В чем ценность любви. Любовь как ценность и смысл. Любовь как высшая нравственная ценность



Введение

1. Любовь как высшая ценность

1.1 Виды любви

1.3 Теории любви

1.4 Нравственный смысл любви

2. Смысл жизни

Заключение

Список литературы


Введение

Любовь - самое, наверное, загадочное и самое двойственное из человеческих чувств. Почему вдруг начинаешь ощущать острую тягу к другому человеку? Почему именно этого человека ты хочешь видеть, должен видеть, не можешь не видеть? И почему он для других - он не главный из всех магнитов, а так - что-то полузаметное?

Ответить на это можно, пожалуй, только приблизительно, сравнением.

Целью данной контрольной работы является: понять нравственный смысл любви и смысла жизни, используя различные источники, в том числе и философские.

1 Любовь как высшая ценность

Любовь одна из самых возвышенных чувств, общих всему человечеству. У всех народов во все времена она воспевалась в литературе, обожествлялась в мифологии, героизировалась в эпосе, драматизировалась в трагедии. Тема любви рассматривалась философами всех эпох.

Философия и этика любви начала складываться в глубокой древности, Любовь принадлежит к самым сложным и многогранным человеческим отношения.

1.1 Виды любви

Любовь - это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и постоянных контактах с ним.

Нравственные основы такой привязанности различаются в зависимости от объекта, на который она направлена. Любовь - это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и постоянных контактах с ним. Нравственные основы такой привязанности различаются в зависимости от объекта, на который она направлена.

Можно рассматривать любовь как:

­ любовь ко всему миру, всем людям, способность к милосердию (гуманизм);

­ любовь к Богу является проявлением трансцендентного начала;

­ любовь к отечеству, народу лежит в основе мировоззрения и проявляется как глубокое патриотическое чувство;

­ любовь к родителям, детям и внукам - одно из проявлений этого чувства, которое часто становиться смыслом жизни человек;

­ любовь к своему делу, увлеченность своей профессией как всепоглощающая страсть.

Но, разумеется, больше всего умы людей занимает чувство любви женщины и мужчины. В широком смысле слова любовь - это чувство, которое выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче.

1.2 Версии возникновения любви

Люди до сих пор размышляют о том, как она возникла любовь: вынес ли ее человек из животного царства, из пещерной жизни или она возникла позднее и является продуктом истории. Есть несколько подходов к вопросу том, когда возникла любовь на земле.

По одной версии, феномен любви появился примерно пять тысяч лет назад. Жена египетского бога Осириса богиня Изида, которая воскресила своей любовью усопшего мужа, считается родоначальницей всех любящих. С тех пор любовь прочно заняла свое место в жизни человечества, его культуре и быте.

Другая версия основана на том, что в древности любви не было. Пещерные люди жили групповым браком, не знали никакой любви. Как пишет Шопенгауэр в «Метафизике половой любви»: «……в индивидуальном познании сказывается как половой инстинкт вообще, без сосредоточения на каком-нибудь определенном индивидууме другого пола…»

Некоторые считают, что во времена античности не было любви, а только телесный эрос, половое влечение. Только с падением античности и периода варварства на волне христианства в обществе начинается духовный подъем. Развиваются философия и искусство, меняется образ жизни людей. Одним из показателей этих изменений становиться появление рыцарства, ставшего покровителем и носителем развивающейся культуры и особого культа любви. Любовь эта была по преимуществу духовной, Центр ее находился в душе. Однако вряд ли следует принимать эти версии. Многочисленные документальные источники свидетельствуют: любовь возникла, и становиться известной людям с глубокой древности.

1.3 Теории любви

Каждый народ, каждая нация по-своему понимали и оценивали и создавали свою философию любви, которая отражала: особенности национальной культуры, нравственных и этических идей, традиций и привычек, свойственных данной культуре. Европейская теория любви значительно отличается от восточной.

Восточный культ любви, который появился в Древней Индии, исходит из того, что любовь является одной из главных целей в жизни (наряду с богатством и познанием). Любовь у индусов была связана со миром человеческих чувств и знаний, Чувственность поднималась до уровня идеала, приобретая духовное содержание. Самый известный трактат о любви «Кама Сутра».

В арабских странах существовал культ телесной любви. У арабов в сказках «Тысячи и одной ночи» показано, что любовь - это праздник, пир всех человеческих ощущений.

Древние греки различали четыре вида любви:

1) восторженную влюбленность, телесную и духовную страсть, тягу к обладанию любимым человеком (эрос);

2) любовь - дружбу, более спокойное чувство; соединяло не только возлюбленных, но и друзей (филиа);

3) альтруистическую, духовную любовь, полную жертвенности и самоотречения, снисходительности и прощения, похожую на материнскую любовь. Это идеал гуманной любви к ближнему (агапе);

4) любовь-нежность, семейную любовь, полную внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности и подчеркивала плотское и душевное родство любящих (сторге).

В мифах Древней Греции говориться, что богиня любви Афродита в своей свите имела бога Эроса, который олицетворял начало и конец любви. У него были: стрела, которая рождала любовь, и стрела, которая гасили ее.

У Пифагора любовь - великий принцип мировой (космической) жизненной силы, физической связи.

Начиная с Сократа, Платона, Аристотеля появились теории духовной любви. Любовь - особое состояние человеческой души и человеческих отношений.

Так у Платона - чувство, которое соединяет тягу человека к прекрасному и чувство чего-то недостающего, стремление восполнить то, что у человека нет. В любви каждый находит свое, неповторимое другое Я, в соединении с которым обретается гармония. По Платону, особенности любви конкретного влюбленного обнаруживается не в том, что он чувствует, а в том, как он относиться к возлюбленному и какие ответные чувства вызывает.

В Средние века небесная любовь, любовь к Богу противопоставлялась земной любви.

Отвергались «плотские связи», но допускали чувственные отношения между супругами как условие продолжения рода.

В эпоху Возрождения была опоэтизирована человеческая чувственность. Трактуя, что любовь - это жажда вкусить наслаждение, от предмета желаний; считая, что любовь от природы присуща всем и посредством нее уравнивается глупый с мудрым и человек с животным.

В Новое время Декарт разделял любовь:

­ на любовь - привязанность, - это когда объект любви ценят меньше, чем себя;

­ любовь - дружбу, когда другого ценят наравне с собой;

­ и любовь - благоговение, когда объект любви ценят больше самого себя.

По Канту, мотивом нравственной деятельности является не любовь, а долг, говорил об обязанности делать добро другому, независимо от отношения другого к нему.

Достоевский утверждал, что в любви человек имеет возможность для самореализации, для проявления деятельного, заботливого отношения к людям. Он считал. Что любовь - это метафизическая основа нравственности. Вл. Соловьев (1853-1900) считал, смысл любви - в преодолении эгоизма, признания ценности другого, что любовь приводит к расцвету индивидуальной жизни. Любовь - это такое сосуществование двух личностей, когда недостатки одного будут восполнятся достоинством другого.

Соловьев различает три вида любви.

Во-первых, нисходящая любовь, которая больше дает, чем получает. Это родительская любовь, которая основана на жалости и сострадании; она включает в себя заботу сильных о слабых, старших о младших.

Во-вторых, восходящая любовь, которая больше получает, чем дает. Это любовь детей к родителям, в ее основе чувства благодарности и благоговения.

