Саула Исбаал, Давид сел на престол в городе Хеврон.

По мнению Ренана, Давид был убежденным последователем Яхве, но ему выпала судьба стать народным героем. К тому же он был выдающимся дипломатом и государственным деятелем, поэтом и музыкантом. Он сознательно опирался на культ Яхве и возвеличил его. В 1050 до н.э. Давид был провозглашен царем племени Иуды. Своей столицей он избрал Иерусалим.

Царствования Давида было успешным. Он вел многочисленные победоносные войны. Особое внимание он уделил развитию иудаизма. Прежде всего он перенес ковчег в Иерусалим и разместил его в пышном шатре рядом со своим дворцом. Этот перенос сопровождалось торжественной процессией с пением и танцами, с многочисленными жертвоприношениями.

Давыдову государство унаследовал его сын Соломон (965-926 гг. До н.э.). Он укрепил государственный аппарат, построил новый пышный дворец и храм Яхве, установил единую налоговую систему.

После смерти Соломона единое государство распалось. Возникли два новых государства. На севере - Израильское царство со столицей Самарии которое просуществовало около двухсот лет и в 722 г.. Было завоевано ассирийцами. На юге - Иудейское царство со столицей Иерусалимом; оно просуществовало до 587 г. до н. и упало под ударами вавилонян. Тогда с "вавилонского пленения" и началось рассеяние древних евреев по всему миру.

В Иудее и Израиле окончательно сложилась религия, которая получила название иудаизма. С построением Иерусалимского храма образовался постоянный центр вероучения быстро крепнущей религии.

История древних евреев в этот период отразилась в Библии в исторических книгах. В это время появились и пророки, которые владели даром слова и предсказания будущего. Они выступали перед своими войсками, вдохновляя на побед} ", проклинали врагов, предрекая им поражение. Позже, в VIII в. до н.э., пророки стали целой школой религиозно-политических ораторов и проповедников.

Пророки становятся выразителями чувств нации - отмечает Е.Ренан. Они выступали защитниками народных интересов. Пророки уже были в одном шаге от полного утверждения Яхве единственным богом.

Пророчество как религиозная профессия возникло и развивалось в иудаизме параллельно с жречеством. Пророки считались орудием божества не из принадлежности к определенной социальной группе, а только за свой талант входить в контакт с божеством. С помощью различных средств, а больше - молитвы, танца и пения они впадали в экстатическое состояние и предсказывали волю Божию, как оракулы, предвидели будущее. Были среди них люди мудрые и опытные, с возвышенной душой и сильным характером. Хорошо понимая ход исторических событий, они выдвинули новую концепцию веры в мессию, то есть веры в единого, живого, вездесущего и неумирающего Бога. Пророкам принадлежит также и углубление идеи договора ("Завета") между народом Израиля и богом Яхве, а также кредо исключительности исторической роли евреев.

Среди израильских пророков выдающееся место занимает пророк Илия, который призвал к миру и справедливости, обличал жестокость царей и их окружения, их приверженность финикийского культа Ваала. В Иудее среди пророков выделялся Исайя, который мечтал о счастье всего человечества, о вечном мире на планете. Это ему принадлежат страстные слова, которые украшают строения Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке: "И мечи свои перекуют на орала, и копья свои - на серпы. Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться войне" (Ис. 2,4).

Библия зафиксировала выступления трех великих пророков: Исайи, Иеремии и Езакииля и двенадцати малых пророков. Их произведения составили раздел пророческих книг.

Историческая судьба древнееврейских государств сложилась несчастливо. Длительные войны между собой и другими государствами истощали их и делали жизнь народа особенно тяжелым. Социальное напряжение в обществе не приходило.

Израильское царство (на севере Палестины) просуществовало с 928 до 722 г. до н. Царившее 19 царей, из них 7 - около одного года. Это свидетельствует о постоянном внутреннее напряжение в стране. В 722 г. до н. ассирийский царь Саргон II разрушает столицу государства Самарию и забирает в плен десять израильских племен.

Иудейское царство держалось дольше. В нем царившее 20 царей из династии Давида, из них кратковременно три. В 586 г. до н. Иудея была завоевана вавилонянами. Тогда же вавилонский царь Навуходоносор II переселил большую часть иудеев к Вавилонии, а Иерусалимский храм разрушил, превратив иудейское царство на вавилонскую провинцию. Во время "вавилонского пленения" иудейская религия подверглась воздействию иранского маздоизму. В Вавилоне активно выступал Езакииль Он пропагандировал идею обновления Израиля как теократического государства, восстановления Иерусалимского храма. Все это должна была сделать мессия из рода Давидова.

Вавилон был разгромлен персами в 539 г. до н. и вошел в состав Ахеменидской государства. Иудеи в 538 г. до н. смогли вернуться домой с разрешения персидского царя Кира. Возрожденная еврейская государство получило название Иудеи, ее возглавлял правитель, которого назначил персидский царь.

Иерусалим получил статус города с самоуправлением. Иерусалимский храм был отстроен, а его первосвященник имел государственную власть.

