Научное объяснение многовековой аномалии бермудского треугольника. Бермудский треугольник: тайные исчезновения и научные объяснения Первый мореплаватель который отметил странности бермудского треугольника


«Бермудским треугольником» условно называют область в западной части Атлантического океана, неподалеку от юго-восточного побережья Соединенных Штатов. Она «знаменита» тем, что здесь за последние двести лет бесследно исчезло свыше ста судов, а после второй мировой войны «пропало без вести» 14 самолетов. Загадкам «бермудского треугольника» посвящена обширная литература. Существует множество гипотез, в том числе и самых фантастических, относительно причин, вызывающих катастрофы в этом районе. Большой интерес вызвала на Западе недавно вышедшая в США книга Чарльза Берлица «Бермудский треугольник», отрывки из которой опубликовал швейцарский еженедельник. В ней описаны наиболее крупные кораблекрушения и аварии самолетов, происшедшие при таинственных обстоятельствах в районе «треугольника».

В «бермудском треугольнике» никогда не находили ни трупов, ни обломков потерпевших катастрофу судов и самолетов. Одни самолеты до последней секунды поддерживали нормальную радиосвязь с аэропортом или военной базой; другие передавали странные сообщения: неожиданно отказали приборы, стрелка компаса начала бешено вращаться, небо окрасилось в желтый цвет, появился (при ясной погоде) туман, море выглядит «как-то необычно», — дать более конкретные сведения никто не успевал…

Многие самолеты, в том числе пассажирские, пропадали прямо во время сеанса связи с наземными службами, «словно проваливаясь в какую-то дыру в атмосфере», как образно говорилось в одном из заключений военно-морских экспертов. Суда исчезали мгновенно, словно вдруг растворялись. Такие гиганты, как «Мэрин Салфэр Куин», судно длиной в 129 метров, или американский лайнер «Сайклопс» водоизмещением 19 тысяч тонн с 309 пассажирами на борту, исчезли бесследно. Были и такие, которые позднее удавалось обнаружить дрейфующими в районе «бермудского треугольника» без единого человека на борту.

Многие пытались выяснить причины загадочных катастроф и гибели людей. Выдвигались и подвергались серьезному изучению различные гипотезы, среди которых было немало самых фантастических. Обсуждалась версия штормов, вызванных землетрясениями; говорили о метеоритах, нападениях морских чудовищ; были и такие, кто выступал с идеей «смещения времени и пространства, ведущего к переходу в иное измерение»; изучалась возможность электромагнитных и гравитационных бурь, ввергающих самолеты и суда в пучину. Кое-кто доказывал, что речь идет о неведомых летающих или подводных аппаратах, управляемых представителями сохранившихся античных цивилизаций или пришельцами из космоса, которые совершали нападения на самолеты и суда, захватывая в плен членов экипажей и пассажиров в качестве образчиков обитателей Земли.

«Мы сбились с курса. Все смешалось…»

«Бермудский треугольник» получил свое название после того, как 5 декабря 1945 года исчезли вместе с экипажами 6 самолетов военно-морских сил США. Пять самолетов, которые потерпели катастрофу первыми, совершали обычный тренировочный полет, трасса которого составляла треугольник6 от военно-морской базы «Форт- Лодердейл» во Флориде, 256 километров на восток, затем 64 километра на север и, наконец, обратно, к базе, в направлении на юго-запад. Район, который они облетали, раньше называли «чертовым треугольником», «треугольником смерти», «морем призраков» или «кладбищем Атлантики». Название «бермудский» этот район получил потому, что максимальная точка удаления от «Форт – Лодердейл» лежит на одной параллели с Бермудами, которые, кроме того, находятся в северном углу зоны, где и до и после 1945 года исчезали при необычных обстоятельствах самолеты и суда. Но они исчезли поодиночке.

На этот раз печальная участь постигла целую группу из пяти самолетов. Ее разделил и шестой – посланный на поиски гидросамолет с экипажем 13 человек. Он также загадочно пропал, не оставив следов.

«Флайт-19» — таково было условное обозначение тренировочного полета «пятерки» бомбардировщиков – торпедоносцев типа «ТБМ 3 Авенджер» американских ВМС. Каждая машина имела запас горючего, которого хватило бы более чем на 1600 километров. Термометр показывал 29 градусов, светило солнце, по небу плыли редкие облака, дул слабый норд-ост. Пилоты, которые в тот день уже закончили полеты, докладывали, что погода идеальная. Полет был рассчитан на два часа. В 14.00 самолеты выкатились на взлетную полосу и через 10 минут взяли старт. Около 15.15, когда учебное бомбометание было завершено и звено взяло курс на аэродром, радист на диспетчерской вышке в «Форт- Лодердейл» получил от командира звена странное сообщение. Сохранилась магнитофонная запись их разговора:

«Командир (лейтенант Чарльз Тейлор). Земля… Мы находимся на грани катастрофы… Кажется, сбились с курса… Не видим земли… Повторяю… Не видим земли.

Диспетчер. Ваши координаты?

— Координаты сообщить затрудняемся. Мы вообще не знаем, где находимся… Похоже сбились с курса.

— Развернитесь в сторону запада.

— Мы не знаем, где запад. Все смешалось… Странно… Мы не можем определить направление… Даже море выглядит как-то необычно…»

Затем инструктору удалось связаться с командиром ведущего самолета. Последний сообщил: «Вышли из строя оба компаса. Пытаюсь взять курс на «Форт- Лодердейл»… Уверен, что мы пролетели над Кейсом, но, видимо, несколько южнее, земли не видно».

Это было признаком того, что самолет ведущего не пролетал над Кейсом. Иначе, продолжая следовать своим курсом, самолеты вскоре достигли бы суши.

Ввиду атмосферных помех радиосвязь с «девятнадцатым» ухудшалась. На самолетах «пятерки», очевидно, перестали принимать команды диспетчера. Между тем в диспетчерской еще были слышны тревожные голоса радистов, поддерживавших связь между собой. Из их обрывистых реплик вырисовывалась неутешительная картина. Горючее на исходе, за бортом сильный ветер, компасы в самолетах – как гироскопические, так и магнитные – вышли из строя, стрелки пляшут, как сумасшедшие, показывая разное направление. В течение всего этого времени мощная радиостанция военно-морской базы не могла установить контакт с самолетами, хотя переговоры между ними слышны были довольно неплохо.

Весть, что экипажи «Флайт-19» терпят бедствие, взбудоражила персонал военно-морской базы. Были снаряжены поисковые самолеты. С авиационной базы ВМС «Банана -Ривер» стартовал военный гидросамолет с 13 членами экипажа на борту.

В 16 часов на диспетчерской вышке с удивлением услышали, что лейтенант Тейлор передал свои полномочия другому пилоту, капитану Стиверу. Сообщение последнего удалось принять, несмотря на значительные радиопомехи и возбужденную, невнятную речь говорившего.

«Мы не знаем, где находимся…Возможно, в 360 километрах к северо-востоку… Должно быть, мы пролетели над Флоридой и находимся теперь где-то над Мексиканским заливом…» Затем, вероятно, командир решил изменить курс на 180 градусов, чтобы вновь пролететь над Флоридой, однако в результате этого маневра радиосвязь стала ухудшаться, что свидетельствовало о том, что звено взяло неправильный курс и удаляется от побережья Флориды на восток, в открытое море. Согласно показаниям одних свидетелей, последние слова, принятые с «Флайт-19», были: «Похоже, что мы…» Другие уверяют, будто слышали немного больше: «Нас обволакивает белая вода… Мы совершенно потеряли ориентировку».