В-третьих, любовь, когда и то и другое уравновешено. Эмоциональной основой данного вида любви является полнота жизненной взаимности, которая достигается в половой любви; здесь жалость и благоговение соединяются с чувством стыда и создают новый духовный облик человека.

Соловьев указывает пять возможных путей развития любви:

а) ложный путь любви - «адский» - мучительная неразделенная страсть;

б) также ложный путь - «животный» - неразборчивое удовлетворение полового влечения;

в) истинный путь любви - брак;

г) четвертый путь любви - аскетизм, отказ от каких-либо отношений с любимым человеком;

д) высший - пятый путь - это Божественная любовь. когда решается главная задача любви - увековечить любимого, спасти его от смерти и тлена.

В XX веке исследование и анализ любви и всех ее проявлений продолжает психоанализ и антропологическая философия, а правоведы составили «Семейный кодекс», в котором обозначены права и обязанности супругов.

Но необходимо иметь в виду, что теоретический анализ, рационалистические подходы к феномену любви не в состоянии раскрыть сокровенный смысл любви, ее тайну и загадку.

Никто не может понять, почему этот человек любит именно эту женщину или этого мужчину.

1.4 Нравственный смысл любви

Любовь, связывающая мужчину и женщину, представляет собой сложный комплекс человеческих переживаний и включает чувственность, в основе которого лежит истинное биологическое начало, облагороженное нравственной культурой, эстетическим вкусом и психологическими установками личности. Любовь между мужчиной и женщиной как нравственное чувство основана на биологическом влечении, но не сводиться к нему. Любовь утверждает другого человека как уникальное существо, Человек принимает любимого таким, какой он есть, как абсолютную ценность, а иногда раскрывает его лучшие, не реализованные до сих пор возможности. В этом смысле любовь может означать: а) эротические или романтические (лирические) переживания, связанные с сексуальным влечением и сексуальными отношениями с другим человеком; б) особую душевную связь между любящими или супругами; в) привязанность и заботу по отношению к любимому и всему, что с ним связано.

Но человеку в любви необходимо не просто существо другого пола, а такое существо, которое обладает для него эстетической привлекательностью, интеллектуальной и эмоциональной психологической ценностью, общностью нравственных представлений.

Только в результате счастливого объединения всех названых компонентов возникает ощущение гармонии в отношениях, совместимости и родственности душ. Любовь приносит, светлую радость, делает жизнь человека приятной и красивой, рождает светлые мечты, окрыляет и возвышает.

Любовь - величайшая ценность. Любовь это состояние человека, это и право человека любить и быть любимым. Любовь проявляется как чувство невероятной внутренней необходимости в другом человеке. Любовь есть самая яркая эмоциональная потребность человека, и, по-видимому, она выражает тягу человека к совершенной жизни - жизни, которая должна строиться по законам красоты, добра, свободы, справедливости.

Вместе с тем любовь содержит и конкретные мотивы, Любят за отдельные черточки, красивые глазки, носики и т.д. Абстрактные и конкретные характеристики любви, вообще говоря, противоречат друг другу. В этом заключается ее трагизм. Дело в том, что в отношениях с любимым мысль, по-видимому, движется также, как и в обычном процессе познания. Любовь начинается с конкретных моментов, возгорается на основе совпадения каких-то отдельных черт любимого с предварительно сформированным и представленным в сознании или подсознании образом. Затем начинается выделение сущности другого человека, в абстрактном виде неизбежно сопровождающееся идеализацией этого человека. Если этот процесс одновременно сопровождается ответными эмоциональными реакциями, это приводит к усилению чувств и сближению отношений. В дальнейшем, по-видимому, начинается движение от абстрактного, к конкретному, мысль как бы начинает примерять сформулированный ею абстрактный образ к действительности. Это самая опасная стадия любви, за которой может последовать разочарование - тем более быстрое и сильное, чем более сильной была степень осуществления абстракции. При разном духовном развитии могут возникнуть взаимное непонимание, связанное с различными интеллектуальными запросами.

Психологи считают, что любовь живет и развивается по своим собственным особенным законам, которые включают как периоды бурных страстей, так и периоды умиротворенного блаженства, покоя. Затем наступает стадия привыкания и нередко спада, затухания эмоционального возбуждения. Поэтому чтобы не попасть в страшную ловушку, которую подготавливает любовь, следует обязательно стремиться к взаимному духовному развитию в любви.

1.5 Прагматический и метафизический смысл любви

Прагматический смысл любви, конечно, заключается в наслаждении другим. Метафизические элементы любви связаны с приукрашиванием другого, сосредоточением на нем или даже с его обожествлением.

Но здесь важно подчеркнуть, что прагматический смысл, как не парадоксально, теряется, если исчезают метафизические элементы. Полное устранение метафизического смысла устраняет данный феномен.

Как показали этнографические исследования, древние общества не знали феномена любви в упомянутом метафизическом смысле. Люди этого общества не понимали, как можно из-за любви страдать или тем более жертвовать жизнью. А вот, рыцарские времена - это период романтического культа любви, соединение любящих обязательно оттягивался, что приводило к напряжению эмоций и усилению страсти.

Сильные эмоции, сопровождающие любовь, Ибн-Сина пытался объяснить как болезнь и писывал методы психотерапевтического воздействия для излечения. А. Шопенгауэр утверждал, что любовь большая помеха в жизни. Он говорил: «….эта страсть доводит до сумасшедшего дома». В восточной традиции к сильным любовным эмоциям относились с осторожностью. Считая, что они способны вывести человека из равновесия, принеся тем самым вред здоровью и отвлечь от других важных дел.

Фейербах в описании любви использовал прагматические элементы любви. С его точки зрения, любящий заботиться о другом человеке просто из эгоистических соображений, так без счастья этого человека его собственное счастье будет не полным. Позиция Фейербаха предполагает определенную моральность, которая стоит перед его разумным эгоизмом. С точки зрения Фейербаха, заботясь об объекте любви из чисто прагматических соображений, тем не менее, объект этот должен быть одним и тем же. Это налагает определенные нравственные обязательства, вытекающие из необходимости учета слабостей друг друга, прощения взаимных недостатков, взаимной поддержки.

Прагматическая позиция опасна тем, что в ней основания любви оказываются сугубо эгоистичными. Если же эгоизм, личное счастье и, в конечном счете, - наслаждения составляют основу любви, возникает опасность вообще отвергнуть любовь как ненужное чувство, сохранив при этом другого лишь в качестве объекта собственного наслаждения. Из всего следует, что если прагматический момент любви не теряет ее метафизического смысла, то это возвышает человека в его личных достоинствах, за которые его можно и любить. Любовь является прорывом к другому человеку через массу препятствий. созданных жизнью. Необходимой посылкой любви является уважение человека как человека, видение в нем уникального духовного существа. Здесь метафизические и прагматические характеристики взаимодействуют в виде равных компонент, одна из которых усиливает другую лавинообразным порядком. Кажется, что чувство любви возрастает постоянно до тех пор, пока сама любовь не разрушиться совершенно.

2. Смысл жизни

В глубокой древности в сознании человека зародились вопросы, которые связаны с пониманием смысла своего бытия, определением места человека в жизни. Кто я? Зачем я? Кто мы? Зачем я живу? Чего я хочу от жизни? Каждый человек размышляет об этом, у каждого имеется своя шкала ценностей, здесь невозможно давать конкретные советы, ведь эти вопросы носят личностный, даже интимный характер, и поэтому в них человек должен определиться самостоятельно, искать свой вариант решения.

