Совет по Международным стандартам финансовой отчетности. Цели и структура. Международные стандарты финансовой отчетности для страховых компаний как инструмент регулирования их деятельности Где пройти обучение по программе международной финансовой отчетнос


Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) - International Accounting Standards Committee foundation, IASC - был создан 29 июня 1973 г. представителями профессиональных организаций крупнейших развитых стран мира (рис. 1.1).

В период с 1983 по 2001 гг. в состав членов КМСФО вошли все профессиональные бухгалтерские организации, состоящие членами Международной Федерации бухгалтеров.

В 2001 г. КМСФО (IASC) был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) - International Accounting Standards Board (IASB). СМСФО - это неправительственная профессиональная организация.

В целом, как гласит устав данной организации, ее деятельность преследует следующие цели.

Разработка единой системы высококачественных, понятных и применимых на практике глобальных бухгалтерских стандартов, предусматривающих формирование в финансовой отчетности качественной, прозрачной и сопоставимой информации с целью оказания помощи участникам мировых рынков капитала и др. пользователям информации в принятии экономических решений.

Распространение стандартов и обеспечение их единообразной интерпретации.

Активная работа в направлении конвергенции национальных стандартов с МСФО.

СМСФО состоит из четырех органов:

1) Попечительского совета;

2) Консультативного совета по стандартам;

3) Персонала СМСФО

4) Комитета по интерпретациям международной финансовой отчетности

Попечительский совет - это орган управления СМСФО, не принимающий участия в разработке стандартов. Попечительский совет включает в себя 19 членов, которые назначаются согласно Уставу. Шесть членов совета - из Северной Америки, шесть из Европы, четыре из Азиатско-Тихоокеанского региона и три из любого региона, выбираемые с целью установления общегеографического баланса членов Совета.

В Правлении, отвечающем за разработку стандартов, участвуют 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе, а 2 - по совместительству. Члены правления выбираются с учетом их профессиональных знаний и прошлого опыта и (в отличие от попечителей) независимо от региональной принадлежности.

Как минимум пять членов правления должны иметь практический опыт работы аудиторами, минимум три - опыт подготовки финансовых отчетов, три - опыт пользования финансовой отчетностью и как минимум один должен быть представителем академических кругов.

Консультативный совет по стандартам, состоящий из 45 членов, обеспечивает возможность участия в обсуждении стандартов организаций и частных лиц из разных регионов. В состав данной структуры входят представители национальных органов, устанавливающих учетные стандарты, и прочие заинтересованные стороны. Цель Консультативного совета состоит в том, чтобы консультировать СМСФО по приоритетным вопросам работы, информировать о позиции членов совета по основным аспектам, связанным с разработкой стандартов, а также предоставлять другие консультации попечителям и СМСФО.

Консультативный Совет по стандартам ежегодно проводит как минимум три открытые встречи с СМСФО.

Председателем совета является председатель Правления.

В Комитет по интерпретациям международной финансовой отчетности входят 12 членов, назначаемых Попечителями. Роль Комитета заключается в разработке интерпретаций МСФО, выпускаемых СМСФО, в контексте Принципов составления и представления финансовой отчетности, для того чтобы обеспечить своевременное руководство при формировании финансовой отчетности по вопросам, которые непосредственно не рассматриваются в стандартах.

При осуществлении проекта Персонал Совета часто формирует специальную консультативную группу для выработки рекомендаций по проекту. Также персонал СМСФО подготавливает предлагаемый новый документ.

Разработкой МСФО занимается Комитет по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО (International Accounting Standards Committee Foundation - IASCF).

Этот Комитет был создан в 1973 г. по соглашению между профессиональными организациями девяти стран. В настоящее время КМСФО включает около 150 членов-организаций из 110 стран. В последнее время структура Комитета претерпела большие организационные изменения и в настоящий момент выглядит следующим образом (рис. 1.7).