Тем временем в диспетчерской было получено донесение лейтенанта Коума, одного из офицеров поискового самолета, вылетевшего в тот район, где предполагалось обнаружить звено. Коум сообщил, что на высоте 1800 метров сильный ветер. Это было последнее известие, полученное с поискового самолета. Затем связь с ним прервалась.

Теперь уже не пять, а шесть самолетов числились в списке пропавших. Следов самолета и 13 членов его экипажа так и не удалось отыскать.

«Они исчезли, не оставив следов»

Около 19 часов радиостанция военно-морской базы недалеко от Майами приняла слабый радиосигнал, состоявший всего из двух букв: «…ФТ…ФТ…» Это была часть кодового обозначения пропавшего звена, поскольку ведущий самолет значился под номером «ФТ-28». Была ли это попытка пропавших дать о себе знать? В таком случае они передавали свое сообщение два часа спустя после того, как у них кончилось горючее.

На следующий день началась самая грандиозная в истории поисковая операция. В ней участвовало 240 кораблей ВМС США, 67 самолетов с авианосца «Саломон», четыре эсминца, множество подводных лодок, 18 кораблей береговой охраны, поисковые и спасательные катера, сотни частных самолетов, яхт и рыбацких шхун, подразделения британского флота и авиации Багамских островов. Но поиски оказались безрезультатными, тщательно изучалось все, что могло навести на след. Члены экипажа одного грузового самолета сообщили, что в день исчезновения «Флайт-19» над материком была замечена красная вспышка. Может быть, взорвался гидросамолет? Однако это предположение пришлось отвергнуть. Затем с одного торгового судна сообщили, что в тот день в 19.30 в небе было замечено «нечто вроде взрыва». Если это имело отношение к пяти «авенджерам», то пришлось бы допустить, что они находились в воздухе через несколько часов после того, как кончилось горючее. К тому же пришлось бы предположить, что все пять самолетов столкнулись и одновременно взорвались. Любопытно отметить, что ни с!Флайт-19», ни с гидросамолета не поступал сигнал «SOS». Отпадала и версия вынужденной посадки на воду. «Авенджеры» были в состоянии продержаться на поверхности 90 секунд. Члены экипажа обладали достаточной подготовкой для того, чтобы покинуть самолет в течение 60 секунд.

Много гипотез вызывало странное упоминание о «белой воде» в последнем сообщении с «Флайт-19». Оно могло быть связано с необычно густым белым туманом, который часто появляется в этом районе. Этим туманом можно было бы объяснить недостаточную видимость, а также слова радиста о том, что «солнце выглядит как-то ненормально». Но туман не мог повлиять на стрелки компасов. Правда, между Флоридой и Багамскими островами существует «мертвая зона», где невозможна радиосвязь, но с самолетами еще что-то произошло до того, как она прервалась.

Специальная комиссия ВМС изучала собранные сведения: были приняты во внимание и материалы следствия военного трибунала по делу одного из офицеров, ответственного за проверку приборов (позднее его оправдали, поскольку было доказано, что приборы перед стартом прошли проверку, полагающуюся по инструкции). Но, несмотря на все усилия комиссии, причины происшествия так и не были установлены. В заключении экспертов говорилось: «Судя по радиодонесениям, самолеты сбились с курса, а компасы их вышли из строя». Капитан Уингэрд в одном из интервью журналистам выразился более определенно: «Членам комиссии не удалось предложить хоть сколько-нибудь приемлемую версию случившегося». Кто-то из экспертов комиссии не без драматизма заметил: «Они исчезли, не оставив следов, как если бы улетели на Марс».

Лейтенант Уиршинг, который в то время работал инструктором на базе «Форт- Лодердейл», а в последствии посвятил долгие годы изучению данного вопроса, считает, что, выясняя судьбу экипажей 6 самолетов, надо исходить из того, что они «исчезли», а не погибли, потому что нет доказательств последнего.

Лейтенант Уиршинг вспоминает, что утром того же дня был совершен еще один тренировочный полет, во время которого также были отмечены необычные явления. В этом полете тоже выходили из строя компасы, а посадка произошла не на базе, а в 76 километрах севернее. Эти подробности тогда выпали из поля зрения, оттесненные сенсационным происшествием с «Флайт-19».

«Море потерянных кораблей»

Наибольшее число необъяснимых кораблекрушений в «бермудском треугольнике» приходится на Саргассово море в западной части Атлантики. Это море само по себе является источником загадок с тех самых пор, как пять столетий назад в нем впервые появились испанские и португальские мореплаватели.

Это море водорослей ограничено течением Гольфстрим, которое движется вначале в северном направлении, а затем поворачивает на восток. Южную границу образуют возвращающийся поток Гольфстрима и Северное пассатное течение. Однако точно контуры моря не определены. Условно говоря, оно простирается от 23-го до 35-го градуса северной широты и от 30-го до 68-го градуса западной долготы. На дне Саргассова моря находится крутое Бермудское плато и многочисленные подводные возвышенности, которые не доходят до поверхности моря и образуют плоские плато, как если бы раньше они были островами. У его северной границы по дну проходит часть Североатлантического хребта, гигантской цепи подводных гор отдельные вершины которых поднимаются над поверхностью моря, образуя Азорские острова.

Таким образом, Саргассово море является «непроточным», в нем нет почти никаких течений, если не считать тех, которые огибают его. Оно начинается примерно в 320 километрах от Больших Антильских островов, приблизительно в 420 километрах от атлантического побережья до мыса Гаттераса. Затем Саргассово море простирается в направлении Пиренейского полуострова и Африки до Североатлантического хребта.

Это море знаменито не только своими водорослями, но и штилями, которые, вероятно, послужили поводом для создания таких живописных, но внушающих ужас легенд, как рассказы о «море потерянных кораблей», «о кладбище кораблей» или «море страха».

Первые легенды о Саргассовом море сложили, вероятно, финикийцы и карфагеняне, которые, как предполагают, еще тысячи лет назад бывали в этих местах и высаживались в Америке. Во всяком случае, в Бразилии были найдены финикийские наскальные надписи, на Азорах – финикийские монеты, в Венесуэле и на юго-восточном побережье Соединенных Штатов – карфагенские монеты, в Мексике – рисунки, сделанные, видимо, финикийскими или карфагенскими пришельцами. Да и описание штиля и водорослей Саргассова моря, принадлежащее карфагенянину Гимилькону, который жил в 500 году до нашей эры, звучит довольно убедительно:

«Ни малейшее дуновение ветра не пошевелит паруса, настолько неподвижен тяжелый воздух этого мертвого моря… Многочисленные водоросли плавают на поверхности и цепляются за корабль… Море не слишком глубокое, поверхность земли лишь слегка покрыта водой… Морские чудовища снуют между лениво ползущими судами…»

В основе рассказов о «море потерянных кораблей», как и в основе других легенд, лежат реальные факты, хотя фантазия рассказчиков и наложила на них свой отпечаток. Австралиец Аллен Вильерс, который в 1957 году пересек Саргассово море на паруснике и действительно заметил скованный водорослями пропавший корабль, записал в своем дневнике:

«Корабль, который из-за безветрия вынужден стоять без движения до тех пор, пока не кончатся все припасы… по всей вероятности, начинает обрастать водорослями и раковинами, которые в конце концов абсолютно лишают его возможности двигаться… Тропические древоточцы изъедят обшивку… и истлевший каркас, населенный скелетами… медленно скроется под ровной поверхностью моря».