2.1 Основные концепции смысла жизни

Во всякой этической системе всегда имеется представления о смысле жизни. Смысл жизни у Сократа - в разумном содержании «искусства жить», у Платона понятие смысла жизни связано с идеей высшего блага. Смысл жизни в совершенной деятельности - у Аристотеля. В соблюдении заповедей и стремлении к божественному совершенству - у Иисуса Христа.

Весьма условно можно в истории этики выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: пессимистический, скептический, оптимистический. Пессимистический подход состоит в отрицании какого-то смысла жизни. Жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней, смерти. Пессимистический подход к смыслу жизни нередко приводит человека к роковому шагу - самоубийству. Причем экзальтированные романические натуры лишают себя жизни, чтобы что-то сделать «назло», доказать родителям, учителям, окружающим свое достоинство, свою правоту. Это жестокость и легкомыслие, прежде всего, по отношению к самому себе, по отношению к своей собственной уникальной и единственной реальной конкретной жизни.

Скептический подход к пониманию смысла жизни связан с наличием сомнения в смысле и значимости земного бытия.

Скептицизм выражается в чрезмерной осторожности, подозрительности ко всему необычному, своеобразному; в боязни поступка, в бездействии. В отсутствии какой бы то ни было активности.

Оптимистический подход к вопросу о смысле жизни выражается в признании жизни как наивысшей ценности и возможности ее реализации. Оптимизм в подходе к пониманию смысла жизни требует обратиться в первую очередь у самой жизни, сфере основных человеческих желаний и интересов. Смысл жизни - получать максимум наслаждений.


2.2 Смысл, осмысленность и цель жизни


По-видимому, наиболее оптимальным подходом к толкованию смысла жизни являются взгляды, согласно которым смысл человеческого существования заключается в любви.

Люди считают смыслом своей жизни любовь вообще и любовь мужчины и женщины в частности. Полагают, что эту точку зрения впервые наиболее полно сформулировал Л. Фейербах. Он считал, что все люди во все времена и во всех обстоятельствах имеют безусловное и обязательное право на счастье, но общество не в состоянии удовлетворить это право в равной мере для всех. Только в любви Фейербах видел единственное средство удовлетворения стремления каждого человека к счастью. Конечно, трудно переоценить значение любви в жизни человека. Тем не менее, философия и этика XIX века приходит к выводу, что любовь не может быть единственным смыслом жизни - при всей значимости любви как важнейшего элемента личной жизни человека. Современная философия, прежде всего психоанализ, позволяет прояснить некоторые социально-психологические механизмы формирования у индивида представления о смысле жизни. Философы считают, что стремление человека к поиску и реализации смысла жизни есть выражение особого рода ориентировочной потребности. Это врожденная тенденция. Она присуща всем людям и является основным двигателем поведения и развития личности. Потребность к поиску и реализации смысла жизни формируется под влиянием:

а) тех условий, в которых проходит изначальная активность ребенка: действия ребенка должны соответствовать не только конкретным практическим действиям, но и тем требованиям, которые предъявляют ребенку взрослые;

б) ожиданий самого индивида в отношении результатов своей деятельности, практического опыта;

в) требований и ожиданий окружения, группы;

г) личного стремления быть полезным другим;

д) требований личности к себе.

Человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки, а смысл требует своей реализации.

Смысл жизни человека задает система определенных высших ценностей. Это ценности: трансцендентные, социально-культурные и ценности личной жизни.

Трансцендентные ценности - это представления:

б) об абсолютных принципах, которые лежат в основе мировоздания;

в) о системе моральных абсолютов.

Трансцендентные ценности позволяют человеку осмыслить свою жизнь и смерть, придать смысл жизни, они объединяют людей в общество.

Социально-культурные ценности это:

а) политические идеалы;

б) история страны;

в) культура страны;

г) традиции, язык и др.

Человек может видеть смысл своей жизни в служении Родине, ее культуре.

Ценности личной жизни человека - это:

а) представление о здоровье, здоровом образе жизни;

б) ценности творчества, основным путем реализации которых является труд, а также сопутствующий ему успех, слава, престиж;

в) любовь и чувственность, семейная жизнь, дети.

Наличие смысла жизни - положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается:

­ наличием цели;

­ сознанием своей значимости в отношениях с другими людми;

­ принятием существующего миропорядка, признание его как блага;

­ осознанием своего места в мире, своего призвания.

Вместе с тем найти смысл еще не значит осуществить его. Человек до последнего своего вздоха так и не узнает, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни.

Различают смысл жизни и осмысленность.

Смысл предполагает объективную оценку, содержательный критерий.

Осмысленность - это субъективное отношение к своей жизни, осознание ее смысла.

Осознать смысла своей жизни - значит, найти «свое место под солнцем». С осознанием смысла тесно связано понятие цели. Цель - это определенный рубеж, а смысл жизни - не конечная цель, а генеральная линия, определяющая цели.

Заключение


В заключении следует отметить следующее. Вполне естественно существование различных точек зрения на проблемы любви и смысла жизни. Порой эти точки зрения взаимоисключающие. Но важно помнить о том, в этих вопросах нравственной жизни значительную роль играет роль вера в то, что все-таки любовь и смысл жизни существуют. Без этой веры (пусть даже слабой) человеческая жизнь станет слишком тягостной, обременительной.

Жизнь человека наполняется смыслом, становиться содержательной, достойной человека тогда, когда она полезна другим, когда человек с удовольствием и полной самоотдачей занимается своим делом, когда его существование проникнуто любовью, нравственным добром и справедливостью. Вслед за Н. Бердяевым можно воскликнуть: «Мы не знаем, в чем смысл нашей жизни. Но поиск этого смысла и составляет смысл жизни».

Список литературы


1. Голубева Г.А. Этика. Учебник/ Г.А. Голубева М.: Издательство «Экзамен» 2005 - 320с. (Серия учебник для вузов)

2. Разин А.В. Этика. Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Академический Проект 2004 - 624с. (Классический университетский учебник)

3. Попов Л.А. Этика. Курс лекций М.: Центр 1998.

4. Шопенгауэр А. Избранные произведения М.: Просвещение, 1993.- 479с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В широком смысле любовь - это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины.

Любовь - чувство целенаправленной привязанности к субъекту или объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними. Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может быть все, что угодно, в то время как дружба - это двусторонняя связь с другим человеком. Кроме того, дружеские отношения, несмотря на их индивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления, нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы и способы проявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется. Любовь постоянно развивается, меняя свою силу, направленность, формы существования. Но неверно считать, что любовь - это отношение только к конкретному человеку, к объекту любви. Если человек любит только одного, это установка расширенного эгоизма, любовь - это форма отношения к миру в целом.

Общие признаки любви: потребность в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно любить украшения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, что любишь или делать то, что любишь, наслаждаться близостью с объектом любви. Нельзя сказать, что любовь всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей стране. Но любая любовь имеет нравственную ценность в контексте поведения человека. Если из любви к шоколаду человек готов его украсть, то его любовь безнравственна и социально опасна.

Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: общую установку на любовь, т. е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой в возвышении личности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка - Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детям мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку;любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.

