Рождественская сказка "дорога в рождество". Рождественская сказка "дорога в рождество" Святочное гадание на суженого


Три возвышенных толкований на библейский текст о древе познания добра и зла, которые сходствуют по сути и не заимствуют это сходство друг от друга, но единствуют от причастности к общему источнику. "И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете Душа! когда услышишь о преступлении Адама и Евы, - понимай его так: в начале подверглись ему собственно они; ныне же подвергаемся ему в духе мы, я и ты. Сия вся образы прилучахуся онем: писана же быша в научение наше, в нихже концы века достигоша. Рассмотри следующее! возродившись крещением и водворенные в раю Церкви, мы преступили заповедь Возродившего нас, - и каким образом? Господь повелел любить всех единоверных и, при посредстве терпения, вкушать плод, который они приносят нам, сказав: от всякого древа, еже в рай, снедию снеси. Но мы, последовав помыслам змея, возлюбили одних, как добрых, - возненавидели других, как злых. В этом и заключается вкушение от древа познания добра и зла. Вкусив от него, мы умерщвляемся в духе не потому, чтоб смерть сотворена была Богом, но потому, что она является сама собою в человеке, возненавидевшем ближнего. Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых; Он не приводится к действиям страстию гнева, не вымышляет способов к наказанию за согрешения, не изменяется соответственно достоинству каждого, но вся премудростию сотворил, предопределив, чтоб все было судимо по духовному закону. По этой причине Он не сказал Адаму и Еве: «В тот день, в который вы вкусите запрещенного плода, Я умерщвлю вас у, но, предостерегая и утверждая их, предъявил им закон правды, сказав: в онь же аще день снесте, смертию умрете. Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму и злому, последовало естественно надлежащее возмездие. Воздаяние не вымышляется при каждом случае, как думают некоторые, не знающие закона духовного. Ведая его отчасти, мы должны быть убеждены в том, что, возненавидев кого-либо из единоверных, как злого, и сами будем отвергнуты Богом, как злые, - не приняв покаяния от ближнего, как от грешника, будем и сами отвергнуты, как грешники, - не простив ближнему согрешений, ниже сами получим прощение." (Прп. Марк Подвижник. Слово второе) "Древо познания добра и зла есть распознание многообразного зрелища, то есть познание собственной природы. Это познание, из себя самого раскрывая величие Творца, прекрасно для совершенных, для утвердившихся в божественном созерцании и не боящихся падения, ибо они вследствие продолжительного упражнения приобрели некоторый навык в таком созерцании. Но не хорошо оно для тех, которые еще неопытны и подвержены сладострастным влечениям. Так как они не укрепились в добре и еще недостаточно утвердились в привязанности к одному только прекрасному, то их обыкновенно привлекает к себе и развлекает забота о собственном теле. ...Бог говорит: От всякого дерева в саду ты будешь есть (Быт 2:16). Думаю, Он хочет сказать: через все творения восходи ко Мне - Творцу, и со всех них собери один плод - Меня, истинную жизнь. Пусть все приносит тебе плод - жизнь; и общение со Мною полагай основой своего существования, ибо таким образом ты будешь бессмертен." (Прп.Иоанн Дамаскин.Изложение веры.) /*Толкование святого Дамаскина есть продолжение мысли святого Марка:различение ближних на добрых и злых, познание их из этого различения и восприятие ненависти к тем,кого познал,как злых-бывает от привязанности к благу собственного тела, потому что и злого человека таковые рассматривают именно угрозой для благополучия тела.Себялюбие, порожденное этой привязанностью и производит смерть,которую Бог озаботился присечь и тем,что человеку "нехорошо быть одному"(разве один был человек? Разве не было Бога с ним и множества животных?)так как пользующийся миром и не имеющий целью блага для других,будет себялюбцем.А чтобы быть оторванным от себялюбия,Адаму надлежало иметь ту,ради которой он забыл бы о себе. Не мог бы он забыть о себе, если бы жена была во всем подобна ему и ничем не превосходила, следовательно, она была создана так,что в совершенстве и доброзрачности имела лучшее,чем он.И тем создано в человеке активное стремление к совершенству, которого не возникло бы, если он не видел бы ту, которой дана власть награждать всякое благое стремление.И так было ограничено в людях себялюбие, и поэтому сначала пала жена, так как не имела и начального познания несовершенства,которое благодаря ей уже имел Адам.И в последствии для устроения блага последнего венца творения-женщины,Бог устроил ее,как подвластную мужу, тогда как изначально ее власть над мужем подвигла его нарушить заповедь Творца.Но сознание первоначальной власти и совершенства присутствует в женщине и в ее царственной свободе и красоте,которой покоряются и для которой происходят едва ли не все подвиги мужчин.*/ "А если, быть может, кто скажет, что древом познания добра и зла является видимое творение, то не погрешит против истины, ибо это творение естественным образом принимает наслаждения и страдания. И еще. Так как видимое творение обладает и духовными логосами, питающими ум, и природной силой, услаждающей чувство, а ум извращающей, то она и названа древом познания добра и зла, то есть как обладающая ведением добра и зла, когда созерцается духовно, и ведением зла, когда воспринимается телесно. Ибо она становится учительницей страстей для воспринимающих ее телесно, навлекая на них забвение [вещей] божественных. Потому-то, вероятно, Бог и запретил человеку вкушение ее, отлагая это на время, дабы человек прежде - что было весьма справедливо - познал через благодатное причастие Причину свою и через такое вкушение укрепил данное [ему] по благодати бессмертие в бесстрастии и непреложности, а потом уже, став как бы богом в силу обожения, безвредно и в безопасности вместе с Богом созерцал творения Божии и получил ведение о них как бог, а не как человек, имея по благодати одно и то же с Богом премудрое познание сущих, благодаря претворению ума и чувства к обожению. Так нужно понимать древо [познания], в соответствии с доступным для всех духовным толкованием, представляя более таинственный и лучший смысл людям с тайнозрительной мыслью, от себя же почитая его молчанием." (Прп.Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию.)