Современным теплоходам штиль не опасен. Однако это делает еще более загадочным исчезновение судов в районе Саргассова моря. В известном смысле все кораблекрушения загадочны, поскольку ни один капитан не имеет намерения разбить свой корабль. Как только выясняется судьба того или иного судна либо по крайней мере обстоятельства его гибели, всякая загадочность исчезает. Но обо всех кораблях, которые «пропали» в Саргассовом море, этого сказать нельзя.

По следам флибустьеров

Когда появились следующие сообщения об исчезновениях кораблей в Саргассовом море и на соседних участках Гольфстрима, большей частью винили во всем погоду и пиратов.

Испанские корабли шли из Мексики, Панамы и нынешней Колумбии, заходили в Гавану и плыли под парусом от Флориды, часто становясь жертвами урагана. Их сокровища попадали на морское дно и в последующие столетия извлекались на свет водолазами. Другие корабли были затоплены мародерами или пиратами.

Но и долгое время спустя после того, как пиратский промысел перестал быть прибыльным занятием, корабли столь же регулярно продолжали пропадать в этом районе, и даже при хорошей погоде. В последующие годы все чаще обращали внимание на то, что ни на островах, ни на побережье западной Атлантики никогда не находили ни обломков кораблей, ни трупов.

Многие пропавшие корабли принадлежали военно-морским силам США либо других государств. Целая серия исчезновений началась в 1800 году, когда пропало американское судно «Инсургент» с 340 пассажирами на борту, и продолжалась до мая 1968 года, когда при «необъяснимых» обстоятельствах пропала американская подводная лодка «Скорпион» с командой численностью 99 человек. Правда. Ее вскоре нашли: «Скорпион» затонул примерно в 740 километрах юго-восточнее Азорских островов на глубине нескольких тысяч метров.

Когда начинают перечислять, сколько безлюдных кораблей было обнаружено в Саргассовом море или соседних с ним районах Атлантического океана, почти всегда вспоминают «Мэри Челести», самое «знаменитое» в истории мореплавания судно из числа тех, которые были покинуты командой и пассажирами. С «Мэри Челести» несчастье приключилось в Саргассовом море, хотя корабль, следуя к тому месту севернее Азорских островов, где в ноябре 1972 года он был замечен английским бригом «Деи Грация», прошел лишь у северной оконечности Саргассова моря. На бриге заметили неуправляемую «Мэри Челести» и подали ей сигнал. Поскольку ответа не последовало, было решено подняться на борт. «Мэри Челести» была захвачена как «трофей».

Группа поднявшаяся на борт «Мэри Челести», обнаружила, что паруса подняты, а груз спиртного надежно заперт в трюмах. На корабле имелось достаточное количество пресной воды и продовольствия, но десять человек экипажа, включая капитана, его жену и маленькую дочь, бесследно исчезли. Деньги, трубки, личные вещи и даже лоция еще находились на борту, хотя почему-то не оказалось секстана. Большая каюта была заколочена досками, как будто кто-то забаррикадировался там от нападения.

Эта таинственная история даже стала предметом судебного разбирательства, однако загадку «Мэри Челести» разрешить так и не удалось. Исчезновение команды объясняли нападением пиратов или бунтом, во время которого матросы убили капитана и бежали с корабля. Высказывались также предположения, что матросы опасались возможности взрыва, что всех поразила заразная болезнь или что всю команду взяли в плен. Страховая компания «Ллойд», выплатившая премию, склонилась к мысли, что неожиданно возникший пожар в трюме со спиртом поверг команду в такую панику, что она покинула корабль. Позднее огонь погас. В самом деле, спирт имеет свойство внезапно самовозгораться, гореть голубым пламенем, а затем гаснуть. Возможно, что команда не смогла просто возвратиться на корабль, когда огонь погас.

Другим возможным объяснением странного поведения команды было присутствие спорыньи в хлебных запасах. Присутствующая в хлебе спорынья и раньше неоднократно создавала на кораблях страшные ситуации: люди теряли рассудок и контроль над собой и в результате умирали. Такое коллективное помешательство могло быть причиной того, что команда в панике покинула корабль, то же самое могло произойти и на тех судах, которые исчезли в других морях.

В своей книге «Таинственные приключения во времени и пространстве» Гарольд Уилкинс выдвинул правдоподобную гипотезу, согласно которой «Мэри Челести» была взята на абордаж неизвестным судном, ее команда убита, а впоследствии пираты заявили, что «нашли в море корабль», и получили за это премию. Развивая свою теорию, Уилкинс указывает на некоторые противоречия в показаниях капитана и команды «Деи Грации».

Десять минут «небытия»

Исследователи «бермудского треугольника» уже давно обратили внимание и на другой загадочный район Мирового океана. Он находится юго-восточнее Японии, между Японией и островами Бонин и заслужил репутацию опасной зоны для кораблей и самолетов. Так же, как и в «бермудском треугольнике», подводные извержения вулканов и другие явления природы могут объяснять таинственные происшествия, случающиеся здесь. Этот район, называемый еще «чертовым морем», пользуется, по крайней мере официально, даже худшей славой, чем «бермудский треугольник», поскольку он объявлен японским правительством опасной зоной. Эта мера была предпринята после того, как в 1955 году японские эксперты проводили ряд исследований в этом районе.

«Бермудскому треугольнику» и «чертову морю» присуща одна общая закономерность: на 80-м градусе западной долготы, которая пересекает «бермудский треугольник» по его западной границе, магнитный и географический северные полюсы совпадают. 80-й меридиан западной долготы, проходя через полюс, изменяет свое обозначение и становится 150-м меридианом восточной долготы, который приходит с севера на юг мимо Японии, пересекая «чертово море» как раз посередине. В этой точке «чертова моря» стрелка компаса показывает одновременно на географический и на магнитный полюсы так же, как и в западной части «бермудского треугольника», в другом полушарии земного шара.

Продолжавшиеся исчезновения самолетов и судов послужили причиной того, что в 1955 году при поддержке японского правительства в этот район была направлена экспедиция, во время которой ученые должны были произвести различные измерении и эксперименты. С этой целью исследовательское судно «Кайё Мару №5» курсировало в «чертовом море». Экспедиция закончилась самым невероятным образом – судно вместе с экипажем и группой ученых бесследно исчезло.

Существование одного или нескольких районов в Мировом океане, где происходят загадочные происшествия, обусловило появление ряда странных утверждений. Были выдвинуты теории относительно антигравитационных смещений, доказывалось, что существуют места, где законы гравитации и магнитного притяжения функционируют не так, как принято считать. Автор книги « Великая мистерия в воздухе» Ральф Баркер замечает, что новые открытия физиков указывают на существование антигравитационных частиц материи. Он считает, что «не подчиняющаяся законам тяготения материя, природа которой противоположна природе материи Земли, обладает колоссальной взрывчатой силой, если она входит в соприкосновение с земной материей… и что она локализуется в определенных районах Земли…» он предполагает, что эта материя может иметь космическое происхождение и «скапливается» иногда под материками, но большей частью под морским дном.