Индивидуальная половая любовь - межличностное единство с другим человеком. Однако можно ли любое межличностное единство назвать любовью? Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность любить, отдавая зависит от развития личности.

Древние греки различали четыре вида любви:

Эрос - восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, буйная тяга к обладанию любимым человеком. Это страсть больше для себя, в ней много эгоцентризма. Она «мужского типа», это скорее чувство пылкого юноши или молодого мужчины; она реже встречается у женщин.

Филиа - любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. В психологическом отношении она ближе всего к любви молодой девушки. У греков филиа соединяла не только возлюбленных, но и друзей.

Агапе - альтруистическая, духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, построенная на снисходительности и прощении, похожая на материнскую любовь. Это любовь не ради себя, а ради другого. У греков это не только любовное чувство, но и идеал гуманной любви к ближнему.

Стпорге - любовь-нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности к родным и подчеркивает плотское и душевное родство любящих. Этическая, нравственная природа любви глубоко раскрыта русским философом Вл. Соловьевым в трактате «Смысл любви». По Соловьеву, смысл человеческой любви есть «оправдание и спасение индивидуальности через жертвы эгоизма».

Любовь для Соловьева - не только субъективное переживание, но и активное вторжение в жизнь. Как дар речи состоит не в говорении самом по себе, а в передаче мысли через слово, так истинное назначение любви не в простом переживании чувства, а в том, что благодаря нему совершается преображение социальной и природной среды.

Соловьев видит у любви пять возможных путей развития –два ложных и три истинных. Первый ложный путь любви - «адский» - мучительная неразделенная страсть. Второй, тоже ложный – «животный» - неразборчивое удовлетворение полового влечения. Третий путь (первый истинный) - брак. Четвертый - аскетизм. Высший, пятый путь - это Божественная любовь, когда перед нами предстает не пол - «половина человека», а целый человек в соединении мужского и женского начал. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком»; именно здесь он решает главную задачу любви - увековечить любимое, спасти его от смерти и тлена. При этом суть, смысл любви определяется им через меру. Но, как и чем можно измерить любовь? Определить это очень сложно. Никто не смог сделать это так точно, как Блаженный Августин, сказавший: «Мера любви - это любовь без меры».

Любовь - величайшая ценность, свойство и право свободного человека… Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает особая эстетика любви - тяга человека к совершенной жизни, которая строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости. Любовь объединяет одного человека с другим, помогая ему преодолеть чувство изоляции и одиночества. В любви имеет место парадокс: «два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Э. Фромм).

Однако любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод; любовь - искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку самопожертвованию. Э. Фромм выделяет пять элементов любви: давание, забота, ответственность, уважение и знание.

Любовь как давание - это высочайшее проявление силы человека, способного отдавать, силы, рождающие ответную любовь - это способ самореализации, заключающийся в том, чтобы давать, а не брать.

Любовь как проявление заботы и интереса предполагает душевный отклик, изъявление многообразных чувств по отношению к любимому человеку. Она созидательна и плодотворна, она противостоит разрушению, конфликтности, вражде. Это форма продуктивной деятельности.

Любовь как ответственность есть ответ на выраженные или невыраженные потребности другого человеческого существа, состояние и готовность «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви ответственность касается, прежде всего, духовных потребностей другого человека.

Уважение в любви - это способность видеть и принимать человека таким, каков он есть, а не таким, каким он необходим мне в качестве средства для моих целей. Это готовность осознавать его уникальность и индивидуальность.

Но «уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание» (Э. Фромм). Знание - необходимый аспект любви, позволяющий проникнуть в суть, «тайну» любимого человека и реализовать все другие аспекты любви. Абсолютно полная, всеохватывающая любовь предполагает органическое единство всех этих аспектов.

Итак, любовь – это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение, и влечение, и относительно самостоятельное стремление, и потребность, и в этом качестве – высшая форма межличностного общения.

Введение

О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Любовь как высшее человеческое чувство - это часть жизни любого из нас.

Ван Гог говорил: «Я - человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви... иначе я замерзну и превращусь в камень». Так говорил великий художник о любви к женщине.

Любовь как нравственное чувство позволяет развить вкус к жизни, научится замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания личности: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

Осознание любви как нравственного чувства позволяет развить такие чувства у человека как уважение, жалость к близкому, бескорыстие в поступках. Все эти качества просто необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Таким образом, актуальность исследования любви как нравственного чувства обусловлена потребностью и запросами реальной жизни и практики в сфере психологии личности.

Цель работы: исследование любви как нравственного чувства.

1. Изучение любви как высшей нравственной ценности.

2. Рассмотреть виды и разновидности любви.

3. Выявить возрастно-психологические особенности любви в юношеских взаимоотношениях.

Любовь как высшая нравственная ценность

Любовь -- исключительно сложный объект для психологического анализа. О любви сказано очень много -- частотные словари современных языков свидетельствуют, что это одно из самых употребительных слов. При этом, как отмечают Дж. Каннингем и Дж. Антил, “все сказанное верно хотя бы для кого-нибудь”. Кроме того, любовь еще меньше, чем какой-либо другой аспект реальности, может быть с достаточной полнотой описана в рамках какой-либо одной науки, ее познание требует междисциплинарного исследования, включающего в себя данные и приемы не только психологии, но и социологии, биологии, этнографии, истории, искусствоведения и многих других дисциплин .

Если опросить людей, какие чувства, имеющиеся у них, они могут назвать, то в первую очередь будет названо чувство любви. Философы, психологи, физиологи посвятили ей много страниц в своих работах. Уже в Древней Греции была разработана типология любви: эрос - стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность; филия - любовь-дружба, приязнь одного человека к другому; сторге - привязанность, особенно семейная; агапе - жертвенная любовь, любовь к ближнему.

Для женщин более характерны сторгические, прагматические и маниакальные проявления любви, а молодым мужчинам более свойственна эротическая и особенно людическая любовь.

В древних философских учениях любовь выступает как космическая сила, подобная силе тяготения. Она строящая, сплачивающая, движущая энергия мироздания. Даже движение планет приписывалось любви (спустя несколько столетий Данте писал по этому поводу: «Любовь, что движет солнце и светила»). Было создано учение о всемирной «симпатии» вещей и природных сил. Этот взгляд существовал вплоть до времен Гете.

Другая линия разрабатывалась Платоном. В диалоге «Пир» он истолковал любовь как чувственную влюбленность и эстетический восторг перед прекрасным телом (отсюда - платоническая любовь) - с одной стороны (это низшая ступень лестницы духовного восхождения по Платону), и как абсолютное благо и абсолютная красота-с другой стороны (это высшая ступень лестницы духовного восхождения человека).

Одно из основательных рассмотрений аффекта любви можно найти у голландского философа-материалиста XVII века Б. Спинозы. Согласно его представлениям, любовь к кому-либо возникает вследствие того, что человек, совершивший добрый поступок, доставляет другому удовольствие. Таким образом, любовь у Спинозы - это не обязательно сильное чувство, а просто положительное отношение к другому, благожелательность. Он показал зависимость эмоций любящего от эмоций любимого человека: «Кто воображает, что предмет его любви получил удовольствие или неудовольствие, тот и сам также будет чувствовать удовольствие или неудовольствие, и каждый из этих аффектов будет в любящем тем больше или меньше, чем больше или меньше он в любимом предмете» .