Этот период в истории древних евреев получил название Второго храма.

Этот период отмечен деятельностью писца Езуры (Эзры), который получил полномочия от Артаксеркса И на ревизию Иудеи. Значительную роль сыграл и вавилонский еврей Неемия, которого Артаксеркса И назначил правителем Иудеи. Они добились неприятие к Иерусалимской общины евреев, не были в "вавилонском плену". Эти евреи частично смешались с другими народами, которых ассирийцы поселили вокруг Самарии, и уже назывались самаритянами. Ездра и Неемия выступали за усиление изоляции евреев от других народов, они требовали аннулировать смешанные браки, из-за чего немало семей было разрушено. От Ездры и Неемии остались книги в Священном Писании.

С начала "вавилонского пленения" началось расселение евреев за пределы Палестины. Часть евреев, которые были вывезены в Вавилонии, не захотели вернуться в Палестину и этим залежи / начало диаспоре - расселению в других странах. Часть евреев поселились во время этих событий в Элефантине в Египте.

Во времена существования Ахеминидськои государства порабощенные страны превращались в подчиненные провинции типа сатрапий, где продолжали властвовать местные династии, но уже без всякой самостоятельности, под строгим наблюдением метрополии. Тогда же в западных сатрапиях Ахеминидськои государства образовалась особая форма религиозного и местного политического объединения, которая получила название "храмовой общины". Такой храмовой общиной была община Иерусалимского храма. Она состояла из 32 объединений, назывались бетабат ("родительский дом"). Каждую общину возглавлял глава, который контролировал жизнь семей, входивших в этой общины. Земля принадлежала бетабатови и была в наследственном владении семей. Последние пользовались наемным землей. Бетабат платил положенные налоги государству и имел, хотя и ограниченную, но собственную юрисдикцию.

По такому образцу, правда, уже без общественной собственности на землю, но с коллективной экономической ответственностью и ограниченной юрисдикцией возникли впоследствии в иудеистив синагогальные общины.

Почти 100 лет назад историк религии А.Мензис, суммируя последствия первого периода древнееврейской истории, отмечал, что иудейская религия после плена сузила свои рамки и, видимо, забыла о тех перспективах, которые открывались перед ней. Иудейство одяглося в твердый панцирь сплошного богослужения и индивидуального соблюдения обрядов. Евреи резко отмежевались от всего мира, считая, что их религия дана только им, а не для всего человечества. Историк справедливо замечает, что возможность стать мировой религией была потеряна, сложилась типичная национально-государственная религия, заботилась только о своем народе.

Впрочем, это сделало евреев народом неприкосновенным, поставило их в особое положение. Религия евреев стала тем панцирем, который защитил их от ассимиляции другими народами. От народов-соседей древних евреев осталась лишь упоминание, зато евреи, хоть и небольшой, но влиятельный народ современности с собственной культурой и государственностью сохранили себя, просуществовав в диаспоре почти две с половиной тысячи лет! И в этом большая заслуга иудаизма.

Раввин Исаак Абоаб да-Фонсека в возрасте 84 лет. 1689 год Aernout Naghtegael / Rijksmuseum

1. Кто может исповедовать иудаизм

Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличает-ся от индуизма и других национальных рели-гий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: при-надлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратив-шегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих наме-рений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитиро-ванный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправ-лять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.

2. Брит-мила и бар-мицва

Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обря-да и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бас-сейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения.

Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын запо-веди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого воз-раста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — на-чале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он пере-шел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.

3. Сколько заповедей должны соблюдать иудеи

Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти биб-лейских заповедей (Исх. 19:10-25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов челове-ческого тела) — предписательный. От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к ко-торым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклон-ства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установ-ления справедливой законодательной системы. Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями.

4. Почему иудеи не едят свинину

Пищевые запреты в иудаизме свининой не ограничиваются — ассортимент запрещенных продуктов достаточно широк. Их список приведен в библейской книге Левит. В частности, к употреблению в пищу запрещены верблюд, туш-канчик, свинья, большинство птиц и рыба без чешуи. Природа иудейских пищевых запретов — тема горячих дискуссий, хотя с точки зрения иудаизма пищевые запреты — данность, в которой нет смысла искать рациональное зерно. И все же даже знаменитые еврейские мудрецы пытались найти им объ-яс-нения. Маймонид утверждал, что запрещенная евреям пища вредна для здо-ровья. Другой выдающийся мудрец Нахманид, живший веком позже, возражал ему, утверждая, что такая пища вредна прежде всего для души: мясо хищных птиц, например, дурно влияет на характер человека.

5. Зачем иудею волосы

Одной из отличительных особенностей внешнего облика религиозного еврея, безусловно, являются пейсы — длинные пряди волос на висках. Дело в том, что одна из заповедей предписывает мужчинам не стричь волосы на висках — правда, длина волос этой заповедью не регулируется, а зависит от традиций конкретной общины. Кстати, до трех лет мальчиков не принято стричь вовсе. А вот замужним женщинам волосы приходится не только коротко стричь (в некоторых общинах и вовсе сбривать), но и прятать под головным убором. В некоторых общинах вместо головных уборов разрешается носить парики, а в других это строго-настрого запрещено, поскольку даже искус-ственные волосы могут ввести в соблазн посторонних мужчин.