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│ Попечители (Trustees): │

│ - 19 человек; │

│ - назначают членов Консультационного совета │

│ по стандартам, Комитета по интерпретациям и Совета; │

│ - отслеживают эффективность деятельности КМСФО; │

│ - привлекают финансирование и др. │

└──────────────────────┬───────────────────────────────┘

┌─────────────────────────┴──┬─────────────────────┐

┌───────┴───────────┐ ┌──────────────┴───────┐┌────────────┴────────────┐

│Консультационный │ │ Совет (International││Комитет по интерпретациям│

│совет по стандартам│ │ Accounting Standards││(International Financial│

│(Standards Advisory│ │ Board): ││Reporting Interpretations│

│Council): │ │ - разрабатывает и││Committee): │

│- консультирует и│ │ выпускает стандарты ││- разрабатывает интерпре-│

│информирует Совет│ │ ││ тации стандартов │

│по вопросам реали-│ │ ││ │

│зации проектов │ │ ││ │

└───────────────────┘ └──────────────────────┘└─────────────────────────┘

Рис. 1.7. Структура КМСФО

Основной организацией КМСФО является Совет (International Accounting Standards Board - IASB). Задачи Совета - разработка и публикация международных стандартов высокого качества, обеспечивающих прозрачность и сравнимость финансовой отчетности компаний. Совет состоит из 14 членов, представляющих 9 стран, 12 из которых работают на постоянной основе.

Члены Совета назначаются попечителями (иногда на русский язык они переводятся как "доверенные лица"), которые отслеживают эффективность его работы, занимаются поиском финансирования, санкционируют бюджет Совета и несут ответственность за конституциональные изменения. Попечители представляют различные регионы (6 членов - из Северной Америки, 6 - из Европы, 4 - из стран Тихоазиатского региона, 3 - из других регионов) и включают специалистов бухгалтерской профессии, международных организаций, пользователей и составителей финансовой отчетности.

Основными задачами Консультационного совета по стандартам являются консультирование Совета по приоритетным направлениям, информирование его о применении международных стандартов и общественном мнении относительно осуществляемых проектов.

Комитет по интерпретациям (в английском варианте до недавнего времени этот орган назывался Standing Interpretations Committee; в настоящее время его название изменилось на International Financial Reporting Interpretations Committee - дословно Комитет по интерпретациям международной финансовой отчетности) отвечает за разработку интерпретаций по применению международных стандартов и регламентации других вопросов на основе концептуальных основ. Комитет публикует проекты интерпретаций, рассматривает комментарии заинтересованных сторон, а затем получает от Совета одобрение финального варианта интерпретаций.

Изменились также основные приоритеты деятельности КМСФО. В настоящее время международные стандарты не только обобщают опыт ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности различных стран, но и активно влияют на развитие национальных систем бухгалтерского учета и отчетности. Основными задачами КМСФО являются разработка единых высококачественных стандартов, которые обеспечивают прозрачность и сравнимость финансовой отчетности для принятия экономических решений участниками мировых рынков капитала и другими пользователями; содействие практическому применению данных стандартов и сближению национальных и международных стандартов учета.

Данные изменения во многом связаны со вступлением в силу соглашения между КМСФО и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions - IOSCO). Суть данного соглашения состоит в том, что компании, составляющие отчетность в соответствии с международными стандартами, одобренными IOSCO, имеют право листинга на любых фондовых биржах мира (исключение составляют США, однако и там рассматривается вопрос о применении международных стандартов). Таким образом, для предприятий облегчается выход на мировые рынки капитала и снижаются затраты для привлечения капитала. Эти факторы повлияли и на выбор МСФО в качестве ориентира для реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Дополнительную поддержку международные стандарты получили в результате решения ЕС об обязательном использовании МСФО для составления консолидированной отчетности всеми европейскими компаниями, зарегистрированными на биржах с 2005 г.

Международные стандарты финансовой отчетности можно условно разделить на три части:

1) концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements);

2) собственно стандарты (International Accounting Standards);

3) интерпретации стандартов (Interpretations of International Accounting Standards - SIC).

Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности, не являясь собственно стандартами, играют принципиально важную роль. Во-первых, они определяют принципы (концепции), в соответствии с которыми должна быть составлена финансовая отчетность предприятий. Во-вторых, они служат теоретической основой существующих и разрабатываемых стандартов и их интерпретаций. В-третьих, они представляют собой руководство для решения учетных проблем, не специфицированных действующими стандартами.