Любовь порождает желание иметь и сохранять предмет своей любви, доставлять ему всякого рода удовольствие и отрицать все то, что причиняет ему неудовольствие. В свою очередь у любимого возникает ответное эмоциональное отношение: «Если кто воображает, что его кто-либо любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод... то и он со своей стороны будет любить его. Если он будет думать, что подал справедливый повод для любви, то будет гордиться...» .

Тема любви нашла отражение и в трудах английского философа XVIII века Д. Юма. Он также рассматривал любовь как положительное отношение к человеку, вызываемое его добродетельностью, знаниями, остроумием и прочими достоинствами, но в отличие от Б. Спинозы, считал, что причиной любви является не человек, доставляющий нам удовольствие, а сам его поступок .

Пессимистическая философия XIX века, ярким представителем которой является А. Шопенгауэр, стремилась разоблачить любовь. Так, Шопенгауэр утверждал, что любовь между полами есть обман, иллюзия, при помощи которой иррациональная мировая воля заставляет обманутых индивидов быть слепыми орудиями продолжения рода.

На рубеже XIX--XX веков 3. Фрейд попытался перевернуть платоновскую доктрину эротической любви. Признавая в ней, как и Платон, единую причину соединения половой страсти с духовной жизнью человека, это одухотворение эроса он принимал не за конечную цель, а как обман, переряживание подавляемого полового влечения, названного им либидо.

Э. Фромм пишет, что «вряд ли какое-нибудь слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово "любовь". Его используют для обозначения почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью и отвращением. Оно включает все: от любви к мороженному до любви к симфонии, от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Люди чувствуют себя любящими, если они "увлечены" кем-то. Они также называют любовью свою зависимость и свое собственничество. Они в самом деле считают, что нет ничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера. Но вопреки всей этой путанице и принятию желаемого за должное, любовь представляет собой весьма специфическое чувство; и хотя каждое человеческое существо обладает способностью любить, осуществление ее - одна их труднейших задач. Подлинная любовь коренится в плодотворности, и поэтому собственно может быть названа "плодотворной любовью". Сущность ее одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами... Это - забота, ответственность, уважение и знание» .

Забота и ответственность означают, что любовь - это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то «захвативший».

Акцентирование внимания в любви на заботе и ответственности необходимы Э. Фромму для того, чтобы обосновать любовь ко всему человечеству и конкретно к каждому человеку, поскольку испытывать страсть ко всем или эмоции по поводу каждого человека нереально. Не случайно любовь к конкретному человеку, по Фромму, должна реализовываться через любовь к людям (человечеству). В противном случае, как он считает, любовь становится поверхностной и случайной, остается чем-то мелким .

Полностью соглашаясь с тем, что слово «любовь» в обыденном понимании подчас теряет конкретное содержание и что любовь - не аффект (если его понимать как эмоцию), трудно признать правоту Фромма относительно того, что любовь - это деятельность, проявляемая лишь в заботе, ответственности. Все это следствие любви, ее проявление, а не ее сущность. Сущностью же остается чувство, т. е. эмоционально-установочное отношение к кому-либо.

К. Изард пишет: «...Существует несколько разновидностей любви, однако меня не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в своей основе, нечто, благодаря чему каждая из них важна и значима для человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви...».

Очевидно, что быть привязанным ко всем людям невозможно, поэтому любовь - это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты - бессмысленным. С этой точки зрения «любовь» учителя к учащимся, врача к больным - это в большинстве случаев не более, чем декларируемая абстракция, отражающая проявление интереса, эмпатии, уважения личности, но не привязанности. Ведь привязанность - это чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому - или чему-нибудь .

Имеются и другие крайние взгляды на любовь. П. В. Симонов, правильно утверждая, что любовь - это не эмоция и что в зависимости от обстоятельств она порождает разные эмоции, без всяких серьезных оснований свел ее к потребности. «Любовь - это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями данного общества», - пишет он. Не относя любовь к чувствам, своим утверждением, что «любовь неправомерно относить к разряду эмоций», он дает основание полагать об исключении им этого чувства вообще из эмоциональной сферы человека. Конечно, в чувстве любви, особенно в ее острой стадии - влюбленности, присутствует влечение, которое является разновидностью потребности, но сводить любовь только к последней, значит сильно упростить этот феномен .

Выделяют активную и пассивную формы любви; в первом случае любят, а во втором - позволяют себя любить. Подразделяют кратковременную любовь - влюбленность и длительную - страстную любовь. Э. Фромм, К. Изард и другие говорят о любви родителей к своим детям (родительская, материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестрами (сиблинговая любовь), между мужчиной и женщиной (романтическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любовь к Богу. Говорят также о взаимной и неразделенной любви .

Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и в готовности удовлетворить их, а также при обострении переживания этого чувства (сентиментальности) - в нежности и ласке. Какие эмоциональные переживания сопутствуют человеку при проявлении им нежности и ласки, сказать трудно. Это что-то неясное, почти эфемерное, практически не поддающееся осознанному анализу. Эти переживания сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, который тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что у человека возникает что-то приятное, близкое к легкой и тихой радости.

Р. Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви. Первая составляющая любви - интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов .

Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом) возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

Вторая составляющая любви - страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

Между интимностью и страстью соотношения не однозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость - страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Третья составляющая любви - решение - обязательство (ответственность). Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект - в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

И эта составляющая не однозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений (табл. 1).

Таблица 1 - Систематика видов любви Р. Стернберга

«+» компонент присутствует, «-» компонент отсутствует.

Таким образом, эти виды любви представляют собой предельные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны .

Большинство вступающих в брачные отношения полагают, что они руководствуются совершенной любовью. Однако нередки случаи, когда за таковую принимают слепое увлечение. Чаще всего бывает, что страсть в ходе супружеской жизни умирает, а ее место занимает любовь-товарищество.

Острой стадией любви является влюбленность, о которой речь уже шла выше. Однако если влюбляются чаще во внешне красивых, то любят за душевную красоту, тем более что внешняя красота не вечна.

В широком смысле любовь это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь – одно из самых сложных отношений, богатых индивидуально неповторимыми нюансами. Любовь – понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), и любовь к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям.. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины, которая представляет собой сложный комплекс человеческих переживаний, возникающих в результате слияния биологических потребностей, трансформированных культурой, с нравственно-эстетическими и психологическими устремлениями личности. Человеку в любви необходимо не просто существо другого пола, а такое существо, которое обладает для него эстетической привлекательностью, интеллектуальной и эмоционально-психологической ценностью, общностью нравственных представлений, сексуально-эротической притягательностью. Если нет хотя бы одного из этих компонентов, любовь «не состоится» или возникнет ее иллюзия, которая неизбежно разрушится, погибнет. Без гармонии «Я» и «не–Я», без духовной близости, совместимости характеров подлинная любовь между людьми невозможна.

Любовь – величайшая ценность, свойство и право свободного человека.. Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает особая эстетика любви – тяга человека к совершенной жизни, которая строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости. Причем эта тяга к гармонии и идеалу затрагивает как разум, так и глубинные эмоциональные пласты человеческой души. Откуда берутся такие ощущения? Возможно, любовь – это самая сильная из всех эмоциональных потребностей, «голод» человека по человеку, чувство невероятной внутренней необходимости в нем, признание его безусловной ценности . Любовь объединяет человека с другим, помогая ему преодолеть чувство изоляции и одиночества. При этом любовь «позволяет человеку оставаться самим собой, сохранять свою целостность и индивидуальность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Э. Фромм).