Вычитала: многие православные церкви празднуют Рождество по новому стилю, т.е. как все западные церкви, 25 декабря. Например, Финская православная церковь, православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Правда на другом сайте написано, что русская, болгарская, сербская, иерусалимская церкви пользуются юлианским календарём. Так что насчёт Болгарии не понятно - когда они там празднуют. Пал Егорыч , ты не в курсе?

Переписываюсь с одним малазийцем на английском языке. Пытаюсь объяснить ему, почему у нас рождество 7го января, и почему "День 7го ноября красный день календаря" и при этом "красный октябрь".
Чтобы доходчиво объяснить кому-то что-то, надо сначала самой понять чётко.
В 1582м году следующим днём после 4го октября стало 15 октября. Юлианский календарь сменился григорианским. Это ввёл папа Григорий XIII, по его имени и назвали. Разница этих календарей в том, что у них сутки разной длины, и за века накапливается большая разница. Сейчас эта разница составляет 13 суток, а тогда было 10. В 18 веке разница стала 11 суток, в 19 веке - 12 суток, и в 20 соответственно - 13 суток.
По юлианскому календарю день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а на самом деле, астрономически, к 16 веку этот день наступал 11 марта. Вот папа и накинул 10 дней, и 11 марта стал 21м марта, и равноденствие опять приходилось на 21 марта (не проще ли было объявить, что с этого года равноденствие считаем 11 марта?) .
Теперь про Рождество.

Если мир, живший по Юлианскому календарю, праздновал Рождество 25го (юлианского) декабря, то после указа папы Григория XIII этот день в одночасье стал днём 4 января. В 18 веке 5 января, в 19 - 6го января, а в 20м - 7го января. В таком случае получается, что православное рождество отмечает "настоящий" день рождения Христа, а католическое - искусственный . Но - ещё в таком случае получается, что вообще-то мы в 21 веке должны праздновать Рождество 8 января . (Хотя на мой личный вкус слова "21й век" и "празднование Рождества" не сочетаемы).

И вот ещё что не нашла в инете: действительно ли, например, в 18 веке в России праздновали Рождество 5 января, а в 19м - 6го?
Я ни о чём подобном не слышала. Может есть где-то у классиков, например у Толстого по случайности в "Войне и мире" о праздновании Рождества? Или у Пушкина... хотя у Пушкина скорее о святках найдёшь.

Вот какую трактовку про 25 декабря и 7го января встретила на одном сайте. Исторически скорее всего не верная, но забавная.
25 декабря по всей Римской империи широко отмечалось рождение солнечного бога Митры. Надо помнить, что в то время как происходило установление христианства, как официальной религии Римской империи. Христианству стоило бы больших трудов вытеснить этот праздник из быта и сознания людей. Поэтому вместо его запрещения, они заменили его своим - перенесли празнование рождества Христова на тот самый день, когда народ отмечал рождение солнечного бога Митры. (Надо сказать, что и сам Иисус позаимствовал кое-что у солнечного Митры - а именно лучистый венец, символизирующий солнце - нимб. Возможно, Митра получил взамен терновый)...
...Для восточных церквей, на территории которых про Митру если и слышали, то не все, главнее было вытеснить другие "дни рождения" - Осириса и Диониса. Именно поэтому (а не из-за мифического старого и нового стилей), исторически сложилось, что на западе празднуют рождество 25, а на востоке 7 ого.

Интересно, если бы большевики не ввели григорианский стиль, у нас что сейчас, вот сегодня - было бы 1 января? Тогда как во всём мире 13е? Т.е. улетаешь из Москвы 1го, а в Лондон прилетаешь 13го. Ну хоть что-то большевики умное сделали! А до революции мы так и жили с Европой в разных числах?

Про революцию малазийцу своему тоже затрудняюсь объяснить. Где-то он вычитал, что у нас "День седьмого ноября красный день календаря", и при этом "красный октябрь". Пишет: Now I understand.... Red October is in November...

Да мы сами плохо понимаем, чо...))

Праздники Кипра — День Киккской иконы Божьей Матери

Согласно предания икону Божьей Матери «Милостивая-Киккская» написал святой апостол Лука. Он, вместе с двумя другими иконами отослал ее в Египет, затем оттуда, чтобы сохранить ее от гонителей христианской веры, направили в Царьград (Константинополь),.
Икона, несмотря на многие нападения на корабль, достигла берегов Константинополя и долго (вплоть до 12 века) хранилась там, а после была перевезена на остров Кипр.

Праздники Греции — Гинайкратия - фестиваль женщин в Греции

День 8 января в Греции это греческий аналог 8 марта — российского женского праздника. В этот день в Греции, в главных городах — городах Моноклисия и Неа Петра, и во многих деревнях и селах, расположенных в северной части страны, проходит Гинайкратия — женский фестиваль. В семьях 8 марта женщин освобождают от обычных домашних дел и хлопот и они идут проводить свой день в кафе — «кафетении», или в другие общественные заведения, в места развлечения и отдыха, где обычно находились только мужчины.

Бабьи каши

Этот праздник называют Бабьи каши, так как в этот день чествовались повивальные бабки. В стародавние времена предки славяне чтили повитух, относились к ним с большим уважением, одаривали их подарками. Этот праздник принято было отмечать в гостях у повитухи с вечера и до самого рассвета, он продолжался три дня. В этот день роженицы и будущие молодые матери несли повивальным бабкам пироги, наливку, сладости. Женщины весь вечер пели песни, мастерили обереги, а сама бабка проводила ритуалы, которые могли помочь им в обретении материнства.

Коляда

Праздник дошел до настоящего времени со старославянской истории, он существовал еще до принятия христианства. С давних времен он символизировал начало зимнего солнцестояния и переход из одного года в другой. Этот праздничный период длился обычно две недели, отмечали его особенно с размахом, с весельем и гуляньями. После принятия христианства языческие традиции совпали с днем рождения Иисуса Христа, и праздничный период стал длиться с 7 по 19 января, после чего в народе его еще прозвали Святками. История праздника интересна и увлекательна, многие традиции и обряды сохранились до нашего времени. Так, например, дети и даже взрослые в канун праздника ходят колядовать – стучаться в соседние дома, поздравляют хозяев, поют обрядовые песни, а взамен принимающие гостей потчуют их разными вкусными яствами и даже одаривают деньгами. Ряженые, по старославянскому обычаю, в своих песнях колядках желают хозяевам здоровья, добра и достатка. На святки еще было принято молодым девушкам гадать на суженого, чем юные барышни с удовольствием занимались. Праздник Коляды никогда не проходил у древних славян без кутьи, было три знаковых вечера, когда готовили это обрядовое ароматное кушанье: в вечер перед Рождеством 6 января, 13 января – накануне Нового года по старому стилю и перед праздником Крещения 19 января, причем первая и третья кутьи были постными. И по сей день в канун Святок разносят кутью, угощают ею гостей и соседей.

Церковный праздник

Собор Пресвятой Богородицы

Сразу после рождества Христова 8 января православные во всем мире отмечают еще один великий праздник — Собор Пресвятой Богородицы. Православная Церковь в этот день обращается к Богоматери, которая стала избранным орудием Промысла и родила Спасителя с благодарственными и хвалебными песнями.
От Пресвятой Девы родился и воплотился Спаситель наш Иисус Христос, в честь нее сразу после Его Рождества установлен и чествуется этот праздник.

Народный календарь 8 января

День повитух

В этот день 8 января на Руси славяне отмечали праздник каш, или в народе бабий праздник - День повитух, когда чествовали повивальных бабок, к которым приходили бывшие роженицы со своими чадами и приносили угощения и щедрые подарки. Бабки их благословляли и угощали гостей кашей. В этот день к бабкам ходили также и будущие мамы и молодые девушки. Православная церковь позже стала в этот день отмечать праздник Собор Пресвятой
Позже, во время зарождения христианства на Руси родился другой обычай, в этот день женщины приходили в церковь с испеченными пирогами и преподносили их Богородице. Повивальная бабка во всех деревнях пользовалась большим уважением. Она знала как правильно «свить» новорожденного младенца пеленками, чтобы он спал спокойно. Бабки- повитухи знали все по части материнских и женских и забот. В народе говорили, отмечая их мастерство: «У всякой бабки свои ухватки».
Основной целью обычаев этого дня в древней Руси было укрепление семьи.
В День повитух или Бабьих каш христиане отмечали приметы: если синички поутру начинали кричать - значит, к вечеру мороз будет, а если галдели вороны - то быть быть снегопадам и метелям.
Подрумянившаяся в русской печи каша предвещала обильный снег. Хорошая и ясная погода в этот день обещала хороший урожай проса.
С этого дня в народе начинались девичьи гадания, продолжавшиеся до Крещения. Гадали девушки в сопровождении особенных народных песен или в полной тишине.
Гадали главным образом на свадьбу, смерть или урожай.
В наши дни обрядовая суть этого праздника практически исчезла и осталась местами его развлекательная сторона. Многие девушки и в наши дни с удовольствием гадают перед Крещением «на суженого».

Именины 8 января у: Александра, Анфисы, Василия, Григория, Давида, Дмитрия, Ефима, Иосифа, Исаакия, Константина, Леонида, Марии, Михаила, Николая

В такой день все верующие отмечают разные торжества. Рождество закончилось, но после него следует еще множество других обычаев.

Какие праздники отмечают люди в мире 8 января

Собор Пресвятой Богородицы

После того, как Рождество проходит, на следующий день православный мир отметает еще один важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы. В такой день православная церковь с благодарственными и хвалебными песнями обращается к Богоматери.

Ведь именно она стала избранным орудием Промысла, и родила Спасителя. В такой праздник называется Собором, потому что в отличие от отдельных торжеств в честь Богородицы, в данный день создается общее празднование и других лиц, которые были близки к Деве Марии. В празднование Собора люди чествуют память тех, кто по плоти был близок к Иисусу: святого Иосифа, царя Давида и святого Иакова. Иосифу же было 80 лет, когда он принял Деву Марию и пообещал хранить ее чистоту и девство.

Что касается Давида, то по полоти он был предком Господа и спасителя. Ведь ему надо было тоже оберегать Иисуса. Апостола Иакова называют братом Божиим, так как он был старшим сыном Святого Иосифа. Иаков был очень благочестивым человеком. Сам праздник Собор имеет очень древнее происхождение. Его можно отнести к ранним временам Христианской церкви. В 4 веке Епифаний и блаженный Августин в своих учениях на праздник соединяли хвалу Богочеловеку с хвалой Деве Марии.

Бабьи каши

Каждый год 8 января люди отмечают бабьи каши. В такое торжество было принято чествовать повивальных бабок. Люди приносили им щедрые подарки и угощения. Также приводили своих детей, дабы баки их благословили.

В такой день рекомендовано было ходить молодым девушкам и будущим мамам. Люди говорили: бабка повивальная – в деревне всем родная дальняя. Без повитухи ведь не обходились не одни родины. Бабка посабляла роженице. Поскольку бабка знала обычаи старины, она могла спокойно сделать свое дело. Если у роженицы были муки, то бабка топила баньку и вываживала роженицу по солнцу. Не в столь далекие времена, матушка собирала всех детей вместе и учила их славить Рождество.

При этом она обсыпала их зерном – на долгий век, на благополучие и счастье. В праздничное время, проще простого было выдать по ломтю хлеба и побаловать ребятишек клюквой на меду. Но, дети должны были еще заслужить угощение. Кстати, за приметами тоже наблюдали. Если 8 января будет ясным, то будет хороший урожай спроса. Если в печи подрумянилась каша – будет снег. А если с утра вы слышите синичек, то ожидайте тогда мороза к ночи.

Гинайкратия – фестиваль женщин в Греции

8 января можно назвать с легкостью греческим аналогом российского женского торжества 8 марта. Только вот смысл греческого празднования заключается немного в другом. Преимущественно в городах Неа Петра и Моноклисия 8 января проходит такой вот женский день Гинайкратия. В такой день в семьях надо обменяться семейными ролями: женщины перестают выполнять свои домашние хлопоты и проводят весь день в общественных заведениях.

Это может быть любое место отдыха, в котором разрешено находится только мужчинам. А в это время, мужья берутся за работу по дому. То есть они моют полы, готовят, смотрят за детьми и так далее. В последние годы данное торжество стало традицией, нежели фестивалем. У такого торжества есть еще и другое название – Фестиваль доминирования женщин или Фестиваль матриархата.

8 января в народном календаре

День повитух

В такой день на Руси было принято отмечать бабий праздник. По-другому его называют – праздник каш. В таких день люди славили рожениц или бабок. Женщины брали подарки и детей и шли к бабкам, которые помогли им при родах.

В такое время родился и сам обычай, который связан с христианством. Женщина должны были прийти в церковь с заранее приготовленными пирогами. Такие дары преподносились Богородице. Повивальная бабка пользовалась большим успехом в любой деревне. Повивальной ее прозвали потому, что она могла правильно свить новорожденного пеленками, чтобы он не вырывался и спал спокойно.

Повитухи могли быть просто знатоками по части женских или материнских забот. В честь данного торжества, есть одна поговорка: «В праздник каш всяк с ложкой ходит – полный черпак семью не разгонит». Это означало то, что все обычаи были нацелены на укрепление и благополучие семьи.

Кто отмечает именины 8 января

Александр, Анфиса, Василий, Григорий, Давид, Дмитрий, Ефим, Иосиф, Исаакий, Константин, Леонид, Мария, Михаил, Николай.

Знаменательные события 8 января в мире

  • 1709 – в Москве был издан Брюсов календарь.
  • 1851 – физик Жан Фуко доказал, что Земля вертится.
  • 1861 – в Питере вышел первый номер журнала «Вокруг света».
  • 1942 – началась Ржевская битва во время Великой Отечественной войны.
  • 1957 – Бобби Фишер в возрасте 13 лет стал чемпионом США по шахматам.
  • 1959 – Шарль де Голь стал президентом Французской Республики.

8 января родились

  1. Николай Панин-Коломенкин 1872 – русский и советский спортсмен и тренер.
  2. Степан Шкурат 1886 — советский актер кино и театра.
  3. Бронислава Нижинская 1891 – русская балерина и хореограф.
  4. Карл Роджерс 1902 – американский психолог и педагог.
  5. Галина Улавнова 1910 – советская и русская балерина.
  6. Ярослав Смеляков 1913 – советский поэт и критик.
  7. Ханае Мори 1926 – японский кутюрье и дизайнер одежды.
  8. Элвис Пресли 1935 – американский певец и актер.
  9. Татьяна Егорова 1944 – советская и российская актриса кино и театра.
  10. Марина Неелова 1947 – советская и российская актриса кино и театра.