При более детальном ознакомлении с этой теорией находишь возможное объяснение электронным и магнитным отклонениям в различных частях земного шара, однако исчезновении такого большого числа кораблей и самолетов этим все же не может быть обосновано. Сведения о магнитных аномалиях были получены и в других морях. Есть такие места, где сила притяжения источника энергии под водой оказывается сильнее притяжения северного магнитного полюса.

Иван Сандерсон опубликовал в журнале «Сага» статью, где рассказал о результатах тщательного изучения «бермудского треугольника» и других аналогичных морских районов. В ходе своих исследований Сандерсон и его сотрудники обнаружили, что большая часть таинственных происшествий с самолетами и судами приходится на шесть районов, имеющих почти одинаковую эллипсовидную конфигурацию и находящихся между 30-м и 40-м градусами северной и юной широты. К их числу относятся «бермудский треугольник» и «чертово море».

Сандерсон развил свою теорию и составил сетку районов аномалий с промежутками в 73 градуса, покрывающую весь земной шар. Пять этих районов расположены в северном полушарии, пять — в южном, включая полюс. «Бермудский треугольник» , по его мнению, является самым известным из этих районов, поскольку в нем чаще оказываются суда и самолеты. Другие районы, хотя и менее известные, обнаруживают столь же мощные магнитные отклонения.

Большинство этих районов расположено восточнее побережий материков, там, где теплые, движущиеся на север морские течения встречаются с течениями, идущими на юг. Кроме того, эти районы представляют собой узловые пункты, где морские течения на поверхности и на глубине движутся в противоположных направлениях. Мощные глубинные приливно-отливные потоки, подверженные влиянию различных температур, создают магнитные бури, которые вызывают радиопомехи, влияют на магнитное поле, а возможно, изменяют и силу тяготения. Допустимо, что при определенных обстоятельствах эти явления способны вызывать перемещения судов и самолетов в иные точки пространственно-временной протяженности. Сандерсон в этой связи ссылается на интересный феномен неравномерности течения времени, наблюдающийся в этих районах. Речь идет о тех случаях, когда самолеты после выполнения задания приземлялись намного раньше положенного времени. Это было бы понятно, если бы они летели с попутным ветром, скорость которого составляла бы 760 километров в час. Но ветры, зарегистрированные метеорологическими службами, во время полетов не могли вызвать такие отклонения. Чаще всего эти явления встречаются в районе «бермудского треугольника». Создается впечатление, что самолеты, столкнувшись с такой аномалией, проскальзывают мимо либо устремляются в «небесную дыру».

Подобный скачок во времени произошел пять лет назад на аэродроме в Майами. Он так и не получил убедительного объяснения. Речь идет о пассажирском самолете авиакомпании «Нэшнл эрлайнз», который со 127 пассажирами на борту приближался к посадочной полосе с северо-востока и контролировался наземным радаром. Внезапно он исчез с экрана и появился лишь десять минут спустя. Самолет совершил посадку без каких-либо осложнений. Пилот и команда были удивлены беспокойством наземного персонала, поскольку, по их мнению, не произошло ничего необычного. Один из диспетчеров сказал пилоту: «Боже мой, дружище, да ведь вы в течение десяти минут просто-напросто не существовали!» команда сравнила время на своих часах и на всех часовых приборах в машине и обнаружила, что все часы одинаково отставали на десять минут. Это было тем более странно, что при сверке часов в самолете и на диспетчерской вышке, произведенной двадцатью минутами раньше, никаких расхождений отмечено не было.

«ВЕЛЬТВОХЕ», ЦЮРИХ.

За рубежом №41 1975г.

Есть в Атлантическом океане одно невероятно загадочное место с устрашающим названием «Треугольник дьявола» («Бермудский треугольник») – там при странном стечении обстоятельств происходят бесследные исчезновения людей, самолетов и кораблей. В статье мы рассмотрим несколько случаев потери транспорта и самолетов, а так же попробуем объяснить причину этого явления.

Эта таинственная зона ограничена треугольником, вершинами которого являются южный мыс штата Флорида на юго-востоке США, остров Пуэрто-Рико в Карибском море и Бермудские Острова в северо-западной части Атлантического океана.

Таинственные исчезновения в Бермудском треугольнике

Моряки неспроста называют это место «треугольником смерти» и «кладбищем Атлантики»: вот уже несколько сотен лет путешественники, оказавшись здесь, попадают во внезапно образующиеся свирепые штормы, непредсказуемые водовороты, неожиданные штили и странный желтый туман.

По утверждениям очевидцев, в этом месте Атлантического океана на воде иногда образуются светлые покрытые пеной пятна, излучающие сияние. Иногда свечение бывает настолько ярким, что астронавты могут наблюдать его из космоса. Еще Христофор Колумб, пересекая эту часть океана, написал в судовом журнале об этом необычном свечении.

Сторонники существования аномальных явлений в зоне Бермудского треугольника утверждают: за последнюю сотню лет в этом районе исчезло около 100 кораблей и самолетов. Они же сообщают о других особенностях этой территории: здесь можно встретить покинутые экипажем исправные суда или переместиться в пространстве и времени.


По некоторым данным, в районе Бермудского треугольника пропало около тысячи человек – их трупы так и не были найдены.

Исчезновение самолетов звена «Эвенджеров»

Исчезновение 5 декабря 1945 году звена «Эвенджеров» часто связывают с феноменом Бермудского треугольника. Эскадрилья состояла из четырех торпедоносцев, пилоты которых проходили программу переподготовки на данный тип самолета, а также пятого торпедоносца, пилотируемого опытным летчиком-инструктором Чарльзом Тейлором – именно этот пилот, налетавший на «Эвенджерах» около 2500 часов, и стал ведущим всего звена.


Пять торпедоносцев должны были совершить стандартный учебно-тренировочный полет над океаном: типовое упражнение включало в себя два поворота и практическое бомбометание. Маршрут был хорошо изученным, метеопрогноз – благоприятным, машины – прекрасно по тем временам оборудованы.

На борту самолетов имелись спасательные жилеты, надувные лодки с запасами продуктов, сигнальными ракетами и аварийными радиостанциями; запаса топлива на машинах хватало на пять с половиной часов работы, в то время как продолжительность учебного полета, по всем расчетам, не должна была превысить двух часов.

Информация о том, что происходило с машинами после вылета, достаточно противоречива. Известно, что проблемы у «Эвенджеров» начались примерно через полтора часа с момента взлета: у ведущего торпедоносца, пилотируемого Тейлором, вышли из строя оба компаса, и вся «пятерка» сбилась с намеченного маршрута.


Звено несколько часов блуждало над Багамскими островами в поисках верного направления, а когда запасы топлива подошли к концу, вынуждено было совершить посадку на воду. Связь с пилотами была неустойчивой, а к моменту их приводнения и вовсе оборвалась.

О дальнейшей судьбе эскадрильи ничего не известно, обломки самолетов так и не были найдены. Во время слушания дела о пропаже «Эвенджеров» один из выступавших заявил: «Они исчезли, словно улетели на Марс!».

Исчезновение гидросамолета «Мартин Маринер»

В ту же ночь на поиски «Эвенджеров» было отправлено два самолета «Мартин Маринер», с одним из которых – бортом №49 – в районе примерного местонахождения пропавших торпедоносцев оборвалась связь.