Собственно стандарты определяют подходы к решению различных учетных проблем, регламентируя правила и процедуры отражения в учете и отчетности хозяйственных средств и операций предприятий. На январь 2002 г. действовало 34 международных стандарта (номер последнего стандарта - 41, отменены 3, 4, 5, 6, 9, 13, 25-й стандарты).

Приведем перечень действующих МСФО.

    IAS 1 Представление финансовой отчётности (Presentation of Financial Statement)

    IAS 2 Запасы (Stocks)

    IAS 7 Отчёты о движении денежных средств (Cash Flow Statements)

    IAS 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting Estimates and Errors)

    IAS 10 События после окончания отчетного периода (Events After the Balance Sheet Date)

    IAS 11 Договоры на строительство (Construction Contracts)

    IAS 12 Налоги на прибыль (Income Taxes)

    IAS 16 Основные средства (Property, Plant and Equipment)

    IAS 17 Аренда (Leases)

    IAS 18 Выручка (Revenue)

    IAS 19 Вознаграждения работникам (Employee Benefits)

    IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)

    IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют (The Effects of Changing in Foreign Exange Rates)

    IAS 23 Затраты по займам (Borrowing Costs)

    IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах (Related Party Disclosures)

    IAS 26 Учет и отчётность по пенсионным планам (Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)

    IAS 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчётность (Consolidated and Separate Financial Statements)

    IAS 28 Инвестиции в ассоциированные предприятия (Investments in Associates)

    IAS 29 Финансовая отчётность в гиперинфляционной экономике (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)

    IAS 31 Участие в совместном предпринимательстве (Financial Reporting of Interests in Joint Ventures)

    IAS 32 Финансовые инструменты - представление информации (Financial Instruments: Presentation)

    IAS 33 Прибыль на акцию (Earnings per Share)

    IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность (Interim Financial Reporting)

    IAS 36 Обесценение активов (Impairment of Assets)

    IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)

    IAS 38 Нематериальные активы (Intangible Assets)

    IAS 39 Финансовые инструменты - признание и измерение (Finansial Instruments: Recognition and Measurement)

    IAS 40 Инвестиционное имущество (Investment Property)

    IAS 41 Сельское хозяйство (Agriculture)

    IFRS 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности (First Time Application of International Financial Reporting Standards)

    IFRS 2 Платеж, основанный на акциях (Share-Based Payments)

    IFRS 3 Объединения бизнеса (Business Combinations)

    IFRS 4 Договоры страхования (Insurance Contracts)

    IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность (Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations)

    IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources)

    IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (Financial Instruments: Disclosures)

    IFRS 8 Операционные сегменты (Operating segments)

Международные стандарты финансовой отчетности носят рекомендательный характер и во многих случаях разрешают использование альтернативных подходов к решению различных учетных проблем. В своих выступлениях разработчики МСФО подчеркивают, что данные стандарты не инструкции, а особенность мировоззрения. Основная задача их применения - формирование отчетности, объективно отражающей состояние и результаты деятельности предприятий и полезной для принятия решений различными группами пользователей. С помощью МСФО решаются вопросы раскрытия (disclosure), представления (presentation), признания (recognition) и оценки (measurement) информации, которая должна содержаться в финансовой отчетности. Таким образом, составленная в соответствии с МСФО отчетность дает пользователям объективную и надежную информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, является базой для принятия обоснованных решений.

Применяя интерпретации, вырабатывают решения по спорным вопросам применения международных стандартов. Например, Интерпретация 1 регламентирует порядок использования методов расчета стоимости запасов (средневзвешенная стоимость, ФИФО, ЛИФО), разрешенных МСФО2 для запасов различного типа. В настоящее время действует более 30 Интерпретаций.