6. Чего нельзя делать в субботу

Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии расска-зывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать суббот-ний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».

7. Когда придет Мессия

В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, вос-становление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину Период истории с конца I века н. э. до со-здания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств боль-шинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»). . Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазан-ник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претен-денты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.) Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131-135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век) Шабтай Цви (1626-1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам. , Яков Франк (XVIII век) Яков Франк (1726-1791) — еврей, объявив-ший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последова-телями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать.

8. Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан-ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре-виатура, образованная из первых букв названий его частей Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу-деев их завет с Богом Завет — термин, устоявшийся в русских пере-водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор». — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда-изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово-купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче-ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз-ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се-мей-ных отношений, уголовного права и пр. По объе-му Тал-муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда-изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст-ный Закон, как сле-дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро-вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца-ми, пока, наконец, не был записан.

9. Иудаизм или иудаизмы

Современный иудаизм — явление неоднородное. Помимо наиболее тради-цион-ного ортодоксального иудаизма, существуют и другие, более либеральные на-правления. Ортодоксальный иудаизм, к слову, тоже неоднороден. В XVIII веке в Восточной Европе появилось особое течение — хасидизм. Сна-чала оно нахо-дилось в конфронтации с традиционным иудаизмом: его привер-женцы стреми-лись не столько к традиционному интеллектуальному познанию Бога через изучение Священного Писания, сколько к эмоционально-мистиче-скому. Хасидизм делится на несколько направлений, каждое из которых вос-ходит к тому или иному харизматическому лидеру — цадику. Цадики почитались своими последователями как святые праведники, посред-ники между Богом и людьми, способные творить чудеса. Хасидизм довольно быстро распростра-нился по Восточной Европе, однако в Литве потерпел неудачу благодаря усилиям духовного лидера литовских евреев — выдающе-гося раввина Элияху бен Шломо Залмана, прозванного за свою мудрость Ви-ленским гением, или гаоном на иврите. Так противников хасидизма стали называть литваками, причем независимо от места их проживания. Со временем противоречия между хасидами и литваками потеряли остроту, и сейчас они вполне мирно сосуществуют.

Более либеральное течение — так называемый реформированный иудаизм — возникло в XIX веке в Германии; его последователи стремились сделать еврей-скую религию более евро-пей-ской и тем самым способствовать интеграции евреев в европейское об-ще-ство: перевести богослужение с иврита на немецкий, использовать в богослу-жении орган, отказаться от молитв за возвращение еврейского народа в Пале-стину. Даже облачение реформистского раввина стало почти неотличимо от одеяния лютеранского пастора. Наиболее радикальные сторонники рефор-мизма выступали за перенесение дня покоя с субботы на воскресенье. Именно в рамках реформированного иудаизма в 1930-х годах появилась первая жен-щина-раввин, а сегодня даже допускаются однополые браки. Реформизм попу-лярен в США. В Европе, Латинской Америке и Израиле также существуют реформистские общины, однако их популярность значи-тельно ниже.

В начале ХХ века в США возник консервативный иудаизм, занявший проме-жуточную позицию между ортодоксальным и реформированным. Консер-ваторы стремились к более умеренным и постепенным преобразованиям, чем реформисты: они настаивали на сохранении иврита в качестве языка бого-служения, строгом соблюдении пищевых запретов и субботнего покоя. Позднее в консервативном иудаизме появились противоречивые тенденции — неко-торые его приверженцы стремились сблизиться с реформистами; другие, напротив, дрейфовали в сторону ортодоксов. Сегодня консервативная версия иудаизма все еще довольно популярна в США, а небольшое количество общин есть и в Израиле.

10. Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче-скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу-жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо-минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе-циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль-ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен-щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь-шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими-стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

11. Почему евреи «избранный народ», кто их из-брал и не было ли подтасовок во время выборов

Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5-6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической тра-диции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказы-вались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна.

Источники

  • Боярин Д. Израиль по плоти.
  • Вихнович В. Л. Иудаизм.
  • Ланж де Н. Иудаизм. Древнейшая мировая религия.
  • Фридман Р. Как создавалась Библия.
  • Чаковская Л. Воплощенная память о Храме. Художественный мир синагог Святой земли III–VI веков н. э.
  • Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху второго Храма и период Мишны и Талмуда.