Однако любовь – это не счастливая случайность или мимолетный эпизод;любовь искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Э. Фромм выделяет пять элементов любви: давание, забота, ответственность, уважение и знание.

· Любовь как давание – это высочайшее проявление силы человека, способного отдавать, силы, рождающей ответную любовь. Любовь – это способ самореализации, заключающийся в том, чтобы давать , а не брать .

· Любовь как проявление заботы и интереса предполагает душевный отклик, изъявление многообразных чувств по отношению к любимому человеку. Она созидательна и плодотворна , она противостоит разрушению, конфликтности, вражде. Это форма продуктивной деятельности.

· Любовь как ответственность есть ответ на выраженные или невыраженные потребности другого человеческого существа, состояние и готовность «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви ответственность касается, прежде всего, психических потребностей другого человека.

· Уважение в любви – это это способность видеть и принимать человека таким, как он есть, а не таким, каким он необходим мне в качестве средства для моих целей . Это готовность осознавать его уникальность и индивидуальность.

· Но «уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание» (Э. Фромм). Знание необходимый аспект любви, позволяющий проникнуть в суть, «тайну» любимого человека» и реализовать все другие аспекты любви.

Абсолютно полная, всеохватывающая любовь предполагает органическое единство всех этих аспектов. Итак, любовь – это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение и влечение, и относительно самостоятельное стремление и потребность, и в этом качестве – высшая форма межличностного общения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

РАЗНОВИДНОСТИ ЛЮБВИ


В древнегреческой культуре различалось четыре вида любви: эрос, филиа, агапэ, сторгэ. Почти все они вошли в современную классификацию разновидностей любви (филиа сохранилась как обозначение любви-дружбы, любви в дружбе). Что Вы знаете об этих разновидностях? Что они означают для Вас? О чем говорят Вам стрелки на схеме? Попробуйте «расшифровать их.

Великий исламский мыслитель Ибн-Сина дает такое определение: «Любовь – заболевание вроде наваждения, похожее на меланхолию. Нередко человек навлекает ее на себя, подчиняя свои мысли восхищению образом и чертами, присущими возлюбленной; иногда этому способствует похоть, а иногда и не способствует». Можно ли согласиться с этой формулировкой?

Некоторые исследователи связывают появление любви в ее нынешнем понимании с процессами, которые происходили в Европе в начале II тысячелетия, в частности, с появлением рыцарства, ставшего покровителем и носителем особого культа любви. Согласны ли Вы с этим, и что Вы знаете о рыцарском кодексе любви?

Можно ли измерить и чем? Всепоглощающей страстью, потомством, либо еще чем-то? Как Вы относитесь к мере любви, предложенной Августином Блаженным: «Мера любви – это любовь без меры».

5. Русский философ Вл. Соловьев выделяет три вида любви: любовь, которая больше дает, чем получает, – нисходящая любовь; любовь, которая больше получает, нежели дает, – восходящая любовь; любовь, в которой и то и другое уравновешены . Кроме того, он видит пять возможных путей развития любви. Два ложных пути: «адский» – мучительная неразделенная страсть и «животный» – неразборчивое удовлетворение полового влечения. Три истинных пути: брак, аскетизм и высший путь – Божественная любовь, когда перед нами предстает не пол – «половина человека», а целый человек в соединении мужского и женского начал. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком»; именно здесь он решает главную задачу любви – увековечить любимое, спаси его от смерти и тлена. Выразите Ваше отношение к градации любви в философии Вл. Соловьева.

6. Прочтите книгу Э. Фромма «Искусство любви» и ответьте на ряд вопросов.

– Как Вы объясните противоречие, отмеченное Э. Фроммом: «Любовь помогает ему (человеку) преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохраняя свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»?

– По Фромму, существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая, любовь к себе и любовь к Богу. Что Вы думаете по поводу этой классификации, и что дает автору, на Ваш взгляд, выделять эти типы любви?

– Э. Фромм характеризует любовь прежде всего как давание. Что это значит, и что один человек может дать другому?

7. Отвергает или подтверждает Ваш собственный жизненный опыт следующее утверждение З. Фрейда: «Ненависть является не только неожиданно постоянным спутником любви, не только часто предшествует последней в человеческих отношениях, но … в известных случаях ненависть также превращается в любовь, а любовь – в ненависть»?

8. Ответьте на вопросы тестов 7–8 и обсудите результаты.

9. Подумайте над следующими афоризмами и сделайте выводы для себя:

· Быть любимым – это больше, чем быть богатым, ибо быть любимым означает быть счастливым (К. Тилье).

· Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом (Ф. Вольтер).

· Любить глубоко – это значит забыть о себе (Ж.-Ж. Руссо).

· Любовь придает благородство даже тем, которым природа в нем отказала (В. Шекспир).

· Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет (Д. Дидро).

· Ничто так не покоряет, не смягчает мужского сердца, как сознание того, что его любят (Г. Сенкевич).

· Все страсти вообще заставляют нас делать ошибки, но самые смешные из них заставляет нас делать любовь (Ф. Ларошфуко).

· Первый симптом любви у молодого человека – робость, а у девушки – смелость (В. Гюго).

· Любви не знавший дуралей достоин сожаления (Р. Бернс).

· Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно (П. Бомарше).

· Не рассудок управляет любовью (Ж. Мольер).

· Причина, по которой влюбленные никогда не скучают в обществе друг друга, заключается в том, что они постоянно разговаривают о самих себе (Ф. Ларошфуко).

· Любовь всегда превосходит веру в нее. Повседневные слова: «Если бы ты знала, как я люблю тебя!» – заключают в себя глубокую бесконечную истину (В. Гумбольдт).

· Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя (М.М. Пришвин).

· Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит (В. Белинский).

· Любить – это значит испытывать наслаждение от возможности видеть, прикасаться, ощущать всеми органами чувств любимое существо, одарившее нас своей любовью (Стендаль).

ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

Прикладная этика совокупность принципов, норм и правил, выполняющих на основе этики нормативной практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Сущность прикладной этики заключается, следовательно, в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности.

Реферат

«Любовь-одна из самых незаменимых

общечеловеческих ценностей»

Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных общественных групп. Огромное многообразие точек зрения по этому вопросу можно сгруппировать следующим образом:

общечеловеческие ценности- это явление только материальное, т.е. физическое или биологическое: (богатство, удовлетворение физиологических потребностей);

общечеловеческие ценности - это чисто духовный феномен (абстрактные мечты об Истине, Добре, Справедливости...);

общечеловеческие ценности - это сочетание как материальных, так и духовных ценностей.

При этом некоторые ученые считают ценности неизменными, стабильными, а другие - изменяющимися в зависимости от смены политических, экономических, социальных и других условий, от политики управляющей верхушки или партии, от смены общественного строя и т.д. Например, в нашей стране господство частной собственности сменило господство общественной. Соответственно изменились и ценности общества.

Все человеческие ценности связаны с объективной деятельностью природы и общества, т.е. реально существуют. В ценностях есть что-то общее даже для самых разных людей. То ценное, что как таковое осознается людьми в процессе их деятельности, весьма однородно.