Отметим, что МСФО находятся в процессе постоянного изменения: разрабатываются новые стандарты, изменяются действующие. В ближайшее время предполагается переработать практически все действующие стандарты. В плане работы КМСФО разработка новых стандартов и внесение изменений в уже действующие стандарты. При этом затрагиваются, в частности, вопросы учета договоров страхования, объединения компаний, составления отчета о результатах деятельности, учета выплат по акциям компании, а также рекомендации по первичному применению МСФО. Приоритетное значение для КМСФО имеют такие темы, как методы оценки в бухгалтерском учете, учет в добывающих отраслях, учет финансовых инструментов, учет лизинговых операций, учет на предприятиях малого и среднего бизнеса и в условиях развивающихся рынков, учет налогов на прибыль, объединение компаний и составление консолидированной отчетности, определение элементов финансовой отчетности, прекращение признания объектов учета, вознаграждения работникам, обесценение активов, нематериальные активы, признание обязательств и выручки, анализ финансовой отчетности, предоставляемый руководством компании, переоценка активов.

Как мы уже говорили в предисловии к этой книге, кроме КМСФО проблемой гармонизации учета на мировом уровне занимаются Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), разрабатывающая и публикующая международные стандарты аудита и международные стандарты бухгалтерского образования и тесно сотрудничающая с КМСФО, Организация Объединенных Наций (ООН, UN) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD), способствующие распространению международных стандартов в мире.

Несмотря на разнообразие учетных правил и процедур обычно в основе любой национальной системы учета, а также международных стандартов лежат определенные принципы учета и составления финансовой отчетности. Они могут носить название концептуальных основ, концепций, ограничений и принципов, базовых положений и т.д. Например, в международных стандартах эти принципы сформулированы в Концептуальных основах подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements), в ГААП США - в Положениях о концепциях финансового учета (Statements of Financial Accounting Concepts).

Структура Комитета

Единственной всемирной организацией, занимающейся разработкой международных стандартов финансового (бухгалтерского) учета, является Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC - International Accounting Standards Committee) - КМСФО. Комитет является независимым органом, цель которого состоит в достижении унификации принципов бухгалтерского учета, используемых хозяйствующими субъектами для финансовой отчетности во всем мире. Комитет был основан в 1973 г. по соглашению между профессиональными бухгалтерскими организациями Австрии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. КМСФО - независимая частная организация, членами которой в настоящий момент являются 143 объединения бухгалтеров (включая 5 ассоциированных и 4 дочерних члена) из 104 стран общей численностью более 2 млн человек.

Уставом КМСФО определены две главные цели.

1. Разработка и публикация международных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при предоставлении финансовых отчетов; их продвижение для повсеместного принятия и соблюдения.

2. Работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с предоставлением финансовой отчетности.

В свою очередь, Международная федерация бухгалтеров (IFA - International Federation of Accountants), созданная в 1977 г., разрабатывает и публикует международные стандарты аудита (IAS - International Auditing Standards).

Согласованные решения Комитета привели к тому, что эта работа в последнее время приобретает все более важное значение. Комиссия по ценным бумагам уже неоднократно применяла методы МСФО и использовала финансовую отчетность, составленную в соответствии с международными стандартами и предоставленную иностранными хозяйствующими субъектами и эмитентами. Токийская фондовая биржа делает то же самое.

Важную роль в разработке международных стандартов сыграло соглашение, заключенное в июле 1995 г. между Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSC - International Organisation of Securities Commissions) и КМСФО. Это соглашение помогло создать основу для формирования общих требований к бухгалтерской отчетности во всем мире.

Работа КМСФО финансируется за счет взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счет прибыли от публикаций стандартов. В 1999 г. бюджет КМСФО составил около 3 млн дол. США.

Комитет включает следующие подразделения:

1. Правление Комитета (IASC Board).

2. Консультативная группа (Consultative group).

3. Консультативный Совет по стандартам (Advisory Council).

4. Постоянный Комитет по интерпретациям (Standing Interpretations Committee).

5. Рабочая группа по вопросам стратегии (Strategy Working Part).