    Еврейская библия

    В XXII в. до н. э. в юго-западную часть Ханаана на восточном побережье Средиземного моря пришли филистимляне. Место их поселения названо в Библии Пелешет; позже вся земля Ханаан получила название Палестина. Около 1800 г. до н. э. в Ханаан из окрестностей Ура пришли евреи – западносемитские скотоводческие племена. Родина их праотца Авраама, жившего примерно 4200 лет тому назад, – Ур Халдейский в южной части Вавилонии, на правом берегу самого нижнего течения Евфрата. Через 200 лет они переселились в Египет, а около 1320 г. до н. э. произошел их исход из Египта, и к югу и юго-востоку от Палестины они образовали племенной союз с общим культом бога Яхве, принявший название Израиль («бог сражается»). Союз состоял из 11 племен и одной специально посвященной культу Яхве родоплеменной группы – левитов («двенадцать колен Израиля»), В XIII–XII вв. до. н. э. эти племена вели войны с городами-государствами других западносемитских жителей Палестины – ханаанеев (к ним принадлежали и финикийцы). Многие ханаанейские города (например, Иерихон) были разрушены. Позже в ходе борьбы с филистимлянами создается Израильское царство. Прочная государственность на рабовладельческой основе была создана Давидом и его сыном Соломоном (конец XI – первая половина X в. до н. э.). Соломон впервые построил храм Яхве в Иерусалиме (до этого был лишь шатер – «скиния», содержавший особый ларец – «ковчег завета»). При преемнике Соломона государство распалось на два царства – Израильское на севере Палестины и Иудейское на юге (жителей второго стали называть иудеями вне зависимости от происхождения). В 722 г. до н. э. Ассирия уничтожила государство Израиль. В 586 г. вавилонский царь Навуходоносор II завоевал Иудею и разрушил Иерусалим. В 537 г. персидский царь Кир, покорив Вавилон, разрешил иудеям вернуться из вавилонского плена на родину и восстановить иерусалимский храм. После захвата Иудеи Римом восстание против римского владычества (66–70 гг. н. э.) привело к разрушению второго иерусалимского храма, построенного после возвращения евреев из вавилонского плена, и окончательному их выселению из Иерусалима.

    Древнееврейская мифология сформировалась в общении с ханаанской, которая в чем-то созвучна библейской. Основной мотив последней – борьба бога плодородия Баала со своим главным врагом богом смерти Мотом, стремящимся отнять у него царскую власть. Она заканчивается победой последнего, хотя потом его убивает мстящая за Баала богиня охоты и битвы Анат, а сам Баал воскресает, чтобы продолжить борьбу (здесь параллель с мифом об Осирисе).

    Главное произведение еврейской культуры – Еврейская Библия, получившая в христианстве название Ветхий Завет. К IX–VIII вв. до н. э. восходят книги «Бытие», «Исход», «Левит» и «Числа», излагающие мифологическую историю мира и израильских племен в духе концепции «завета» и включающие в себя основные моральные нормы, в том числе 10 заповедей, которые, впрочем, за исключением первых двух, присутствуют в египетской «Книге мертвых». Вместе с «Второзаконием» эти книги составили так называемое Пятикнижие Моисея, или Тору, наиболее почитаемую часть иудейского Священного Писания, основу иудаизма. Ветхий Завет вошел и в Библию, став первой частью христианского канона.

    В книге Бытия есть потрясающий рассказ о том, как Бог потребовал у Авраама принести в жертву собственного сына Исаака, и Авраам, несмотря на любовь к сыну, готов был это сделать, но в последний момент Бог остановил его. Позже Бог сам пошлет на смерть своего сына, чтобы он принял на себя грехи людей. Хотя ветхозаветный Бог создает мир в отличие от многих других богов без использования жертвы, он затем для нормального функционирования мира принесет себя в жертву, искупая грехи людей. Здесь жертва перенесена во времени, но без нее не обходится.

    В Ветхом Завете формулируются моральные нормы, в основном отражающие представления древних иудеев о правилах общежития. Тут встречаем и «око за око» и «возлюби ближнего своего» и т. п. Наиболее полно мораль Ветхого Завета выражена в 10 заповедях, данных Господом на горе Синае Моисею. Они звучат так:

    «Я, Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

    Не делай себе кумиров и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им, ибо Я Господь, Бог твой…

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – субботу Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…

    Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

    Не убивай.

    Не прелюбодействуй.

    Не кради.

    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Библия. Исход. 20:2-17).

    К VII–VI вв. до н. э. относятся книги, излагающие историю Палестины с XIII по начало VI в. К периоду царств относится культовая лирика (псалмы царя Давида), к вавилонскому пленению – собрание пословиц и афоризмов («Притчи Соломона»), нравоучительная поэма («Книга Иова»), образец древнего философствования («Екклезиаст»), сборник любовной и свадебной лирики «Песнь песней».

    В Ветхом Завете встречаем такой памятник человеческой мудрости, как «Притчи Соломона», приписываемые прославившемуся своим умом царю Соломону. Они состоят из похвал мудрости и нравоучительных афоризмов, которые не потеряли своего значения и по сей день. Например: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою… Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (6:6-11).

    Если 10 заповедей представляют собой обычные правила общежития монотеистических общин, то в притчах Соломона встречаем систему ценностей, резко контрастирующую с теми, которые встречаются в Древней Индии, в Древнем Китае и в античном мире. Эти ценности, среди которых преобладают милосердие и смирение, затем стали господствующими в христианстве. То же смирение на конкретном примере отношения человека к посланным ему Богом для испытания мучениям встречаем в книге Иова и в творениях ветхозаветных пророков Иеремии, Исайи, Иезекииля.