Наиболее продуктивным для нашей программы является классификация систем ценностей, предложение Т.И. Петраковой, согласно которой ценности можно разделить на 3 вида: природные, приобретенные и абсолютные.

Природные ценности - это ценности естественных сил и способностей души, т.е. ума, чувства, воли. Они даются человеку от рождения. Природными ценностями являются ясность ума, быстрота мыслей, надежность памяти, искренние чувства, стойкость воли. Можно так же выделить такие природные добродетели, как одаренность, талантливость, творческие способности, открытость, честность, целомудрие, великодушие. Каждый человек обладает определенной мерой природных ценностей, которые он должен развивать и обогащать.

Приобретенные ценности - это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного формирования, они являются результатом полученного образования и воспитания. Приобретенной интеллектуальной ценностью является мощь разума, как совокупность мудрости, знаний и компетенций. Приобретенными эмоциональными ценностями являются качество, коренящиеся в положительных естественных склонностях человека и получившие свое оформление через постоянный контроль нравственного сознания и воли. К ним относятся: умеренность, выдержка, крепость, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благодарность, великодушие, верность, мужество, стойкость, терпение, постоянство, целеустремленность. Приобретенные ценности становятся второй природой человека, они позволяют ему действовать в любых ситуациях наиболее плодотворно. Когда приобретенные ценности глубоко укореняются в личности, ослабевают и уменьшаются возможность отклонения человека от естественной нравственной нормы.

Абсолютные общечеловеческие ценности - это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальные группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а имеющие значение для всего человечества. Согласно вышеуказанному, они - то и представляют интерес для нашей программы нравственно-духовного образования "Самопознание". Эти ценности общие для всех народов, имеют глубокий внутренний смысл и выражаются не просто в качестве внешних этических норм и правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается совесть человека как воплощение истины, праведного поведения, мира, любви, ненасилия.

Следовательно, об абсолютных общечеловеческих ценностях можно сказать, что человек рождается с ними, они заложены в сердце каждого человека от рождения, ими пронизано все сущее, они едины для всех людей, не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности и неизменны во времени. Они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры. Применение в практике повседневной жизни перечисленных ценностей ведет к обретению таких качеств, как мудрость, честность, радость, покой, сострадание, милосердие, истинная любовь, верность и справедливость.

Абсолютные общечеловеческие ценности включают в себя и природные и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами человека. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетелей. Общечеловеческие ценности пронизывают собой все ценности человека. Если рассматривать ценности в порядке их проявленной во внешнем мире, можно сказать, что абсолютные общечеловеческие ценности пронизывают собой все стадии духовного роста человека и содержаться в нем с самого начала его рождения в менее или более проявленном виде. Степень проявленных общечеловеческих ценностей свидетельствует о духовном уровне личности.

Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:

Насилие - духовной уровень.

Истина - интеллектуальный уровень (уровень различения, разум).

Любовь - нравственный уровень (ментальный, мысли, слова).

Покой - эмоциональный уровень (чувства).

Праведное поведение (физический уровень).

Чувства управляют телом. Ум управляет чувствами. Чистый разум (сила различения) стоит над умом. Если правильно использовать разум (интеллект), можно избавиться от беспокойства, страха, агрессии. Чтобы услышать голос разума, надо привести в состояние покоя свой ум. Таким образом, можно сказать, что характер является главным богатством человека.

Все общечеловеческие ценности - грани одной человечности. Праведное поведение - это любовь в действии, любовь пронизывает все ценности:

Любовь в действиях - праведное поведение.

Любовь в чувствах - покой.

Любовь в мыслях, словах - истина.

Любовь в понимании - ненасилие.

В перечне трех главных чувств: вера, надежда, любовь – любовь стоит в конце, но только лишь потому, что является заключительным аккордом в жизни утверждающей симфонии этой троицы. Нет веры без любви, нет надежды без любви, нет смысла ни в простых, ни в сложных вещах в этом мире без любви.

Человек приходит на эту землю, чтобы быть любимым и научиться любить. Чтобы согреть теплом своей любви частичку бесконечной Вселенной!

Любовь это понятие всеобъемлющее, применимое ко многим вещам. От самого рождения человек кого-то любит. Сначала маму, папу, бабушку с дедушкой. Даже своих братьев и сестер, хотя внешне, кажется, что они постоянно конфликтуют и ссорятся. Подрастая, малыш учится также любить и окружающий мир. Он его открывает для себя, узнает что-то новое, удивляется необычному, любуется красивым. Весь спектр этих чувств сливается в одно целое, с которым он просыпается по утрам, предвкушая новые впечатления. С каждым следующим днем он любит этот мир все больше и больше. Вот девочка в детском саду с пронзительно зелеными глазами и огромным бантом. А вот красивая пестрая бабочка на пушистой хризантеме. Они обе вызывают чувство восторга. Хочется их приласкать, подружиться, поиграть в веселую иргу, потому что он их действительно любит.

Любовь в жизни человека начинается с малого и, словно снежный ком, обрастает все новыми предметами обожания. Еще не осознанно, но уже неразрывно ребенок связан чувством любви с материнским теплом и заботой. В школе он безответно влюбляется в соседку по парте, потом в юную учительницу, ну а дальше по-настоящему, со страданиями, в сокурсницу. И каждый раз с уверенностью, что эти чувства навсегда.

Но взаимоотношения мужчины и женщины настолько многогранны и непредсказуемы, что никогда ничего нельзя загадывать. Примечательно то, что разрыв влюбленных, в большинстве своем, не является для них трагедией всей жизни. Время лечит, и новая любовь овладевает энергией также сильно и страстно.

Не многим людям в этом мире судьба дарит бесконечную любовь. Если это происходит и есть взаимность, то о большем и мечтать нельзя. Эти двое пронесут свою любовь и верность через всю жизнь, невзирая на многие трудности и невзгоды. Такая любовь не знает преград, которые и преодолевать легче. Потому что рядом всегда самый любимый человек и преданный друг.

Кстати, любовь к другу тоже имеет место быть. Если есть готовность к самопожертвованию ради спасения друга, значит, это диктует любовь.

Любовь в жизни человека может проявляться по-разному. Например, любовь к Родине, месту, где родился и вырос. К маленькому уютному дворику, где играл в песочнице. К родной школе и любимой учительнице. К своей профессии – это тоже немаловажно. К семье, детям, пожилым родителям. Если человек излучает любовь, то все вокруг чувствуют это и возвращают ее сполна. Если мы будем любить природу и заботиться о ней, она воздаст с лихвой полные закрома.

Говорят, без любви жизнь ничего не стоит. И никто не может определить, что это за чувство, которое захватывает человека и делает его счастливой, и которое рушит судьбы, когда умирает.

Похоже, любовь - это тайна, которую невозможно разгадать. Однако для себя я понимаю ее так: любовь - это неравнодушие. Когда ты чувствуешь тепло, радость, наполненность рядом с кем-то, когда проводишь с человеком время и знаешь, что ни одна минута не потеряна впустую, когда хочется быть рядом снова и снова, а также желаешь человеку счастье и хочешь помочь ему - это и есть любовь. Также любовь - это благодарность и принятие другого таким, какой он есть. Это такое состояние души, когда рядом с кем-то у тебя есть все для счастья, а весь мир радуется с тобой.

Вот, что о любви говорят дети 6-го класса нашей школы:

Попыталась найти ответ через опрос и что же я получила:

Любовь - это когда тебя кто-то любит, он произносит твое имя по-особенному. Твоему имени уютно у него на язычке.

Любовь - это когда ты делишься своей жареной картошкой и не ждешь, чтобы с тобой поделились тоже.

Любовь - это то, от чего ты улыбаешься, даже когда устал.

Любовь - это то, что оказывается вместе с тобой в комнате на Новый год, если ты перестанешь разворачивать подарки и прислушаешься.

Любовь - это когда ты говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и он начинает носить ее каждый день.

Любовь - это когда мама видит папу грязным и потным и все равно говорит, что он красив.

Любовь - это когда мама варит папе кофе и сперва пробует сама, вкусно ли получилось.

Любовь - это как старенькие дедушка и бабушка, которые до сих пор друзья, даже после того, что они так хорошо друг друга узнали.

Любовь - это когда вам все время нужно быть вместе, трудно друг без друга, вы способны не раздумывая отдать свою жизнь за другого, готовы на самые безумные поступки.

Любовь - это то, что нельзя понять головой, то что ощущается только сердцем.

Любовь - это болезнь. Когда человек влюблен, фактически он становится идиотом и слепым

Любовь – это неизвестно что, которое приходит неизвестно откуда и кончается неизвестно, когда. Это самая сильная из страстей - она одновременно завладевает головой, сердцем и телом.

Ответов будет море, потому, что каждый по-своему испытал это чувство.

Следующий вопрос был: «Какая бывает любовь?»

Любовь бывает бескорыстной, сильной, взаимной, материнской, эгоистичной, к Родине, к природе, слепой, волшебной и.т.п

Чаще всего люди говорят о трех видах.

1.Бескорыстная любовь - это мозаика, складывающаяся из заботы и любви к близким, заботе об окружающем мире, любви к животным, и к самому себе. Такие чувства ведут не к разрушению, а к созиданию окружающей действительности. Приняв её, можно сделать и прожить жизнь своей мечты. Невозможно быть по-настоящему счастливой без стремления научиться любить этот мир всеми фибрами души. Используй каждый день своей жизни и постарайся научиться любить этот мир, и он ответит тебе взаимностью.

2. Эгоистическая любовь , когда человек любит другого человека, божество, святого или кого-нибудь еще с ожиданием ответной любви. Эта самая распространенная форма любви в действительности представляет собой любовь к себе, а не к кому-то или чему-то еще.

Эгоистическая любовь, как правило, быстро угасает со временем

3.Взаимная любовь - мерило нравственности, условие человеческого счастья, показатель духовной красоты и общественной ценности брачного союза. Именно об этом записано в Кодексе о браке и семье: «...основой семьи является построение семейных отношений на добровольном брачном союзе мужчины и женщины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи». Добровольный союз, основанный на взаимной любви, дружбе и уважении, определяет отношения между мужчиной и женщиной и в 20, и в 40, и в 60 лет.

Множество проблем делает жизнь современного человека, в том числе и личную, до предела сложной. И если в ней не светит солнце взаимной любви, эти сложности довлеют над человеком, стирают радость от самого его существования. Любящий обязательно принимает часть трудностей на себя, становится другом. Именно в этом проявляется взаимность - в готовности к сопереживанию, принятию позиций и обязанностей любимого, как своих.

Эта взаимная любовь изменяется, растет вместе с духовным ростом человека.

И сколько бы мы не говорили и писали о любви, именно эта энергия - делает этот мир добрее и светлее. Все люди на земле должны любить и уважать друг друга. Но, к сожалению, этого не происходит. Очень часто такое светлое чувство как любовь затмевают другие чувства: гнев, зависть, ненависть, жадность, алчность. Есть любовь к золоту, но нет к родителям, есть любовь к деньгам, но не к людям.

Предметы роскоши не могут удовлетворить потребность человека в любви. Почему-то для своего тела человек не жалеет денег; красивая одежда, дорогие украшения, вкусная еда. Но вот о своей душе, о своем внутреннем мире человек очень часто забывает. Ведь, если там будет совсем пусто, то человек потеряет смысл жизни. Если дерево внутри сгнило, стало пустым, то его легко валит буря. Тоже самое происходит и с человеком. Буря в его жизни может легко его сломать. Поэтому очень важно наполнять себя любовью, которая не даст сломаться.

Когда меня направили на курсы самопознания, я долго думала, для чего мне это, что мне это даст, сколько времени я потрачу зря, лучше бы давала уроки и.т.п. Но придя на курсы я поняла, что здесь я обретаю новый опыт, новых друзей, а самое главное новые знания. Я увлеклась чтением такой литературы, которую раньше не брала в руки, я много узнала о понятии Любовь, как об источнике энергии. И именно эта энергия, энергия моих коллег, тренера помогала мне двигаться вперед к познанию. Когда человек живёт в радости, любви и благодарности к окружающему миру, то энергия протекает по его телу гармонично. Я менялась сама и со мной вместе менялись мои дети, менялось все что меня окружало. Меня попросту перестали раздражать те вещи на которые я ранее резко реагировала. Все исчезло, потому, что я изменилась.

Улучшения не заставят себя долго ждать, причем улучшения будут проявлены на всех уровнях вашей жизни, так как закон притяжения ещё никто не отменял.

Все люди пытаются найти в жизни , но, как правило, ищут не там, где она есть. Любовь живёт в самом человеке. Вы её нигде не найдёте.

В наших силах возродить и взрастить нашу , любовь к своим близким, к своей профессии, к самому себе, к детям, к окружающим.

«Януш Корчак помог мне понять ещё одну мудрость, связанную с вопросом: что есть гармоничное развитие. Корчак даёт простой совет, но от Высшего Педагогического разума: «Заповедь: люби ближнего своего – это гармония, простор, свобода. Глянь вокруг – улыбнись!»

Эта мысль освободила меня от лишнего научного мудрствования. Действительно: гармония – в любви ближнего. Если кто хочет быть гармоничной сущностью, пусть научится любить; если кто хочет воспитывать гармонию в детях, пусть научит их любить.

На самом деле нужно просто любить и показывать детям своим примером как говорить, как нужно думать, как поступать, одним словом единство мысли, слов и дела.

Я стремлюсь, как педагог на уроках, как мама дома, бабушка давать эту энергию этой любви своим ученикам, детям, коллегам. Данный курс мне дал много нового об этом понятии, всегда думала, что это слово является чувством, но на самом деле согласна, что это энергия, благодаря которой мы согреваем чьи-то сердца, греем чьи-то души, «зажигаем» искры в чьих-то глазах. Мои уроки самопознания все пропитаны этой энергией, потому, что именно на моих уроках мы можем говорить о любви свободно, уметь признаваться в любви своей Родине, своим родителям, близким, друзьям, петь песни о любви и рассказывать стихи. Я хочу закончить свои реферат со стихотворением о любви:

Любовь как жизнь: то весело, то грустно.
Порой смешна. А иногда - мудра.
Любовь, любовь
- загадочное энергия -
К тому приходит, чья душа добра.

Любовь давно поэтами воспета,
Но в песне каждый повторяет вновь:
Земля, земля теплом любви согрета.
Прекрасный этот мир спасёт любовь!

Стране любви неведомы границы.
Лети в неё, как птица, окрылён.
Любовь, любовь - незримые страницы
Великой сказки
- сказки всех времён.

Кадирова А.Б