Правление КМСФО

Правление - главный орган управления Комитетом и представления международных стандартов финансовой отчетности. Оно включает представителей бухгалтерских организаций из 13 стран, которые назначаются Международной федерацией бухгалтеров. Сотрудничество федерации и КМСФО началось в 1983 г., и в настоящее время в состав Комитета входят все организации - члены IFA. Помимо представителей стран Правление назначает в свой состав до четырех представителей организаций, занимающихся проблемами составления финансовых отчетов. Каждый из членов Правления может быть представлен одним или двумя представителями и одним техническим советником. Обычно делегация состоит из представителя промышленной организации и представителя организации, занимающейся разработкой национальных стандартов. Правление состоит из 16 членов. Это бухгалтерские организации из следующих стран: Австралия, Канада, Франция, Германия, Индия и Шри-Ланка, Япония, Малайзия, Мексика, Голландия, Северная федерация общественных бухгалтеров, Южная Африка и Зимбабве, Великобритания, США, а также представители организаций: Международный совет инвестиционных ассоциаций, Федерация промышленных холдинговых компаний Швейцарии и Международная ассоциация институтов финансовых управляющих. Статус наблюдателей в Правлении (т. е. без права голоса) имеют: Европейская Комиссия, Совет по разработке финансовых учетных стандартов США, Международная организация комиссий по ценным бумагам и Китай.

Члены Правления избираются на 2,5 года с правом переизбрания. На практике Правление Комитета собирается на одну неделю 4-5 раз в год. Правление выбирает председателя и его заместителя.

Консультативная группа

Консультативная группа была основана в 1981 г. и включает представителей международных организаций - разработчиков и пользователей финансовой отчетности; фондовых бирж; органов, регулирующих рынки ценных бумаг, и межправительственных организаций. Консультативная группа регулярно встречается с Правлением КМСФО для обсуждения вопросов касательно новых проектов Комитета, рабочей программы и стратегии КМСФО. Группа играет важную роль при подготовке и принятии международных стандартов.

Сегодня членами Консультативной группы являются:

Международная федерация ценных бумаг и финансов (FIBV - Feduration Internationale des Bourses de Valeurs,);

Международная ассоциация развития бухгалтерского образования и исследований (IAAER - International Association for Accounting Education and Research);

Международная банковская ассоциация (IBA - International Banking Associations);

Международная ассоциация адвокатов (IBA - International Bar Association);

Международная торговая палата (ICC - International Chamber of Commerce);

Международная конфедерация свободных профсоюзов (ICFTU - International Confederation of Free Trade Unions);

Всемирная конфедерация труда (WCL - World Confederation of Labor);

Международный комитет по стандартам оценки (IVSC - International Valuation Standards Committee);

Международная финансовая корпорация (IFC - International Finance Corporation);

Всемирный банк (The World Bank).

В качестве наблюдателей в Консультативную группу входят:

Совет по стандартам финансового учета (FASB - Financial Accounting Standards Board);

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD - Organization for Economic Co-operation and Development);

Европейская комиссия (European Commission);

Отделение ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям (UNDICI - United Nations Division on Transnational Corporations and Investment).

Такой представительный состав группы свидетельствует о признании, которое получили международные стандарты и о стремлении международного бизнеса обеспечить единый подход к толкованию финансовой отчетности.

Консультативный совет по стандартам

Еще один орган КМСФО это - Консультативный (или попечительский) совет по стандартам, созданный в 1995 г. В Консультативный совет входят самые известные специалисты, занимающие высокие посты в бухгалтерской профессии и бизнесе. Основной задачей Совета является содействие повсеместному принятию международных стандартов и укрепление авторитета КМСФО. Консультативный совет выполняет следующие функции:

рассмотрение и комментирование стратегии и плана Правления с точки зрения их соответствия потребностям членов Комитета;

подготовка годового отчета по эффективности деятельности Правления в процессе достижения его целей и исполнения обязанностей;

содействие участию и одобрению работы КМСФО представителями бухгалтерской профессии, деловыми кругами, пользователями финансовой отчетности и другими заинтересованными лицами;

поиск таких источников финансирования работы Комитета, которые не влияли бы на независимость Комитета;

рассмотрение бюджета и финансовой отчетности КМСФО.