    Несколько особняком стоит в Ветхом Завете «Книга Екклезиаста», которая напоминает одновременно и скептиков, и Бхагавад-Гиту. Вот два знаменитых отрывка: «Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует, – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (1:2–9). «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (3:1–8).

    Из книги Еврейский вопрос автора Аксаков Иван Сергеевич

    Еврейская агитация в Англии Москва, 23 января 1882 г. Два слова еще по поводу еврейской агитации в Англии. Нужно ли говорить, что сами англичане не верят, не могут верить всей той лжи, которой с таким изобилием снабжают их евреи и которую они с таким злорадством печатают в

    Из книги Каббала в контексте истории и современности автора Лайтман Михаэль

    6.1.4 «Еврейская каббала» До сегодняшнего дня в изучении каббалы не существовало ни одной работы, отличающейся достаточно серьезным характером; действительно, книга Адольфа Франка, несмотря на свою репутацию, показывала, насколько ее автор, полный университетских

    Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

    3) Еврейская пунктуация. Третьим, кажется, самым важным и вместе самым трудным и запутанным вопросом из внешней истории ветхозаветного текста считается вопрос о происхождении, достоинстве и значении существующей ныне еврейской пунктуации. Никто из ученых, как древних,

    Из книги История и теория религий: конспект лекций автора Альжев Д В

    5. Еврейская религиозная философия Еврейская философия в Средние века также развивается параллельно с христианской и исламской, причем и здесь исходными точками являются неоплатонизм и аристотелизм.На ее развитие оказали влияние мистические элементы иудейского

    Из книги Мифология Ближнего Востока автора Хук Самуэль

    Глава 5 Еврейская мифология Исследуя литературу Израиля, мы находимся на куда более твердой почве, чем когда говорим о других древних культурах – хеттской, ассирийской, ханаанской и других. Шумерский язык до сих пор представляет для переводчиков большую трудность, равно

    Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

    Еврейская пасхальная вечеря Обычай ветхозаветного закона, отраженный в Пятикнижии Моисеевом, требовал совершения вечери стоя (Исх. 12; 11), но ко времени Христа уже традиционно за вечерей возлежали. Предлагаемая последовательность совершения пасхальной вечери дается по

    Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

    Из книги Введение в философию иудаизма автора Полонский Пинхас

    3. Еврейская философия эпохи средневековья 3.1. Причины возникновения еврейской философии в этот период. Где же у нас в истории возникает этот синтез греческого и еврейского, так что может, наконец, появиться еврейская религиозная философия? Это не произошло ни во время

    Из книги Вера после Катастрофы автора Беркович Элиэзе

    Еврейская философия истории Мы понимаем, что пытаться понять Катастрофу, исходя только из самой Катастрофы, бесполезно. Мы должны рассматривать трагедию европейского еврейства в контексте всей мировой истории. Мир погрузился в хаос. Будущее человечества в опасности. И

    Из книги Кошерный секс: евреи и секс автора Валенсен Жорж

    ГЛАВА 2 ЕВРЕЙСКАЯ ЖЕНА В прошлом муж и жена у правоверных евреев существовали как бы в двух разных мирах; традиционное разделение полов сильно ограничивало возможности общения. Слишком часто жена была куда ближе к детям, к своей родне, к соседкам и особенно к матери, чем к

    Из книги Иудаизм автора Вихнович Всеволод Львович

    СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИУДЕЙСКАЯ (ЕВРЕЙСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ (Х-ХV

    Из книги Иудаизм, христианство, ислам: Парадигмы взаимовлияния автора Пинес Шломо

    Еврейская Improperia Важное исследование Пинеса проливает дополнительный свет на возможные связи между гимном Dayyenu из Пасхальной агады, пасхальной проповедью Мелитона Сардийского и молитвой Improperia («Упрёки в недостоинстве») из католической службы Великой пятницы. Все три

    Из книги Петр, Павел и Мария Магдалина [Последователи Иисуса в истории и легендах] автора Эрман Барт Д.

    Еврейская женщина из Магдалы Итак, что мы знаем о том, каково было быть еврейской женщиной в Палестине I столетия? Эта тема интересовала ученых очень долго, и они посвятили ей целые тома{79}. Одной из интересных особенностей исследования жизни еврейских женщин I столетия

    Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

    Еврейская религия Б-г – это любовь? На одном христианском сайте я видела, что православный священник пишет о любви между Б-гом и людьми: «В других религиях нет этого понятия! Там какое-то рабское поклонение без взаимной любви. Мы говорим, что Бог есть Любовь! Как можно

    Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

    Еврейская семья Что делать, если общение часто переходит в ссору? Уважаемый раввин! Часто так происходит, что общение с родственниками и друзьями неожиданно переходит в споры и раздоры. Что делать?АндрейМы сможем узнать ответ на Ваш вопрос из слов Талмуда в трактате

    Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга – Гемара, назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права. В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха – это закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма.

    Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие, разрешаемое только самим евреям. В трактате «Синедрион» говорится: «Не еврей, изучающий Талмуд, заслуживает смерти.»

    Главной особенностью иудаизма является учение об особой роли еврейского народа. «Евреи приятнее Богу, нежели ангелы,» «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете» – учит Талмуд. Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство. Отвержение Христа и ожидание вместо Него другого, стало духовной причиной государственно-национальной катастрофы иудеев – в начале II века Иерусалим был разрушен, а иудеи рассеяны по свету.

    В средневековом трактате «Диспут Нахманида» (1263 г.) говорится о том, почему Иудеи не приняли Христа как Мессию: «Невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о Мессии, что он «будет обладать от моря до моря и от реки до реки» (). У Ешу (Иисуса) же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он был гоним врагами и скрывался от них… А в агаде говорится: «Скажут Мессии-властителю: «Такое-то государство взбунтовалось против тебя,» а он скажет: «Да погубит его нашествие саранчи.» Скажут ему: «Такая-то область не подчиняется тебе.» А он скажет: «Нашествие диких зверей истребит ее.» В талмудическом трактате «Берахот» рабби Шемуель говорит: «нет никакого различия между настоящим временем и мессианским, кроме порабощения народов» (Цит. по: А. Кураев. «Раннее христианство и переселение душ.» М.1996. с.164.). Акцент в иудаизме делается на достижении целей не идеальных, но вполне земных, политических и экономических. Благая весть о Царствии Божием, принесенная Иисусом Христом, не могла, разумеется, удовлетворить тех, кто ждал от мессии зримого и политически очевидного царства земного, в котором все народы покорены евреям.

    После рассеяния евреев, во II-VI веках происходит формирование талмудизма, характеризующегося обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во все проникающую систему предписаний, иногда скрупулезно подробных, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к «избранному Богом народу» с помощью особых деталей внешнего облика. Так, верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), носить маленькую круглую шапочку (кипу), пройти обряд обрезания. Тогда же формируется и такое учение в иудаизме, как , главная роль в котором отводится магии и оккультизму. Многие принципиальные вопросы Библии перетолкованы в Талмуде и в Каббале совершенно в оккультном освещении.

    Если для Библии характерен ярко выраженный персонализм, то есть представление о Боге и сотворенном им человеке как о личностях, то в Талмуде говорится о том, что человек изначально был сотворен гермафродитом и лишь позднее возникает разделение полов, возникают Адам и Ева (это чисто языческое воззрение, полностью исключающее понимание человека как личности).

    Возрождаются в Талмуде пантеистические воззрения, так, например, говорится о сотворении Богом душ евреев из самой божественной сущности. Те евреи, кто не достиг совершенства в своей жизни, для очищения перевоплощаются в новых телах – в растениях, в животных, в телах не евреев, и, наконец, в теле еврея, после чего могут заслужить вечное блаженство.

    В VI – XIII веках возрастает роль раввинов (от древнееврейского «рабби» – мой учитель) – толкователей закона, возглавлявших иудейские общины. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а потом и Нового Света (Америка) привело к образованию большого количества еврейских национально-религиозных общин. В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей – раввинов. Из этих собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги («собрания»). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и изучения Торы и Талмуда. Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении.

    Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (с 13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину – миньян (буквально «число,» то есть кворум, необходимый для богослужения). Исторически право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами – учителями и толкователями Торы. Кроме раввина, в персонал синагоги входят хазан, шамаш и габай. Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в обращении к Богу. Шамаш – синагогальный служка, обязанности которого – наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранности синагогального имущества. Габай решает административные и финансовые вопросы синагоги.

    Особое место в иудейской общине занимает коганим (единственное число – коген). По еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), являются потомками (по отцовской линии) первосвященника Аарона, т.е. своего рода жреческой кастой.

    Во времена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения своей главной функции – ведения службы в храме – были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту обязанность. В настоящее время коганим обязаны проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.

    В условиях рассеяния (диаспоры) иудаизм сыграл главную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное начала в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть. Поэтому отлучение от синагоги и от еврейства рассматривалось как самое страшное наказание.

    Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце XVIII в. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате Французской революции и последовавшим за этим разрушением средневековой изоляции иудейских общин, на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.

    Параллельно с этим в самих общинах возникло движение за ослабление системы ритуальных предписаний и запретов и внешнее сближение иудейского богослужения с протестантским (т. наз. «реформированный иудаизм»).

    Тогда же, в XVIII веке, среди евреев Польши и Западной Украины возникло новое религиозное течение – хасидизм (от древнееврейского слова «хасид» – благочестивый). Хасидизм возник как оппозиционное движение против ортодоксального иудаизма, в частности, против раввината. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики («цадик» означает по-древнееврейски «праведник»), якобы обладающие сверхъестественными способностями. Для хасидизма характерны крайний мистицизм и религиозная экзальтация.