Команда береговой охраны видела в воздухе взрыв (предположительно, этого самого самолета), после чего около 10 минут наблюдала столб огня над водой.

Отправленный в район взрыва борт №32 в связи со сложными погодными условиями прибыл к месту предположительного крушения только через 3 часа; на поиски также были направлены несколько кораблей береговой охраны. Однако поисковая операция не увенчалась успехом: никаких следов рухнувшего в океан самолета найти не удалось.

Утром 6 декабря на поиск пропавших «Эведжеров» и «Мартина Маринера» было отправлено 300 самолетов и 21 судно; к масштабной поисково-спасательной операции также подключилась группа волонтеров, обыскивающая побережье. Через 5 дней после пропажи самолетов активная фаза поисков была прекращена, членов экипажей официально признали пропавшими без вести.

Исчезновение С-119

Спустя 20 лет в июне 1965 года приблизительно в 400 километрах от Майами при неизвестных обстоятельствах исчез самолет С-119; на его борту находилось десять членов экипажа.


Проведенное расследование не смогло установить точную причину исчезновения С-119, что породило среди исследователей, журналистов и обычных людей несколько версий произошедшего, самой необычной из которых является теория похищения самолета инопланетянами.

Дело в том, что в тот же период над Багамскими островами в орбитальном полете находился космический корабль с астронавтом Джеймсом Макдивиттом на борту, который в квадрате исчезновения С-119 увидел и сфотографировал неопознанный летающий объект с чем-то вроде рук.

Некоторые источники утверждают, что Макдивитт впоследствии отказался от своих слов об НЛО, а также сказал, что не имеет отношения к снимкам.

Возможно, СМИ просто выдумали всю эту историю с летающей тарелкой, но может быть, причина кроется в другом: НАСА попросту запретила астронавту говорить на эту тему.

Возможные причины таинственных происшествий

Существуют десятки различных гипотез, объясняющих загадочные происшествия в зоне дьявольского треугольника.

Некоторые специалисты выдвигают версию о влиянии необычных погодных явлений, другие говорят о похищении морских и воздушных судов инопланетянами или жителями мифической Атлантиды, третьи уверены в существовании так называемых дыр во времени и разломов в пространстве.


Есть также и множество людей, уверенных в том, что тайны Бермудского треугольника не существует, поскольку по их подсчетам исчезновения на этой территории происходят с такой же частотой, как и в других местах Мирового океана. Да и поиск обломков в море – задача не из простых, особенно на территории Бермудского треугольника, где расположено множество отмелей и часто зарождаются штормы и циклоны.

Так почему же все-таки это место внушает столько ужаса в летчиков и моряков? Отчего именно здесь выходят из строя навигационные приборы? Как с научной точки зрения объяснить бесследные исчезновения людей, самолетов и судов?

Причины исчезновения в Бермудском треугольнике:

Некоторые ученые высказывают предположение, что в таинственных происшествиях «виноваты» так называемые блуждающие волны. Эти одинокие 20-30-метровые волны-убийцы возникают совершенно внезапно и не имеют никакого отношения к цунами: их появление в океане не связано с подводными землетрясениями, извержениями вулканов, оползнями, и вообще никак не зависит от катастрофических геофизических процессов.


В существование аномально высоких волн ученые долгое время не верили, ведь согласно науке, в океанах не могут образовываться волны выше 20,7 метров. Только в 1995 году в Северном море впервые была зафиксирована волна, высота которой достигала 25 метров.

Этот факт способствовал возникновению проекта под названием «Атлас волн», основная задача которого – мониторинг поверхности океана, составление всемирного атласа блуждающих волн и статистическая обработка полученных данных.

После проведенных исследований некоторые специалисты стали утверждать, что волны-убийцы вполне могли стать причиной гибели крупных судов в зоне ужасающего треугольника и на всей территории Мирового океана.

По одной из версий, возможной причиной появления в открытом море так называемых кораблей-призраков (т. е. покинутых экипажем кораблей) является инфразвук, генерирующийся на воде при определенных условиях.


Существуют природные и техногенные источники инфразвука.

К природным относят:

  • землетрясения,
  • ураганы,
  • бури,
  • удары молнии.

А к техногенным причисляют работу различного оборудования:

  • тяжелых станков,
  • вентиляторов,
  • турбин,
  • реактивных и судовых двигателей и т. д.

Инфразвук угнетающе действует на нервную систему, способен навредить органам эндокринной системы и внутренним органам живого существа. Согласно данным исследований, инфразвуковые волны вызывают сухость во рту, головокружение, кашель, удушье, звон в ушах и иные признаки сбоев в организме.

Многие ученые убеждены, что под воздействием инфразвука экипаж, поддавшись панике, может покидать судно, которому не угрожает физическая опасность.

3. Человеческий фактор

Сбиться с курса в районе Бермудского треугольника довольно просто, особенно если учесть быстрые течения, часто меняющуюся погоду и огромное количество рассыпанных по всему району островов, похожих друг на друга как братья-близнецы.


В исчезновении «Эвенджеров», например, многие винят лейтенанта Тейлора: заблудившись, он ошибочно определил, что звено пролетает над островами Флорида-Кис, поэтому в центре ему посоветовали придерживаться курса на север, ориентируясь по солнцу.

Но вполне возможно, «Эвенджеры» находились намного восточнее островов Кис и поэтому, двигаясь на север, какое-то время они летели параллельно берегу. Решение лететь на запад было принято Тейлором слишком поздно: запасы топлива подошли к концу, и подкрадывалось темное время суток. «Пятерка» вынуждена была приводниться, а море в тот вечер было крайне беспокойным.

4. Несовершенство техники

Предположительно, многие происшествия в Бермудском треугольнике связаны с несовершенством судов и самолетов.

К примеру, таинственное исчезновение «Мартина Маринера» обычно объясняется следующим: пары топлива у этого типа самолетов проникали в кабину, и достаточно было просто зажечь спичку, чтобы произошел взрыв; поговаривают, что пилоты этих самолетов между собой называли их «летающими цистернами».


Одна из гипотез, объясняющих исчезновения в «треугольнике смерти» – образование в глубинах океана наполненных гидратом метана пузырей; «дозревший» пузырь поднимается на поверхность воды, и, лопаясь, образует воронку, в которую затягивается корабль.

Поднявшийся в воздух метан также может способствовать крушению самолетов: его взаимодействие с горячим двигателем приводит к взрыву.

6. Комета на дне океана


По этой гипотезе 11 тысяч лет назад в месте, которое сейчас называют Бермудским треугольником, на дно океана упала комета. По мнению некоторых специалистов, электромагнитные свойства этого небесного тела способны искажать данные навигационных приборов и даже выводить из строя двигатели воздушного судна.


На протяжении многих веков пираты наводили ужас на пересекающих Атлантический океан моряков. Этой теорией можно объяснить многие таинственные происшествия в зоне Бермудского треугольника, но только не исчезновение самолетов.


В 70-х годах прошлого столетия летчик Брюс Жернон из Флориды, пролетая над Бермудским треугольником, попал в странное быстро растущее облако, постепенно трансформирующееся в туннель.

По словам летчика, ему пришлось влететь внутрь туннеля, который вращался против часовой стрелки. Спустя несколько минут самолет, «вынырнув» из облака, оказался в районе Майами. Примечательно, что полет при этом занял на 28 минут меньше времени, чем обычно.

9. Сбои в работе компаса


В зоне Бермудского треугольника стрелка компаса указывает не на магнитный север планеты, а на истинный (географический), поэтому корабли могут, даже не подозревая об этом, начать движение в неверном направлении. Но обычно разница в работе компаса учитывается моряками при прокладке курса в этом районе.


Сталкивающиеся друг с другом теплые и холодные воздушные массы, быстрое течение Гольфстрима, тропические циклоны летом и внезапные штормы зимой – все это создает непростые условия для перемещения воздушных и морских судов.

Бермудский треугольник: неразрешимый феномен или великая мистификация?

Споры между сторонниками существования аномальных явлений в зоне Бермудского треугольника и скептиками не утихают уже в течение многих лет. Некоторые из произошедших там событий и по сей день остаются загадкой без разгадки, но большинство из них все же либо поддается логическому объяснению, либо является вымыслом.

Фантасты и мистификаторы (к ним можно отнести некоторых писателей, а также журналистов) любят приукрашать и видоизменять информацию: путаются даты, места, названия кораблей, сознательно замалчиваются любые факты, которые могли бы легко объяснить трагедии в Бермудском треугольнике. Был случай, когда в СМИ появилась информация об одном исчезнувшем судне, которое на самом деле никуда не пропадало, а спокойно бороздило просторы Атлантического океана.

Мы же, обычные люди с присущим нам любопытством, имеем одну слабость: любовь ко всяким загадочным, наводящим ужас историям. Наверное, именно поэтому нам так нравится верить в то, что Бермудский треугольник скрывает в себе нечто таинственное, фантастическое.

Ученые утверждают - тайна Бермудского треугольника скоро будет раскрыта.

В зловещей аномальной зоне в Атлантическом океане по необъяснимым причинам бесследно пропадают самолеты и корабли вместе с пассажирами. Ни одного обломка от исчезнувших судов найти не удалось.

Бермудский треугольник начал испускать странные сигналы в виде гамма-лучей. Источник сигнала явно находится на океанском дне. А мощность вспышек такова, что их фиксируют даже американские радиолюбители.

В природе источников гамма-излучения нет. Породить его способны лишь гигантские объекты в космосе – нейтронные звезды, или пульсары. А искусственно получить такие импульсы на Земле можно только в ходе ядерного взрыва. Но кто или что посылает их из глубины? Периодичность гамма-вспышек непредсказуема. Хотя удалось установить направление сигнала - это звезда Сириус в созвездии Большого пса.

Само название этого места было придумано американским писателем Винсентом Гаддисом - автором книги о морских тайнах. Этот район Атлантического океана, расположенный между Бермудскими островами, Пуэрто-Рико и Флоридой с древних времен имел дурную славу.

Брюн Гернон – единственный летчик, которому удалось выжить после странных событий в Бермудском треугольнике. Его история поразительна. В декабре 1970 года он вместе с отцом и приятелем вылетел с Багамских островов и взял курс на Майями-Бич, штат Флорида, США. Вскоре после набора высоты Брюс Гернон заметил прямо по курсу странное облако полукруглой формы.

Самолет оказался внутри облака. Внезапно резко потемнело, и лишь вокруг сверкали странные зарницы. Это было не похоже на огни Святого Эльма – статическое электричество, о котором знают моряки и летчики.

Брюс Гернон увидел в облачной мгле просвет в виде туннеля и направил машину туда, где виднелось голубое небо. Туннель начал закрываться, но самолет успел прорваться. И тут началось нечто невообразимое.

"Когда я влетел в этот туннель вокруг меня сразу стали образовываться странные линии, которые крутились против часовой стрелки. Мне пришлось сконцентрироваться на выходе из туннеля, потому что я волновался, что могу перепутать стороны входа и выхода из туннеля. И в этот момент что-то странное стало происходить с самим самолетом, потому что, чтобы я долетел до выхода из туннеля, это должно было занять у меня около 3 минут, а я долетел примерно за 20 секунд ", - вспоминал потом летчик.

Но радоваться было рано. В конце туннеля оказалось не голубое небо, а белесая мгла. Гернон и его пассажиры ощутили чувство, похожее на невесомость. Все навигационные приборы вышли из строя. Стрелка компаса металась во все стороны. Но пилоту чудом удалось связаться с землей. Гернон попросил уточнить его координаты. Но наземная служба сообщила, что вообще не видит его на экране радара.

Только когда туман немного рассеялся, диспетчер обнаружил Гернона. И это снова было невероятно. Оказалось, что они не в середине пути, а уже почти у цели. Полет, который должен был длиться не меньше 75 минут, занял всего 47.

Считается, что причиной аномально быстрого перемещения в пространстве могут стать крупномасштабные вихревые образования. В Атлантике такие вихри производит Гольфстрим. Космические снимки часто фиксируют образование в Гольфстриме мощных циркуляционных течений в виде водоворотов. Эти водяные вихри, в свою очередь, создают потоки сильно разреженного воздуха, которые распространяются из центра водоворота вертикально вверх подобно лучу света. Такие циклоны создают опасность не только под водой, но и в воздухе, достигая высоты в 12 километров. Сторонники гипотезы астрофизика Николая Козырева считают, что подобного рода вихревые образования могут оказывать влияние на ход времени.

Такие вихри могут не только изменять массу кораблей и самолетов, но и создавать искажения во времени. И действительно, в Бермудской аномалии не раз происходили загадочные перемещения, и все они по описаниям очевидцев сопровождались странным белым туманом.

Существуют записи известного мореплавателя Христофора Колумба о зоне Бермудского треугольника. Проплывая через Саргассово море, он наблюдал загадочные явления, из-за которых периодически весь экипаж впадал в панику. В дневнике Колумба встречаются упоминания о постоянных сбоях компаса, внезапно возникающих огненных взрывах на поверхности океана и о ярком белом свете, идущем прямо со дна моря.

4 марта 1918 года от острова Барбадос отошел, направляясь в порт Норфолк, углевоз «Циклоп» водоизмещением 19 600 тонн, на борту которого было 309 человек и груз марганцевой руды. Войдя в воды Бермудского треугольника, это 540-футовое судно, одно из самых больших в составе военно-морского флота США, пропало, не оставив никаких следов и не подав даже сигнала «SOS».

Но мировую известность Бермудский Треугольник обрел после таинственного исчезновения звена 19.

5 декабря 1945 года звено 19 из пяти торпедоносцев «Эвенджер» во главе с лейтенантом Чарльзом Тейлором поднялось в воздух с авиабазы ВМС США в Форт-Лодердейле. В 14 часов 10 минут самолеты берут курс на восток, имея на борту горючего на пять с половиной часов. Но через два часа связь с торпедоносцами была потеряна. Перед этим командир звена, Чарлз Тэйлор успел сообщил о том, что самолет сбился с курса и вокруг него происходят необычные вещи.

С этого момента все, что происходило со звеном 19, покрыто зловещей тайной. Пилоты сообщали, что системы навигации вышли из строя, звено потеряло ориентацию в пространстве. Однако самым загадочным моментом в истории звена 19 остается принятый сигнал через два часа после того, как у «Эвенджеров», по расчетам специалистов, должно было закончиться горючее.

Но и на этом таинственные происшествия со звеном 19 не закончились. Один радиолюбитель, слушавший эфир «Эвенджеров» утверждал, что последними словами командира были следующие: "Не следуйте за мной... Они выглядят как выходцы из Вселенной... ".

Поисковые группы шесть дней безрезультатно прочесывали воды Бермудского треугольника. Только спустя 50 лет после исчезновения звена 19, были обнаружены 5 "Эвенджеров", лежавших строем на глубине 250 метров неподалеку от Форта Лодердейл.

Газеты пестрели заголовками «Разгадана тайна Бермудского треугольника». При помощи подводного робота удалось рассмотреть номера самолетов и оказалось, что они принадлежат другому, неизвестному звену.

Загадочная гибель звена 19 была самой известной, но далеко не единственной. Ежегодно береговая охрана США сообщает о нескольких пропавших кораблях в зоне Бермудского треугольника. 2-3 самолета каждый год бесследно исчезают над Проклятым морем. Ученые объясняют этот феномен повышенным судоходством и пересечением воздушных путей в данном районе Атлантики.

Но если большинство катастроф можно объяснить коварством морской стихии, штормами, ураганами. То случаи, происходящие в аномальном треугольнике, представляют неразрешимую загадку для ученых.

Летом 1969 года в районе Бермудского треугольника за одиннадцать дней было обнаружено пять яхт без экипажей. Все случаи произошли в ясную погоду и без видимых причин. Десятки людей исчезли бесследно. Одной из найденных лодок была яхта «Тинмут Электрон», принадлежащая Дональду Кроухерсту, который участвовал в кругосветной гонке. Он лидировал и имел шанс выиграть 5000 фунтов, никаких причин для самоубийства у успешного яхтсмена не было. Однако в вахтенном журнале нашли его запись: «Так продолжать дальше не могу».

Ученые высказывают мнение, что поломки техники в Бермудском треугольнике вызваны сильнейшими всплесками геомагнитной активности. Теоретически известно, что сильное электромагнитное возмущение в определенных условиях может вызывать искривление пространства и времени.

Доктор медицинских наук профессор Борис Островский опубликовал тщательно проработанную теорию объяснения аномалий Бермудского треугольника. По мнению ученого, все загадки в этом районе можно объяснить тектоническими процессами. Перед подводным землетрясением возникает инфразвуковая волна.

Животные слышат инфразвук и потому покидают опасные районы. А вот для человеческого уха эти звуковые колебания недоступны. Но это не означает, что они безвредны. Инфразвук воздействует на психику - порождает чувство страха и паники. Во время подводных землетрясений, когда вибрирует гигантская масса воды на громадном пространстве, колебания передаются в атмосферу, доходят до ионосферы и отражаются между ионосферой и поверхностью океана. Самолеты в таких условиях теряют ориентацию.

Есть мнение, что в результате электромагнитного воздействия меняется еще и структура металла самолетов и кораблей. Возможно, в этом тоже следует искать причины катастроф.

Поразительно, но эта теория, кажется, может объяснить многовековую тайну корабля «Мария Целеста». 5 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара была обнаружена бригантина «Мария Целеста». Ни одного человека - ни живого, ни мертвого, на борту не было. Последняя запись в судовом журнале была сделана за 10 дней до того, как судно нашли. Она гласила, что корабль следует по намеченному маршруту. Тщательное расследование так и не объяснило исчезновение команды. Судно вышло из порта Стейтен-Айленд, Нью-Йорк в итальянскую Геную за четыре недели до того, как было найдено. На борту была команда в 7 человек, помимо капитана и его семьи. Капитан 37-летний Бенджамин Бриггс вероятно считал, что плавание будет легким, поскольку взял с собой жену и двухлетнюю дочь.

Когда судно обнаружили, оно производило странное впечатление. Между переборками и палубами была вода, в трюме её уровень достигал около метра. Крышки почти всех люков оказались аккуратно сняты, только у одного - носового - были сорваны с петель и валялись на палубе. В остальном корабль казался неповреждённым. При этом было понятно, что он не попадал в сильный шторм.

Спасательная шлюпка была не сорвана, а аккуратно спущена на воду. Дальнейшая судьба экипажа и семьи капитана покрыта тайной.

В районе Бермудского треугольника очень часты опаснейшие тропические циклоны, скорость ветра в которых может превышать 80 метров в секунду. Самые разрушительные ураганы возникают на пути к Флориде.

Морские смерчи поднимают и всасывают в себя воду, превращаясь в огромные водяные столбы. Передвигаются они стремительно и зигзагообразно. Для небольших судов встреча с морским торнадо означает верную гибель. Кроме того, таким природным аномалиям под силу нарушить радиосвязь, что объясняет отсутствие сигнала SOS от гибнущих кораблей.

За всю историю исследований Бермудского треугольника были выдвинуты сотни гипотез, написаны десятки книг и проведено множество научных экспериментов, однако загадка этой аномальной зоны остается неразгаданной. А корабли и самолеты по-прежнему пропадают с радаров. Ведь Бермудский треугольник живет по своим зловещим законам.

Наверное, нет на свете человека, который бы хоть раз в жизни не слышал страшных историй о Бермудском треугольнике. Далеко не все представляют, где это находится на самом деле, но знают точно, что это гиблое место, которое мореплавателям и воздухоплавателям следует «обходить десятой дорогой».

Для несведущих скажем, что, так называемый «Бермудский треугольник» находится в Атлантическом океане у берегов Северной Америки. Свое название объект получил по названию Бермудских островов, которые лежат неподалеку. Вторая часть названия связана с геометрической формой аномальной области, представляющей треугольник, условные линии которого соединяют Бермудские острова, Пуэрто-Рико, Флориду и вновь Бермуды, очерчивая обширный район Атлантики, который и принято называть Бермудским треугольником.

Современная наука пытается выяснить причину столь загадочных многочисленных исчезновений в этом районе кораблей и самолетов.

Первым из наших современников, кто успешно пересек Бермудский треугольник, был Христофор Колумб в далеком 1492 году. Великий путешественник неожиданно увидел ясной осенней ночью в океане «некое свечение, подобное яркому фонарю, который то поднимают, то опускают…». Колумб подумал, что это отсвечивает земля. Но его каравелла «Санта Мария» в тот момент находилась на расстоянии более 30 морских миль от берегов Нового Света, что было впоследствии подтверждено экспериментально.

Надо сказать, что в некоторых случаях интерес к этому загадочному региону подогревается искусственно. Но что является правдой, а что вымыслом остается только догадываться. А вот исследователь из США Лоуренс Д. Куше провел огромную работу, по крупицам собирая и классифицируя случаи пропажи судов и самолетов в Бермудском треугольнике. Таких фактов великое множество. Вот некоторые, наиболее загадочные:

1918 год - пароход «Циклоп», следовавший по маршруту Барбадос-Балтимор с 309 человеками на борту бесследно исчез, даже не передав в эфир сигнал бедствия.

1921 год - шхуна «Кэррол А. Диринг» обнаружена с поднятыми парусами у отмели Даймонд. На шхуне не было ни одного человека, а на камбузе была приготовлена еда, как будто команда только собиралась пообедать.

1925 год - японское судно «Райфукумару» в безветренную ясную погоду передает в эфир сообщение «Скорее на помощь, это словно удар кинжалом!», после чего бесследно исчезает.

1931 год - пропало норвежское судно «Ставенгер» с 43 моряками на борту.

1935 год - в эфире прошло сообщение, что судно «Ла Дахама» затонуло, после этого через несколько дней оно было обнаружено в Бермудском треугольнике без единого члена экипажа на борту.

1945 год - 5 декабря бесследно исчезли в Бермудском треугольнике несколько самолетов-торпедоносцев поднявшихся с военно-морской базы Форт-Лодердейл, для короткого патрульного полета.

1948 год - незадолго до завершения полета экипаж самолета британской авиакомпании «Стар Тайгер», следовавший по маршруту Азорские острова - Бермуды, передал в эфир, что у них все в порядке, после этого их больше никто не видел и не слышал.

1953 год - подает сигнал бедствия экипаж военно-транспортного самолета «Йорк», летевший на Ямайку. Найти машину и людей так и не удалось.

1962 год - исчез самолет-бензозаправщик КВ-50 с экипажем из девяти человек, летевший на Азорские острова.

1965 год - пропал военно-транспортный самолет С-119, совершавший рядовой полет с авиабазы Хомстед на остров Гранд-Терк.

1984 год - во время парусной регаты исчезла шхуна «Маркес», но к счастью, удалось обнаружить выжившего моряка с этой шхуны, который поведал, что при полном штиле на судно налетел вдруг откуда взявшийся вихрь. Вода мгновенно превратилась в сплошную белую, словно молоко, пену. И меньше чем за минуту корабль с экипажем буквально поглотила морская бездна.

Как правило, большинство бедствий в Бермудском треугольнике происходит в ясную и тихую погоду. Причем всегда неожиданно, что люди оказывались полностью не готовы к такому повороту событий, не успевая даже подать сигнал SOS.

У многих простых людей Бермудский треугольник ассоциируется с чем-то загадочным и непостижимым, от нашествия инопланетян, которые забирают людей на исследования, до «чудачеств» жителей Атлантиды, которая якобы опустилась на морское дно с древними людьми, которые адаптировались к столь необычным условиям существования.

А вот российский академик Эрик Галимов выдвинул вполне правдоподобную научную версию происходящего, которая в значительной степени объясняет все загадки Бермудского треугольника. Оказывается, что в этом районе на морском дне находится большая впадина, достигающая 2 км в глубину. В этой впадине сложились благоприятные условия для газогидратных залежей, которые содержат очень большое количество метана в твердом состоянии. При незначительном изменении температуры или давления метан в газовых гидратах мгновенно переходит из твердого состояния в газообразное, мгновенно прорываясь на поверхность океана сквозь толщу воды и выбрасывается в атмосферу, что и приводит к загадочным аномалиям.

Вода вспенивается, становится похожей на кипящее молоко, при этом плавучесть судов резко снижается. Бесчисленно множество газовых пузырей, вырываясь в атмосферу, вибрирует на чистоте инфразвука, который вызывает у людей чувство паники и безотчетного страха. Возможно, что в такие минуты экипажи панически бросали суда. Происходит некое коллективное помешательство. Люди буквально кожей чувствуют опасность, но не понимают, где и в чем она.

Трение миллиардов газовых пузырей о воду действует на магнитное поле, меняет его, что вызывает сбои в работе навигационных приборов самолетов и кораблей, стрелки компаса начинают хаотично метаться. Возникает инфрастатическое поле, которое искажает естественное магнитное поле. В столь экстремальных условиях могут сбиться с курса даже опытные морские навигаторы и пилоты летательных аппаратов.

Так ли это на самом деле и будет ли когда-либо действительно разгадана тайна Бермудского треугольника, покажет время.

Про этот райьн Атлантического океана бывалые моряки говорят: "Гиблый, проклятый район. Лучше не ходить туда". Но ходить приходится, потому что он лежит в бойком месте, у берегов Северной Америки. По соседству — полуостров Флорида, Куба и Бермудские острова. Острова-то эти и дали ему название: Бермудский треугольник.

Конечно, в океане никакого такого треугольника не увидишь. Даже если смотреть с большой высоты. Его можно начертить лишь на карте или представить в уме. Но все мореходы и летчики хорошо знают границы этого "дьявольского" треугольника и рассказывают о нем страшные истории. Да вот одна из них.

Произошла она давно, еще в начале 1945 года. В тот роковой день пятерка американских самолетов-торпедоносцев совершала учебный полет. Командовал звеном опытный пилот, лейтенант Чарлз Тейлор. Выполнив задание, самолеты уже возвращались домой. Когда они находились в районе Бермудского треугольника, на базе услыхали растерянный голос командира: "Мы сбились с курса... Не знаем, куда лететь". Радисты базы вспоминали потом, что последние слова, которые им удалось услышать, были вообще странными и непонятными: "Они похожи на нас... Это какие-то пришельцы из космоса... Мы погибаем".

Больше вестей с самолетов не поступало. Все пять торпедоносцев и все их летчики бесследно исчезли.

На поиски пропавших тотчас же вылетела летающая лодка. Однако исчезла и она. Тогда было решено отправить на помощь не один, не два, а более трехсот самолетов и свыше двух десятков военных кораблей. Эта армада обследовала огромный1 район океана, но так и вернулась ни с чем. Только спустя более сорока лет на морском дне, именно там, в треугольнике, водолазы обнаружили обломки пропавших самолетов. Летчиков, или хотя бы их останков, так и не нашли.

А катастрофы в тех местах, между тем, продолжались. Однажды, осенью 1971 года, английские моряки заметили парусник, странно рыскавший, будто никем не управляемый. Заподозрив неладное, англичане подошли к судну, окликнули людей. Не получив ответа, забрались на борт парусника. Оказалось, что он и в самом деле пуст. По всем признакам, команда в панике покинула корабль, бросив все, даже деньги.

И такие блуждающие, безлюдные корабли встречались в этом заколдованном месте не раз. Никто так и не мог объяснить, что же произошло, что напугало и погубило моряков, а рассказать было уже некому. Случаев же, когда в Бермудском треугольнике на кораблях и самолетах пропадала радиосвязь, когда переставали действовать приборы — просто не счесть. Замечалось еще, что для попавших в район треугольника время как бы начинало идти медленнее, а то и вовсе останавливалось.

Когда расспрашивали тех, кто побывал там, то слышали удивительные вещи. Например, летчики одного пассажирского самолета рассказывали, что поверхность океана вдруг вздыбилась. И лишь когда самолет удалился, океан снова успокоился. Видели там водяные горы и космонавты из космоса.

ыКаких только предположений не высказывалось, чтобы объяснить зловредность и странности тех мест. Одни говорили, что виноваты таинственные шаровые молнии. Другие обвииняли во всем неведомых морских чудовищ. Третьи видели причину во внезапных всплесках земного притяжения. Четвертые считали, что это — козни каких-то разумных существ, обитающих под водой или прилетевших с других планет.

Предположений много, а точного, определенного ответа нет до сих пор. Известно только, что подобные погибельные места есть и в других краях нашей планеты. Одно из них находится на востоке, у побережья Китая. Его называют Морем дьявола. И не случайно. За несколько веков там исчезли сотни кораблей, больших и малых. Исчезли вместе с людьми.

Ученые раскрыли многие тайны природы, нередко глубоко, как говорится, за семью печатями скрытые. Наверное, придет время, раскроют они и эту тайну — тайну Бермудского треугольника.

Дежурный капитан Геннадий Черненко