Консультативный совет гарантирует независимость и объективность Правления в принятии решений по предложенным стандартам. Совет не участвует в самом процессе принятия решений и не стремится влиять на него. Сегодня в состав этого органа входят 11 членов на двухгодичной основе с правом переизбрания.

Постоянный комитет по интерпретациям


В 1997 г. Правление КМСФО одобрило создание Постоянного комитета по интерпретациям. В его задачи входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учета, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учета в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтенных при разработке существующих стандартов. Постоянный комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, которые, собственно, и принимают те или иные интерпретации стандартов. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями без права голоса.

Совершенствование структуры КМСФО

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) был создан в апреле 2001 г. и заменил собой Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО).

Цель реорганизации Комитета - повышение качества и последовательности подготовки финансовой отчетности путем применения лучшей международной практики и устранения альтернативных подходов к раскрытию учетной информации, используемых в тех международных стандартах, которые в свое время были опубликованы Комитетом по МСФО.

Фондовые рынки требуют постоянного развития и усовершенствования МСФО (через Международную организацию комиссий по ценным бумагам, национальные органы, устанавливающие правила и стандарты учета и т. д.). В ответ на это в мае 2002 г. СМСФО опубликовал проект дальнейшего совершенствования стандартов, и к декабрю 2003 г. Совет пересмотрел 13 международных стандартов.

Структура КМСФО постоянно совершенствуется. По замыслу Правления Комитета такое совершенствование должно стать важным шагом на пути превращения КМСФО в разработчика стандартов на глобальном уровне. Суть производимых реформ состоит в превращении КМСФО в независимую организацию по типу фонда. Комитет будет состоять из двух главных органов: Доверенных лиц и Правления, а также из Постоянного комитета по интерпретациям, Консультативного совета по стандартам и Комитета по выдвижению кандидатур.

Комитет по выдвижению кандидатур (NT - Nominating Committee) необходим для выборов первой группы Доверенных лиц и будет включать 5-8 известных специалистов.

В состав Доверенных лиц (Trustees) войдут 19 лиц, имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности. Данный орган будет отвечать за выбор членов Правления, Комитета по интерпретациям и Консультативного совета. Доверенные лица будут контролировать финансовые потоки КМСФО, а также принимать решения о дальнейшей реорганизации структуры Комитета. Первоначально в состав Доверенных лиц войдут шесть представителей из Северной Америки, шесть из Европы, четыре из Тихоокеанского региона и три из остальных регионов.

Вместо существующего Правления в его нынешнем составе должно появиться новое Правление, состоящее из 14 человек (12 будут работать на постоянной основе, а два - на неполной ставке). Предполагается, что для обеспечения должного баланса опыта минимум 5 членов Правления должны иметь опыт работы в качестве практикующих аудиторов, 3 - опыт работы в области составления финансовой отчетности, 3 - опыт работы в качестве пользователей финансовой отчетности, а по крайней мере, 1 - опыт работы в высших учебных заведениях. Несколько членов Правления (но не более 7) будут поддерживать непосредственную связь с органами, устанавливающими национальные стандарты. Для принятия нового стандарта или его интерпретации необходимо будет получить одобрение со стороны 8 из 14 членов Правления.

С помощью нового Консультативного совета по стандартам все заинтересованные лица смогут предоставлять рекомендации по улучшению МСФО Правлению и Доверенным лицам.

Постоянный Комитет по интерпретациям согласно проекту сохранит свою действующую структуру.

Данные изменения должны получить одобрение большинства из 143 членов Комитета. Если реорганизация пройдет успешно, то предлагаемая структура вступит в действие.

Целью реформы является повышение эффективности и профессионализма КМСФО, при этом важно, что уже сейчас этот шаг вызывает положительные отклики со стороны ведущих специалистов в области бухгалтерского учета.

Последовательность разработки МСФО


Для того чтобы обеспечить высокое качество стандартов, а следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в следующие шесть последовательных этапов.

Первый этап - формирование Подготовительного комитета (Steering Committee). Комитет формируется Правлением из специалистов не менее чем из трех стран и возглавляется представителем Правления. В Подготовительные комитеты могут также входить представители других организаций, представленных в Правлении, Консультативной группе и эксперты в определенной области.