    С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США, захватили процессы секуляризации и эмансипации. Стала фактом национальная самоидентификация евреев вне религиозных рамок. Западные народы все дальше отходили от христианства, и иудаизм, до этого времени оттесняемый из духовной жизни европейской цивилизации, начинает влиять на духовность и культуру.

    Оценка современной иудейской веры

    Вера, которую исповедуют современные евреи, является не той, которая была дана Израильтянам через Моисея и Пророков, и которую исповедовали они до пришествия Мессии, но той, какую они сами измыслили, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков, и которой держатся ныне уже по пришествии обетованного Мессии, ими непризнанного. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству, а ново-иудейская является плодом человеческих измышлений.

    Эта новая вера изложена в двух книгах, почитаемых Иудеями за божественные книги, в Каббале и Талмуде (Каббала, по понятию Иудеев, есть кодекс философско-мистических преданий, служащих дополнением и объяснением Закону, а Талмуд – кодекс преданий по преимуществу исторических, обрядовых и гражданских, служащих таким же дополнением и объяснением. Сведения о Каббале можно найти у раввина Франка, а о Талмуде у Драха). В обеих этих книгах наряду с истинами, заимствованными в Библии, столько странностей, нелепостей, противоречий, что становится невероятным, как могли люди выдумать подобные вещи, и как могут другие признавать столь уродливые понятия за истины священные и неопровержимые, не отказавшись от здравого смысла. Таковы –

    В теоретическом отношении сказания:

    а) о ежедневных занятиях Бога (Хр. Чтение 1834, 3, 283-309);

    б) о цели, для которой создан мир («Бог создал свет единственно для того, чтобы приложить к делу закон обрезания». Евр. Секты в России, Григорьева стр. 95);

    в) о Мессии и обстоятельствах Его пришествия (Буксторф);

    г) о воскресении мертвых («Воскресение мертвых может иметь место только в Палестине: поэтому Господь открывает подле могил Евреев, умерших в пленении, длинные пещеры, через которые трупы их и катятся, как бочки, в святую землю, чтобы воспринять здесь душу» Талмуд. Иерусал. Тракт. Килоим.), и проч.

    В нравственном – таковы:

    а) основной закон об отношении человека к ближним: «всякое добро, которое закон Моисеев предписывает, и всякое зло, которое он воспрещает делать ближнему , брату , товарищу , должно, объясняет Талмуд, понимать только в отношении к Иудеям» (Талмуд. Тракт. Бава-Меция);

    б) взгляд на прочие народы: называя их народами нечистыми и богопротивными, с которыми Евреи не только не должны вступать ни в какие родственные связи, талмуд учит, что Еврей может без греха нарушать клятвы, даваемые иноверцу, может обманывать его, притеснять, преследовать и даже умерщвлять за его разноверие, и что вообще все эти иноверные народы, по пришествии Мессии, или истребятся совершенно, или будут порабощены Иудеям, так что самые цари иноверные сделаются слугами для последнего из чад Израиля (Мозез Мендельсон);

    в) учение о средствах к оправданию: в Талмуде проповедуется, что как грех первородный, так и вообще все грехи могут быть изглажены и уничтожены через строгое исполнение всех предписаний закона обрядового и проч.

    Вследствие этого Иудеи исключительно преданы своим обрядам . Но надобно еще прибавить, как мелочен, ничтожен в своих неисчислимых предписаниях и установлениях этот закон! Например, на основании одной заповеди Божией: да не сотворишь всякого дела в день субботний (), теперь существует 949 раввинских предписаний, из которых одно «запрещает Еврею даже плевать по воздуху в субботу, потому что действие похоже на веяние неочищенной ржи. (Хаие Адам – Авраама Данижга, о постановлениях субботних)». На основании запрещения Божия не есть квасного в Пасху () измышлено 265 постановлений, из которых одно гласит, что если бы 10000 Евреев, в день Пасхи, варили пищу в воде, почерпнутой из одного колодца, в котором вскоре после того найден какой-нибудь ячмень, то все они обязаны приготовленную пищу, вместе с посудой, сжечь или бросить в реку. Об этих запрещенных яствах существует с лишком 3000 различных постановлений; об одном обряде умовения рук – до ста, а о солении мяса – до двух сот; есть даже определение касательно способа обрезывания ногтей… На основании заповеди Моисея, запрещающей варить козленка в молоке его матери (; ), талмудисты запретили: а) варить в молоке какое бы-то ни было мясо; б) употреблять даже сосуд, в котором изготовляется мясная пища, на изготовление в нем пищи молочной; и в) определили принимать молочную пищу не ранее, как по истечении шести часов после принятия пищи мясной, а мясную после молочной не ранее, как через час. И пусть бы еще исполнение всех таких мелочей отдано было на произвол каждого; напротив, Талмуд все обряды возводит в догматы, и требует самого строгого исполнения относящихся к ним постановлений и правил.

    Согласно статистике, Библия - это одна из самых издаваемых и продаваемых книг в мире. Она объединяет в себе множество письменных памятников из различных регионов и времен. Один из важнейших разделов Библии - это В традиции иудаизма он называется Танахом. О том, что он собой представляет, каковы состав и содержание Танаха, мы и поговорим в этой статье.

    Иудейская Библия

    Известно, что существует две Библии - христианская и иудейская. Первая, помимо Ветхого Завета, включает в себя корпус текстов, который носит название А вот еврейская Библия ограничивается только Ветхим. Разумеется, само определение «ветхий», то есть устаревший, иудеи не признают и считают его несколько оскорбительным по отношению к их Евреи называют свой канон словом "Танах". Это на самом деле аббревиатура, которая происходит от слов "Тора", "Невиим", "Кетувим" - составных частей Библии иудеев. О них мы еще поговорим подробнее, а пока обратимся к истории.

    Происхождение Танаха, язык и историческое развитие

    Как уже было сказано выше, Танах - это сборник текстов, которые имели разных авторов, живших в разное время и в разных местах. Наиболее древние слои Писания имеют приблизительный возраст 3000 лет. Самые же молодые были написаны немногим более двух тысяч лет назад. Так или иначе, возраст достаточно внушительный и почтенный. Согласно наиболее распространенной версии, формирование Ветхого Завета началось в 13 веке до н. э. на Ближнем Востоке и закончилось к 1 веку до н. э. Язык писания - древнееврейский. Некоторые части написаны также на более позднем арамейском наречии. В 3 веке до н. э. в Александрии для иудеев диаспоры был сделан греческий перевод, получивший название Септуагинты. Он был в ходу среди грекоязычных евреев, пока на мировую арену не вышла новая христианская религия, последователи которой стали активно переводить священные тексты на все языки мира, считая все их одинаково священными. Сторонники же иудаизма хотя и пользуются переводами, но каноническим признают только аутентичный еврейский текст.

    По своему содержанию книги Ветхого Завета очень разноплановые. Но в первую очередь Танах - это повествование об истории израильского народа и его взаимоотношении с Богом-Творцом, который носит имя Яхве. Кроме того, в составе еврейской Библии имеются религиозные наставления, гимнографический материал и пророчества, направленные в будущее. Верующие считают, что весь Танах - это богодухновенный целостный текст, в котором не может быть изменена ни одна буква.

    Составные части Танаха

    В составе еврейского Писания насчитывается 24 книги. По сути, они практически идентичны христианскому канону, однако отличаются характером классификации. Кроме того, некоторые книги, считающиеся у христиан разными текстами, в Танахе объединены в один. Поэтому общее число книг у евреев - 24 (иногда их сводят даже к 22, чтобы оправдать соответствие книг Танаха буквам которых, как известно, насчитывается 22), тогда как у христиан - минимум 39.

    Как уже было сказано, все книги Танаха подразделяются на три класса: Тора, Невиим, Кетувим. Первый из них - Тора - самый важный. Эта часть также называется Пятикнижием, потому что состоит из пяти книг, авторство которых приписывается пророку Моисею. Впрочем, это религиозная атрибуция, которая является сомнительной с научной точки зрения.

    Слово «Тора» означает закон, который необходимо знать и исполнять в точности. Эти книги повествуют о сотворении мира, людей, их грехопадении, истории древнего человечества, зарождении и избрании Богом еврейского народа, о заключении с ним завета и пути в - Израиль.

    Раздел Невиим означает буквально «пророки». Но, помимо пророческих книг, в него включены некоторые исторические повествования. Внутри себя Невиим подразделяется на две части: ранних пророков и поздник пророков. В категорию ранних входят произведения, приписываемые Иисусу Навину, Пророку Самуилу и др. В целом они носят более исторический характер, нежели пророческий. Поздние же пророки включают в себя книги трех так называемых великих пророков - Иеремии, Исаии, Иезекииля - и двенадцати малых. В отличие от христианской традиции, последние объединены в одну книгу. Всего в Невииме насчитывается 8 книг.

    Кетувим - это раздел, заключающий Танах. На русском языке он означает «писания». В него входят молитвенные и гимнографические тексты, а также литература премудрости - наставления религиозного и нравственного характера, авторство которых приписывается мудрецам Израиля, например царю Соломону. Всего в этом разделе насчитывается 11 книг.

    Танах в христианстве

    Весь Танах признается в качестве Священного Писания в христианском мире, за исключением некоторых гетеродоксальных течений, например гностиков. Однако если последователи иудаизма включили в канон только тексты, имеющие еврейский оригинал, то христиане признают в качестве священных и некоторые другие писания, оригинал на иврите которых либо не сохранился, либо вовсе не существовал. Все такие тексты восходят к Септуагинте - греческой версии Танаха. На правах священного текста они входят в православные Библии. В католичестве признаются условно и называются второканоническими. А в протестантизме вовсе отвергаются. В этом смысле протестантский канон больше других из христианских версий Танаха похож на иудейский. Фактически протестантская версия Ветхого Завета - это просто перевод позднего еврейского канона. Во всех трех христианских традициях изменена классификация книг. Так, трехчастная структура была заменена четырехчастной, заимствованной из той же Септуагинты. Она включает в себя Пятикнижие, исторические, учительные и пророческие книги.