Второй этап - разработка проекта стандарта. Подготовительный комитет намечает план работы над проектом, затем тщательно изучает практику учета по данному вопросу в различных странах, в том числе различные учетные приемы, подходящие различным условиям. По итогам исследования комитет представляет на рассмотрение Правления КМСФО Общий план разработки проекта Международного стандарта финансовой отчетности (Point Outline).

Третий этап - подготовка рабочего проекта положений стандарта. В ходе данного этапа, который обычно длится около четырех месяцев, Подготовительный комитет готовит Проект изложения принципов (Draft Statement of Principles) или другой дискуссионный документ. В нем формулируются основные принципы подготовки следующего документа - Проекта международного стандарта финансовой отчетности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. Все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определенных случаях еще до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.

Четвертый этап - утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. После рассмотрения всех замечаний по Рабочему проекту положений Подготовительный комитет согласовывает его окончательный вариант и представляет на утверждение Правления.

Пятый этап - составление плана разработки международного стандарта. Подготовительный комитет составляет Проект международного стандарта финансовой отчетности, который после его одобрения двумя третями Правления обычно публикуется, и все стороны могут вносить в него замечания и предложения. Данная стадия может продолжаться от одного до трех месяцев.

Шестой этап - подготовка проекта международного стандарта. Подготовительный комитет рассматривает все замечания и передает проект на рассмотрение Правления. Для принятия и опубликования нового стандарта необходимо по меньшей мере 12 голосов членов Правления (из 16). В противном случае Правление может принять решение о проведении дополнительных консультаций и внесении необходимых изменений в проект. На практике это требует составления нового Проекта МСФО.

Правление также может сформировать Подготовительный комитет для внесения корректировок в уже существующие стандарты или их замены новыми стандартами. В этом случае процедура внесения изменений в стандарт аналогична вышеуказанной, за исключением того, что Подготовительный комитет также подготавливает Проект изложения принципов без предварительного составления схемы конкретного МСФО.

Следует также отметить, что утвержденным текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов КМСФО. В настоящее время МСФО официально переведены на четыре языка (немецкий, русский, французский и польский), идет работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанский языки. Неофициально международные стандарты переведены более чем на 30 языков мира.

Вместе с тем следует отметить, что как процесс разработки, так и процесс внедрения МСФО являются достаточно сложными и занимают много времени. Этот процесс должен сопровождаться предварительным обсуждением проектов международных стандартов, учетом специфики стран при применении того или иного МСФО, а также необходимой технической помощи при его разработке и внедрении.

Текущая деятельность Комитета по международным стандартам
финансовой отчетности

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках Комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Как уже упоминалось, в период с 1999 по 2001 г. Комитет был реорганизован. В результате такой реорганизации функции разработки, распространения международных стандартов финансовой отчетности и содействия сближению национальных стандартов были возложены на Совет по международным стандартам финансовой отчетности, также находящийся в Лондоне (IASB - International Accounting Standards Board). Организационными вопросами, вопросами членства и сбора членских взносов и пожертвований в настоящее время занимается Фонд комитета по международным стандартам финансовой отчетности, зарегистрированный в штате Делавэр, США (IASCF - International Accounting Standards Committee Foundation).

В состав нынешних руководящих органов Комитета по международным стандартам входят представители Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Канады, Швейцарии, Японии, Китая, Аргентины, Нидерландов, ЮАР, Бразилии, Дании, но наибольший удельный вес в нем имеют представители США. По своей сути КМСФО уже давно представляет собой транснациональную корпорацию, которая, однако, по мере возможности старается учитывать национальные устремления и приоритеты в области бухгалтерского учета и отчетности.

КМСФО достаточно мощная в финансовом отношении организация. Так, сумма взносов и пожертвований, поступивших на счета Комитета в 2002 г., превысила 11 млрд ф. ст. В числе аудиторских фирм, перечисливших в этот период Комитету суммы, превышающие 1 млн дол. США (конкретная сумма взносов по понятным причинам не разглашается), находятся такие транснациональные корпорации, как Andersen, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers. Неудивительно, что компанией, выигравшей тендер по второму этапу проекта ТАСИС, касающегося реформирования российского бухгалтерского учета, стала PricewaterhouseCoopers при участии Росэкспертизы. Для российских компаний самостоятельное участие в проектах ТАСИС - достаточно редкое явление.

Выигравшие тендер иностранные компании, в числе которых и PricewaterhouseCoopers, получат 3 млн евро на реализацию проекта, связанного с переходом на МСФО различных типов хозяйствующих субъектов.

Что касается перспектив работы Комитета, то в результате недавнего обсуждения, прошедшего в Правлении КМСФО, рекомендовано продолжить работу над следующими проектами:

1. Финансовые инструменты (улучшение и раскрытие финансовых рисков);

2. Конвергенция;

3. Страхование (Фазы I и II);

4. Отчет о результатах деятельности (отчет о полном доходе);

5. Выручка и относящиеся к ней обязательства;

6. Выплаты долевыми инструментами;

7. Объединения бизнеса (ОБ-I и ОБ-II);

8. Консолидация отчетности и компании специального назначения;

9. Компании малого и среднего бизнеса;

10. Прекращение признания;

11. Аренда;

12. Оценка;

13. Учет взаимосвязанных сделок.

Международные стандарты финансовой отчетности отличаются многовариантностью подходов к решению учетных проблем (например, возможность использования различных вариантов оценки инвестиций), они постоянно дорабатываются, изменяются, появляются новые. В последние годы этот процесс протекает более интенсивно.

А.В. Суворов,

кандидат экономических наук Ассоциация бухгалтеров и аудиторов
“Феникс“


Глава 5. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта
Глава 6. Реформа бухгалтерского учёта в России
Заключение

Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности

§ 1. Структура Комитета

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.

В настоящее время структура Комитета выглядит следующим образом:

  1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);
  2. ПравлениеКМСФО(International Financial Standards Board);
  3. Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);
  4. Комитет поинтерпретациямМСФО(International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности». Попечительский совет – это некоммерческая организация, которая была зарегистрирована по законам американского штата Делавэр 6 февраля 2001 г. Попечительский совет является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, отвечавшим за разработку МСФО до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг.

Учредителями Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающих необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Основные цели совета это:

  1. формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;
  2. проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;
  3. способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

  • назначение членов Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • ежегодный анализ эффективности стратегии Правления КМСФО;
  • одобрение бюджета Правления;
  • рассмотрение стратегических вопросов, затрагивающих международные стандарты финансовой отчетности, повсеместное продвижение целей КМСФО;
  • утверждение оперативных процедур Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • утверждение поправок к Конституции в соответствии с установленными процедурами.

Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

В настоящее время Председателем Попечительского совета является Пол Волкер, в прошлом Председатель Федеральной резервной системы США (1979-1987 гг.). В состав Доверенных лиц входят представители следующих регионов: 6 представителей из Северной Америки, 6 – из Европы, 4 – из Тихоокеанского региона и 3 – из других регионов.

Правление КМСФО. Правление КМСФО – это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов финансовой отчётности (в некоторых источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости. Представители Правления должны обладать отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 – опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт. Члены Правления избираются на 5 лет.

Правление выполняет следующие основные функции:

  • Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;
  • Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;
  • Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;
  • Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;
  • Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;
  • Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Консультативный Совет по стандартам . Совет состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

Комитет по интерпретациям МСФО. В задачи Комитета входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

§ 2. Процесс разработки МСФО

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в несколько этапов.

  1. Создание Подготовительного комитета (AdvisoryCommittee) из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с Консультативным Советом по стандартам.
  2. Разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения – 90 дней).
  3. Подготовка рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого анализа Правление готовит Проект международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.
  4. Выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который готовится в результате обсуждения Проекта МСФО.

Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно сам стандарт должен быть утвержден как минимум 8 членами Правления из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.

Заседания Правления, Консультативного совета и Комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные вопросы (в основном касающиеся персонала) могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется заранее.

Помимо стандарта Правление публикует Основу для выводов (Basisfor Conslusions), где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета.